Что такое православная шизофрения? Болезни с таким названием нет ни в одном из диагностических справочников и классификаторов заболеваний. Однако, в бытовом смысле этот термин применяется довольно часто. Предлагаем фрагмент рассказа об этой проблеме председателя Общества православных врачей г. Тюмени, кандидата медицинских наук, Д.Н. Дурыгина в культурном центре «Русская неделя» 26.09.2009:
«…В Церковь приходят разные люди, в том числе много людей, изначально подверженных психической патологии. Эта патология у них либо не проявилась до сих пор, либо она проявилась в виде акцентуации характера личности. Но приходя в Церковь человек попадает в необычные для него условия, они воспринимаются как некая встряска и человек реализует эту патологию. В условиях стресса внутренняя проблема начинает актуализироваться и проявляется в виде либо психопатии, либо невроза, либо уже психоза, т.е. шизофрении. Различные проблемы, которые возникают в душе человека, общество и сам человек могут расценивать по-разному. Если б это был просто неверующий человек, ему бы сказали: «У тебя крыша поехала, обратись к врачу». Но когда человек приходит в храм, часто общество его воспринимает так: «А, да в церкви-то они все такие. Они там все такие угрюмые, все такие вот напряженные, у всех есть специфические черты характера и личности, реакция на окружающих. Что тут поделаешь? Они в церкви все немножко шизанутые». Поэтому когда человек приходит в Церковь, общество на нем ставит крест. Какие-то внешние его проявления списываются на его веру и церковность, и человек уже перестает задумываться о своей психической неполноценности. И если он раньше принимал психиатрическое лечение, если оно ему нужно, он не принимает лечение, пытаясь решить свои проблемы (если он их осознает) только церковными методами.
Всегда ли психиатрические проблемы имеет свое начало в какой-то одержимости? Далеко не всегда. Раньше был тест, вы наверно слышали об этом, так называемая проба с десятью стаканами… Но одержимость видна и в храме: когда человек не может подойти к святыне, не может подойти к Причастию, вы, может быть, это видели – его крутит, ломает, он начинает издавать какие-то звуки непонятные, его берут за руки, подводят к Причастию, он брыкается. Или к иконе чудотворной, или к мощам подводят – он брыкается; сухонькая слабенькая старушка раскидывает двух, трех, четырех здоровенных мужиков – ее не могут удержать. Вот это явные признаки одержимости. То, с чем мы сталкиваемся в обычной жизни, далеко не всегда является одержимостью. Причины шизофрении могут быть разные. Могут быть чисто физические – системные заболевания соединительной ткани, бывает, сопровождаются психическими нарушениями. Но, как считают некоторые верующие психиатры, все равно начало психической патологии вытекает из внутреннего состояния человека. В первую очередь, это повышенная мечтательность, которую человек не желает в себе бороть, самомнение… Такое сочетание дает тот взрыв проблем, которые начинают захватывать всего человека. И поэтому то, что потом происходит с человеком, не всегда адекватно.
Меня часто спрашивают: нужны ли отчитки, надо ли на них ездить? Я не являюсь сторонником отчиток. Почему? Потому что после отчитки человек подобен, как в Евангелии сказано, чисто выметенному дому. Бес вышел, походил, погулял и сказал: «А чего я хожу в этих краях да перелесках? А вот дома-то у меня чисто, выметено, прибрано». Взял еще семь сильнейших себя бесов и возвратился, и стало тому человеку еще хуже, чем было прежде. Мне тоже приходилось такое наблюдать: вначале что-то было полегче, получше, а потом человеку бывает еще тяжелее. По Евангелию, род сей изгоняется постом и молитвой. Человек, не укоренившийся в церковной жизни, не может ехать на отчитку, он получит от этого только вред. А многие это желают делать, многие об этом наслышаны с легкой руки разных церковных завсегдатаев: «Ой, да у тебя психическое заболевание! Чего ты тут сидишь-то, собирайся, вон езжай в Москву, тебя там отчитают, все пройдет!» А что у него пройдет? Что его отчитают? Он еще в церковной жизни не укоренился, молиться не умеет, посты не соблюдает. Род сей изгоняется постом и молитвой.
Те психологические, психопатологические явления, которые мы встречаем в церкви: бабушки, которые рыкают на вновь пришедших, кумушки, которые судачат и кости всем перемывают, – эти явления психической патологии, акцентуации характера – от них мы никуда не денемся. Они все пришли из нашей жизни, и я их воспринимаю по-евангельски: «Не здоровые нуждаются во враче, а больные». И церковь превращается во врачебницу. Есть современная медицинская шутка: «Здоровый человек – это плохо обследованный человек». Мы все, в общем-то, являемся больными людьми, кто телесно, кто духовно, а может быть то и другое, и от них же первый есмь аз. В этом нет ничего странного, неожиданного, непонятного, мы пришли во Врачебницу, в Церковь. «Не здоровые нуждаются во Враче, но больные».
Благодарим за безвозмездную расшифровку видеозаписи Юлию КАЗНОВСКУЮ
См. также: Вера никогда не приведет к шизофрении