Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

О любви к прокаженным

Здесь я не разговариваю, но больных, похоже, это не трогает… Потому что я прикасаюсь к ним. Прикасаюсь к людям из касты «неприкасаемых». И когда я отрезаю ножницами гангренные пальцы их, то славлю Бога, что у них бесчувственные члены. По вечерам, когда я читаю Священное Писание, порой в мою комнату заползают змеи, скорпионы и ящерицы… И тогда нужно прерывать чтение, вставать и выбрасывать их вон…

Здесь мы приводим отрывок из книги «Подвиг любви» о жизни греческой монахини геронтиссы (старицы) Гавриилии (Папайяни) (1897-1992гг), которая всю свою жизнь посвятила служению людям. Это была очень почитаемая старица, которая закончила свой земной путь в монастыре святых Ангелов на острове Лерос (Греция). Еще до принятия пострига, в 1954 году, после смерти ее матери, Гавриилия отправилась в Индию, решив полностью предать свою судьбу в руки Божии. Так геронтисса объездила полмира – она побывала в Европе, в США, и даже в Африке. Она занималась лечебным массажем, сопровождала бесчисленных больных к месту лечения, и всюду прославилась своей миссионерской деятельностью. С 1978 по 1989гг. геронтисса жила в Афинах, ее крохотную квартирку на первом этаже окрестили «Домом ангелов» — здесь она принимала тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации, искал совета и поддержки.
Мы избрали, пожалуй, самый душераздирающий эпизод этого жизнеописания – рассказ о том, как Гавриилия жила в индийском селении для прокаженных Ананд Ван, основанном общественным деятелем Баба Амте, ставшим затем ее близким другом.


Баба Амте



В больнице для прокажённых Баба Амте

«Любопытно, что в то время как человек часто разыскивает Божественное Вдохновение в разрушенных или древних храмах, он не может его найти в человеческих душах… Как жаль!» Об этом думала она, когда в жгучий, пронизывающий до костей мороз, повозка, запряжённая волами, везла её ночью в джунгли Центральной Индии, в местечко Варора. На ней была единственная одежда, белое летнее платье, похожее на медицинский халат, которое стало её нарядом в эти пять лет в Индии. Индус, молча управлявший волами, не говоря ни слова покрыл её ноги толстым шерстяным одеялом. Может быть, он часто так делал с обитателями селения прокажённых, когда доставлял их в Ананд Ван. Дорога была очень непривычная и ночь очень чёрная. Шел новый 1956 год, и начиналось новое служение её с прокажёнными Индии.
В первый раз она пробыла в Ананд Ван два месяца. «Но в эти два месяца,— писала она своей подруге Елене Вырву, — я поняла, что в человеческих руинах существует гораздо больше того, чем восхищаешься, что сохраняешь и любишь, нежели то, что находишь в величественнейших каменных руинах… Мужество, Вера, Терпение, Выдержка и, сверх всего, Надежда и Радость могут укорениться и расцвести в разрушенном человеческом сердце, если ему будут даны благоприятные условия, если ему будет дана Любовь». Далее читаем: «Многочасовое путешествие поездом меня очень утомило. Поездка на воловьей повозке, несмотря на ночной холод, не ободрила меня.
Но в тот момент, как я вошла в сделанный на скорую руку дом Баба Амте усталость моя прошла, и дух мой возвеселился в атмосфере простого тёплого домашнего уюта. Не было официального приветствия и классического западного рукопожатия… Но добрейшая улыбка на лице Баба Амте, при встрече, говорила сердцу моему гораздо больше, чем горячее «добро пожаловать». Всё это время госпожа Ка Амте стояла молча сзади него, держа на руках младенца, который, как я узнала позже, не был её, но одной прокажённой женщины из поселения. Они растили его в своём доме вместе со своими детьми, чтобы уберечь от заражения.

На следующее утро Баба Амте водил меня вокруг поселения и рассказывал, как оно создавалось. На самом деле это была история его жизни. В качестве адвоката его направили в местечко Варора. Всё время, пока он там был председателем муниципального совета, он интересовался общественной деятельностью. Чтобы лучше узнать образ и условия труда рабочих муниципалитета, Баба Амте работал в течение многих месяцев в общественных туалетах уборщиком. Однажды, спустившись в туалет для уборки, увидел человека, лежащего на полу. Он был на последней стадии проказы и всё тело его было покрыто язвами. Несмотря на то, что Баба Амте чувствовал сострадание, он ничего не мог сделать. И прошёл мимо, как мимо многих других. Но в противоположность всем остальным, Баба Амте не мог выкинуть его из головы, забыть то чувство, которое он ощутил при этой встрече. Лицо этой человеческой развалины преследовало его день и ночь, пока он не понял, что душа его не успокоится, если он не сделает чего-либо для облегчения боли тысяч жертв этой страшной болезни. Так родилось поселение Ананд Ван. Правительство предоставило ему достаточное количество земли в джунглях, и с помощью пожертвований друзей и знакомых дело пошло. Началось все с нескольких больных, которых он разместил в одной палатке, и с хромой коровы. Казалось бы, ничего ободряющего…
Прежде, чем начать борьбу с проказой, он боролся со стихиями природы. Земля здесь полна змей, скорпионов и всякого рода пресмыкающихся. Собак его часто похищали ночью голодные тигры. Нужно было рубить деревья, кусты, удалять огромные камни. Здесь поистине было Дело, которое требовало мужества, веры и терпения в чрезвычайной степени. Но у Баба Амте и его сотрудников были эти три добродетели. И сегодня вид, который представляется глазам посетителя, совершенно иной. Вместо джунглей простираются зелёные поля, которые содержат и питают селение прокажённых. Вместо палаток и бараков — дома. В коровниках у них теперь 40 коров и 60 волов, и они приносят селению хороший доход, так как жители Ананд Вана торгуют молоком. В первое время сам Баба Амте и его жена ухаживали за животными. Сейчас уже о скотине заботятся двое излечившихся прокажённых. Теперь Ананд Ван находится под протекторатом махараджи Сева Самити и имеет филиал в местечке Варора и окрестностях. В Ананд Ване сегодня нашли приют 112 больных. Ежегодно зарубежные благотворители вкладывают сюда тысячи рупий. Этих денег могло быть намного больше, если бы имелись удобные средства доставки, однако до сего дня любая просьба по этому вопросу отклонялась. Только небольшие средства больных и пожертвования от друзей помогают продолжению дела.
Но Ананд Ван — не просто больница для прокажённых. Здесь больные лечатся не только от болезни тела, но в равной степени от страшной болезни души, которая столь часто её сопровождает — чувства одиночества, которое является результатом общественного изгнания и которое, в свою очередь, рождает отчаяние… Очень часто случается, что выздоровевших прокажённых отвергает их семья. Так произошло с медсестрой, которая помогает Баба Амте. Для всех этих несчастных и отверженных существует только один дом — Ананд Ван. Здесь они не просто лечатся, но и восстанавливаются. Это видно по их улыбающимся лицам и радостным песням, которые слышны весь день… Всё это показывает, что Ананд Ван — это действительно «Дом Радости», как переводится с хинди это словосочетание.»
В Ананд Ване Гавриилия увидела в прокажённом Христа. Каждый день она с любовью заботилась о них и молилась. Каждый день, когда она очищала разъеденную гангреной плоть, Он делал ужасный смрад этих ран благоуханным запахом. Те, кто встречался с ней в те дни, брали нечто от её Веры и становились оптимистичными и более смелыми, потому что Вера её была передающейся и уничтожала всякий страх, беспокойство и сомнение, всякое оспаривание Промысла Божия. Из письма к другу Йехуде мы узнаем подробности относительно её жизни в больнице для прокажённых: «Ананд Ван, 10 января 1956 года. Здесь я не разговариваю (ПРИМЕЧАНИЕ: Гавриилия хранила обет молчания во время своего пребывания в селении), но больных, похоже, это не трогает… Потому что я прикасаюсь к ним. Прикасаюсь к людям из касты «неприкасаемых». И когда я отрезаю ножницами гангренные пальцы их, то славлю Бога, что у них бесчувственные члены. По вечерам, когда я читаю Священное Писание, порой в мою комнату заползают змеи, скорпионы и ящерицы… И тогда нужно прерывать чтение, вставать и выбрасывать их вон…
Поднимаюсь в пять утра и выхожу из комнаты в шесть, чтобы встретить солнце. Потом пью стакан воды с лимоном и съедаю один банан. Затем принимаюсь за работу. Удивляешься, что может сделать массаж и простое смазывание вазелином! Очищаю язвы прокажённых. Ночью приходят мыши и грызут нечувствительные ткани больных конечностей и поэтому утром нужно делать повязку. После этого иду к источнику и таскаю воду или стираю одежду. В полдень обед и молчание до трех. Потом час английского языка с двумя сыновьями Баба Амте. Это единственный час в сутки, когда говорю. Потом в течение двух часов работаю в молочном отделении. Потом иду в свою комнату. Ужин. Чтение Священного Писания, молитва. Сон. Кончилась бумага и нет места. Напишу тебе другое письмо. Пишите мне».
Гавриилия стала широко известной. Занималась она, главным образом, язвами прокажённых и преподаванием физиотерапии больничному персоналу многочисленных больниц. Её приглашали из города в город, из учреждения в учреждение. Она пересекла Индию из края в край. Путешествовала при помощи любых средств передвижения — поездами (всегда третьего класса), автобусами, воловьими повозками. Без отдыха, без мысли об усталости. Потому что, как она говорила «тот, кто любит, не устаёт». Остается только удивляться её силе, жизнестойкости и вере, каковой одарил её Бог. И подумать только, что тогда ей был 61 год и что она жила в юношеском ритме и почти в походных условиях.

Текст с некоторыми изменениями печатается по:
Монахиня Гавриилия «Подвиг любви».
Перевод с новогреческого. Свято-покровская монашеская община, 2000 год.

P.S. Лечебница Ананд Ван существует и по сей день. Желающие узнать о ней больше могут зайти на англоязычный сайт www.fearlessminds.org, откуда взяты почти все фотографии в этой публикации.


Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?