Православный портал о благотворительности

Эксперты оценили бюджет российской благотворительности

2 марта в Москве состоялась ежегодная конференция «Благотворительность в России», организованная «Ведомостями». Какими путями «третьему сектору» двигаться дальше в кризис?

Фото с сайта diaconia.ru

Благотворительность в России стала важным общественным явлением. Об этом свидетельствует в том числе быстрый рост количества публикаций о благотворительности в СМИ: в месяц выходит около 11 тысяч статей по теме.

Какие в настоящий момент задачи стоят перед «третьим сектором»? Чего хотят и к чему стремятся благотворители? Мы выбрали из выступлений экспертов в сфере благотворительности самые яркие и попытались понять, о чем мечтают благотворители в России сегодня.

Мечта о 100 тысячах благотворительных фондов  

Рост и развитие благотворительности оценивается по нескольким показателям. Самый важный из них – общий объем пожертвований.

Если в 2005 году некоммерческие организации все вместе собирали несколько миллионов рублей в год, то в минувшем году было собрано около 30 млрд.

Фото с сайта nsn.fm

Эту цифру озвучила Елена Чернышкова, президент благотворительного фонда «Система». При этом информацию о своей работе и сборах фонды предоставляют с большим трудом, поэтому определить точную цифру затруднительно.

В нестабильные с экономической точки зрения времена количество частных пожертвований от конкретных людей увеличивается, тогда как доля участия компаний может и снизиться.

Хотя, как пояснила Ирина Меньшенина, директор по развитию БФ «Даунсайд Ап», рост числа пожертвований может все же замедлиться из-за кризиса.

Американские исследователи, изучавшие поведенческие привычки жертвователей в периоды экономического спада, заметили: когда начинается рецессия, благотворительность по инерции остается еще три года эффективной. Затем следует снижение пожертвований. Однако после того, как экономическая ситуация начнет улучшаться, первыми это почувствует именно благотворительный сектор. По мнению Ольги, это связано с эластичной системой мотивации и сознания тех, кто решает помогать другим.

Фото с сайта donorsforum.ru

По данным «Форума Доноров», сегодня в России зарегистрировано около 2500 благотворительных организаций. Ольга Барнашова, исполнительный секретарь ФД, рассказывая о развитии институциональной благотворительности, пожелала, чтобы количество их увеличилось до 100 тысяч. Сектору есть куда расти, даже в условиях кризиса. Дальнейший рост возможен не только при появлении новых ярких благотворительных брендов, но и при объединении усилий всех участников благотворительного процесса.

Мечта о понятной отчетности

Безусловным лидером в благотворительности по количеству сборов является «Русфонд». В августе этого года фонду исполнится уже 20 лет. За первые 10 лет своей работы «Российский фонд помощи» собрал 18 млн долларов, с 2006 года до нынешнего времени – 200 млн долларов.

Фото с сайта kommersant.ru

Лев Амбиндер, президент «Русфонда», рассказал, каким образом удалось этого добиться. Сегодня в России, по мнению Льва Сергеевича, в благотворительности участвует 20-24 млн частных лиц. Они доверяют благотворительным фондам. Работа самого крупного фонда помощи в России построена на доверии, тщательной проверке историй получателей помощи, клиник, куда люди направляются на лечение, абсолютно прозрачной финансовой отчетности.

Президент «Русфонда» посетовал на то, что некоторые новые фонды выходят со сборами на телеэкраны, но потом не отчитываются о том, куда уходят средства. Лев Амбиндер предложил журналистам начать разговор о благотворительности как о секторе экономики. Тогда, считает глава «Русфонда», появится общественная диагностика, которая является предтечей законов и разумной регуляции в сфере благотворительности.

В Америке существует множество навигаторов и рейтингов благотворительных организаций, обновляемых журналистами. Направлены они как раз на то, чтобы доверие многомиллионной армии доноров к той или иной организации не пошатнулось.

Мечта о плодотворном сотрудничестве с государством

Важность взаимодействия с государством на всех уровнях понимают все, кто двигает благотворительность в России.

Какие существуют государственные инструменты, призванные выстроить эффективные отношения с благотворительностью, рассказал директор департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России Артем Шадрин.

Фото с сайта issek.hse.ru

Важным экономическим инструментом взаимодействия является программа софинансирования деятельности некоммерческих организаций из региональных бюджетов.

Существуют также льготы по поддержке юридических лиц в рамках региональных налогов. В данный момент, как сообщил Артем Евгеньевич, обсуждается вопрос и о льготах по благотворительным пожертвованиям юридических лиц на федеральном уровне. Соответствующее предложение об этом в конце марта планируется внести на обсуждение правительства.

Работает программа по развитию инфраструктуры поддержки НКО, что повышает результативность социальных программ. Создаются центры инноваций в социальной сфере, которые субсидируются из федерального и регионального бюджета. Если раньше они поддерживали только социальных предпринимателей и служили своего рода бизнес-акселератором, то сейчас их мандат распространился и на поддержку некоммерческих социально ориентированных организаций.

Создается новая программа Минобразования и науки по поддержке благотворительных программ студентов. Одно из направлений развития – волонтерская деятельность учащейся молодежи.

По мнению Артема Шадрина, необходимо организовать сетевую систему распространения лучших практик, которые могли бы тиражировать успешный профессиональный опыт НКО.

Также в данный момент готовится к реализации программа неэкономической поддержки благотворительных организаций, которые хотели бы системно помогать обществу. Минэкономразвития совместно с экспертами в социальной сфере собираются курировать и помогать НКО в разных проблемных направлениях (профилактике сиротства, помощи бездомным и т.д.), чтобы в последствии это превращалось в системные решения.

Фото: facebook.com

Ирина Кибина, председатель попечительского совета фонда «Старость в радость», поделилась проблемой, которая существует во взаимодействии фонда, опекающем в данный момент около 200 домов престарелых (из 1200 существующих в России), с государством. Войти в новый дом престарелых – очень сложно. А одиноких стариков, находящихся в социальных учреждениях, – почти полмиллиона человек.

Не только Ирина, но и другие спикеры на конференции говорили о трудностях, которые могут возникнуть для благотворителей, если будут приняты поправки в закон «О некоммерческих организациях», связанные с определением политической деятельности НКО. По мнению большинства участников, поправки позволяют считать политической деятельность крупнейших благотворительных организаций, системно решающих задачи в области здравоохранения и социальной помощи, и создадут серьезные препятствия для их работы.

Мечта об этике

Фото с сайта diaconia.ru

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, глава Синодального отдела по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, рассказывая о проектах православной службы «Милосердие», пожелал всем присутствующим не забывать о том главном, что движет всеми добрыми делами.

Как добиться того, чтобы жертвователи и получатели помощи относились друг другу по-доброму? Чтобы сотрудники благотворительных фондов не только росли профессионально, но и не забывали в своей напряженной работе о том, на чем базируется любая помощь – о бескорыстии и любви, сочувствии? Чтобы человек, обратившийся за помощью, не стал безответственным потребителем? Владыка предложил на будущей конференции о благотворительности в России поговорить об этике особо.

Ирина Кибина рассказала о нескольких типах благотворительных организаций по типу их этической направленности и взаимодействия с обществом.

Первый тип – крупные фонды, которые получают гарантированное финансирование от компаний-учредителей. В таких случаях часто эти фонды становятся элементом лоббирования интересов компании.

Второй тип – программы больших корпораций, которые поддерживают благотворительные инициативы своих сотрудников, удваивая, например, их сбор на какую-то благую цель, или поддерживая частные предложения, улучшающие жизнь вокруг.

Третий тип – крупные тематические фонды, использующие высокоэтичные способы работы. За ними стоят личности, которым можно доверять, они своей репутацией гарантируют честность и прозрачность работы.

Четвертый тип – фонды практической направленности. Они помогают конкретным людям – старикам, детям, одиноким матерям, бездомным, инвалидам и др.

Пятый тип – частные фонды, возглавляемые людьми, которые вышли из большого бизнеса и теперь на личные средства, помогают тем, кому требуется помощь.

Шестой тип – политически окрашенные благотворительные программы.

Ирина считает, что, собираясь взаимодействовать с теми или иными организациями по вопросам благотворительности, нужно всегда определять этический приоритет этого сотрудничества.

Через несколько дней на странице www.vedomosti/events в разделе «Архив» будут доступны электронные версии выступлений участники конференции «Благотворительность в России», разрешенные докладчиками к публикации.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version