«Посоветуйте хорошего священника», – часто просят люди, но каждый понимает под этим что-то свое. Какой он – хороший священник? Тот, что подолгу может говорить со своими прихожанами, утешать, жалеть и сочувствовать? Тот, кто умеет дать ценный житейский и духовный совет? Или тот, кто по первому зову стремится помогать людям? Однажды мы даже пробовали разобраться в этом вопросе, но поняли, что универсального ответа, как и образа идеального священника, нет.
К счастью, каждый, кто ищет, однажды находит «своего» батюшку. Хороших священников много. Мы решили рассказать вам о них и собрали истории самых разных пастырей. Они окормляют осужденных на пожизненное заключение, помогают родственникам погибших в катастрофах и терактах, ухаживают за ранеными в донецких госпиталях, спасают бездомных и просто – каждым своим поступком делают мир немного лучше.
«Никогда Бог не был так близко»: история священника, который исповедует пожизненно заключенных преступников
Священник Кирилл Марковский около 20 лет общается с осужденными на пожизненное лишение свободы. Среди них есть люди, которые были приговорены к смертной казни, но остались в живых благодаря мораторию, введенному в 1996 году. Отец Кирилл признается, что многие его служения не понимают и даже не приветствуют, но сам батюшка видит в нем глубокий смысл. «Встретившись с верующими осужденными, был буквально потрясен – никогда Бог не был ко мне так близок, как там», – говорит отец Кирилл в материале Дарьи Менделеевой «Я исповедую осужденных на пожизненное. И я против смертной казни».
Помогать пожизненно заключенным отец Кирилл Марковский начал, еще учась в Свято-Тихоновском богословском институте. Сперва была переписка с одним человеком, затем об этом узнал его сокамерник и тоже захотел общаться и так далее. Вскоре желающих было уже так много, что батюшке пришлось организовать в приходе группу помощи пожизненно заключенным, поскольку число адресатов составляло до 80–90 человек. Отец Кирилл не только пишет письма, но и навещает своих подопечных в колониях, а иногда общается по телефону с теми, кому это разрешено.
Батюшка рассказывает, что в заключении к Богу приходят далеко не все. Даже те, кому реально грозила смертная казнь, рассказывали, что последние дни перед ней были погружены в то, чтобы каким-то образом отменить или отсрочить наказание, а о другом просто не думали. Осознание своих грехов и вера приходят к тем, кто уже провел в колонии несколько, часто более 10, лет.
Большинство пожизненно заключенных – те, кто виновен в разбое или совершил убийство в состоянии алкогольного либо наркотического опьянения. Маньяков не много, и они, как правило, не проявляют инициативы в случае визита священника: «Я много раз бывал на этаже, где Пичушкин (битцевский маньяк – Ред.) содержится, но он никогда не проявлял ко мне никакого интереса. Что происходит у него в душе – только Богу известно».
Батюшка рассказывает о своем опыте общения с теми, кому удалось раскаяться и искренне сокрушаться о своих грехах. Так, например, произошло в колонии «Полярная сова» в поселке Харп Ямало-Ненецкого автономного округа, где сидят «пожизненники». «Я заранее настраивал себя на некое погружение в ад, в место великого отчаяния, – вспоминает отец Кирилл Марковский. – Однако, встретившись с верующими осужденными, был буквально потрясен. И дело не в том, что они мне говорили нечто особенно духовное. Говорил в основном я. Это было просто переживание Его присутствия. Наверное, эту благодать и переживают иногда осужденные. Помню еще, что при нашей первой встрече многие осужденные плакали. Просто эмоции? Нет. Это, конечно, была благодатная радость».
В материале много очень личных историй – о покаянии, надежде и терпении, о принятии воли Божьей и о милосердии вопреки всему. Отец Кирилл является убежденным противником смертной казни, именно потому, что уверен: даже у самых закоренелых грешников должна быть возможность исправиться и принести покаяние. «Я полагаю, что, если Господь призывает отказаться от мести – «око за око, и зуб за зуб», значит, так лучше для человека. Казнь преступника принесет лишь временное удовлетворение, она не уврачует душевные раны потерпевших. И не возвратит погибших», – говорит священник.
«Там люди живут, понимая, что каждый день может стать последним»: история священника, который помогает госпиталям в Донецке
Отец Иоанн Перевезенцев оставил престижную работу хирурга в московской больнице, переехал в Рыбинск и стал священником. В 2022 году он впервые отправился в одну из донецких больниц, а затем организовал там постоянное служение добровольцев. Каждую неделю из небольшого города на Волге выезжает микроавтобус, чтобы менее чем через сутки оказаться в зоне СВО. Волонтеры ухаживают за ранеными, помогают медикам и буквально стоят в очереди, чтобы поехать в Донецк. О том, как отцу Иоанну удалось реализовать проект, который объединил самых разных людей из почти всех российских городов, в материале «Красный блокнот отца Иоанна. Как Рыбинск стал центром больничных волонтеров Донбасса» рассказывает Елена Симанкова.
«Даже если вы что-то читали о событиях в Донбассе, что-то видели по телевизору, вы все равно не сможете почувствовать этого всем своим человеческим естеством. Но тех, кто видел, это заставляет переменить отношение к событиям своей личной жизни, сменить приоритеты», – говорит отец Иоанн Перевезенцев о своих добровольцах. Это очень разные люди. Возраст – от 18 до 70 лет. Больше женщин, но встречаются и мужчины. Сестры милосердия, священники, монахи и монахини, дальнобойщики, медики, предприниматели и даже директор магазина «Пятерочка». География – самая обширная: Тутаев, Ярославль, Углич, Владимир, Москва, Екатеринбург, Томск, Сочи, и это далеко не полный список.
У батюшки есть талант объединять самых разных людей. Сам он говорит, что для него любой – потенциальный доброволец, разница лишь в том, как долго человек захочет или сможет помогать. Например, добровольцы, которые помогают священнику строить храм в рыбинском больничном городке, люди упорные – не только трудятся на стройке, но и каждую субботу, в любую погоду собираются на молебны, которые служат прямо на фундаменте будущей церкви.
Тех же, кто будет готов отправиться в Донецк, отец Иоанн поначалу искал среди прихожан и жителей Рыбинска. Батюшка сам дважды съездил туда, поработал в качестве санитара и узнал все потребности, а потом стал выступать на местном радио, на приходе, писать в соцсетях. И желающие нашлись, так что с 2022 года поток волонтеров не прерывался ни разу. Лишь однажды в расписании стали появляться окошки, и тогда, признается отец Иоанн, он даже покаялся в том, что немного забыл о том, кто на самом деле посылает ему неравнодушных людей: «Господи, прости, что я со своим самомнением немного забыл о том, что надо у Тебя просить, чтобы не оскудевал поток добровольцев», – молился батюшка, и буквально через неделю после этого проблемы уже не было, график волонтеров был расписан на несколько месяцев вперед.
Когда-то отец Иоанн Перевезенцев работал хирургом в одной из столичных больниц. Быть врачом мечтал с детства, хотя верующая бабушка как-то сказала: «Хорошо бы тебе, Ваня, стать священником». Когда в зрелом возрасте доктор Перевезенцев пришел к вере и стал размышлять, как он может послужить Богу, завет бабушки был исполнен. А вот с медициной пришлось, как казалось, навсегда расстаться, на то, чтобы оставаться врачом, батюшку не благословило церковное начальство. Но неожиданно ниточка между двумя профессиями протянулась в помощи донецким госпиталям. Помощь эта продолжается до сих пор.
«Должен уметь вести себя с пострадавшими и не бояться»: история священника, который работает как сертифицированный спасатель в чрезвычайных ситуациях
Протоиерей Андрей Близнюк – клирик храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе, руководитель группы Церковной помощи в чрезвычайных ситуациях, аттестованный МЧС священник-спасатель, дежурный всероссийской горячей линии психологической помощи онкобольным «Ясное утро». О своем опыте помощи тем, кто оказался в беде, батюшка рассказал Инне Карповой в материале «Вы от крови в обморок не падаете?».
Чтобы помогать пострадавшим при чрезвычайных ситуациях и их близким, отец Андрей прошел специальное обучение. Дело в том, что по закону в зону ЧС не может войти посторонний человек, даже врач скорой помощи, – только аттестованный спасатель. Священник дежурит там наравне с психологами и помогает всем, кто об этом попросит, абсолютно бесплатно. Часто приходится оказываться буквально в эпицентре горя – например, утешать родственников погибших в авиакатастрофе или присутствовать при опознании жертв и утешать тех, кто потерял близких.
Поддерживать часто означает просто быть рядом и выслушать. Порой контакт с людьми может состоятся сам собой – с предложения стакана воды или чашки кофе. «Через простой человеческий контакт, через стакан воды им легче что-то сказать. Они вдруг понимают, что сейчас можно спросить – «как же так?», «почему?» «что делать дальше?», – говорит священник.
Отец Андрей Близнюк вспоминает истории, свидетелем которых ему по долгу службы приходилось быть, например о двух сестрах, потерявших одновременно отца и мать в катастрофе пассажирского Ан-148, летевшего в Орск в феврале 2018 года. Родители навещали дочерей в столице, хорошо провели время с ними и внуками, улетели совершенно счастливыми и погибли, едва самолет взлетел и начал набирать высоту. «Я слушал – и по рассказу понимал, что папа без мамы и дня не выдерживал. Только мама попадала в больницу – он попадал вместе с ней. Видно, они так между собой были связаны, что один потерю другого переживал бы очень болезненно, долго страдал бы. Я говорю: «А вы не видите какой-то смысл в том, что они, как в сказках, жили счастливо и умерли в один день? Что они увидели всех внуков, насладились общением и, не видя страданий друг друга, ушли с миром. Вы представляете, если б один умирал, а другой бы его хоронил? Может быть, в этом для нас утешение?» И они согласились», – вспоминает отец Андрей.
По его словам, главное, чего не должен делать священник в подобной ситуации, это говорить: «Как я вас понимаю». Сделать он может многое, не только выслушать или помолиться вместе. Как лицо незаинтересованное, священник в чрезвычайных ситуациях часто вызывает доверие и может успокоить пострадавших, снизить агрессию и вспышки гнева.
А психологи МЧС часто сами признаются, что им легче работать, когда рядом есть священник. Ведь порой утешить может только то, что после смерти есть что-то, кроме полной пустоты. Кроме помощи в чрезвычайных ситуациях отец Андрей также работает на телефоне доверия «Ясное утро» для онкобольных. Часто туда звонят люди, которые только столкнулись со страшным диагнозом и не знают, как жить дальше. Часто здесь и во время служения в чрезвычайных ситуациях ему приходится сталкиваться со страшным, трудным, кажется, невыносимым горем. «На самом деле, все эти тяжелые случаи, которые так переживаешь, очень воодушевляют, укрепляет и веру, и силы», – объясняет священник.
«Не должен человек оставаться без дома»: история священника, который кормит бедняков и помог бабушке, встав на пути у экскаватора
Священника Дмитрия Шишкина из Республики Тува называют «живым щитом». Однажды батюшка преградил путь экскаватору, который уже был готов разрушить дом местной пенсионерки. Отец Дмитрий возглавляет епархиальный отдел по социальному служению. Он пострижен в рясофор и служит одновременно в столице республики Кызыле и в городе Туране в монастыре свт. Владимира. В республике трех религий (буддизма, шаманизма и православия) отец Дмитрий помогает всем, кому эта помощь нужна, бездомным, беднякам, обездоленным, не спрашивая, в какого бога они верят. Его портрет – в материале Дениса Маханько «К отцу Дмитрию, прозванному «Живой щит», волонтеры приезжают целыми семьями».
Вместе с волонтерами священник кормит бездомных. Дважды в неделю в Кызыле, в центре города раздают горячую пищу: первое, второе и компот. Кроме того, люди могут обратиться с адресными просьбами, например помочь восстановить документы или оформить социальные выплаты. Большинство подопечных отца Дмитрия – тувинцы, просто потому что в республике их больше: согласно переписи населения, русских здесь всего около 16% населения, около 50 000 человек. Но батюшка не делит нуждающихся по национальности или религии. А в будущем планирует даже поставить для бездомных юрту по аналогии с московским «Ангаром спасения» – просто потому, что юрты в республике дешевле, в них даже действуют уже два православных храма, которые себя хорошо зарекомендовали.
История, благодаря которой отец Дмитрий стал известен всей России, случилась в 2023 году. Пенсионерку Нину Саая и ее внучку Айзу выселяли из аварийного дома, а нового жилья взамен не предоставляли. Батюшка фактически встал на пути техники и потребовал остановить снос: «Пока не решится вопрос с жильем – не уйду».
В беду бабушка Нина попала еще в 2017 году – тогда в городе Ак-Довурак были убиты ее сын, невестка и двое их маленьких детей. Старшая внучка Айза чудом не пострадала, поскольку гостила у бабушки. Жить в квартире, где было совершено преступление, Нина Саая не смогла. Она переписала жилье на местную администрацию и перебралась с девочкой в Кызыл. Там семье несколько раз давали временное жилье, а когда дом шел под снос, переселяли в другое ветхое жилище. Когда Айза выросла и уехала учиться, бабушка осталась со своей жилищной проблемой наедине. И решить ее помогла только смелость священника, который помог пожилой женщине.
«Знаете, мне было не до геройства, я грешным делом думал, как бы от начальства не влетело. А вообще, просто хотел помочь. Не должен человек оставаться без дома», – говорит отец Дмитрий, вспоминая о своем поступке. Но в результате помог именно общественный резонанс: на бабушку обратили внимание, выделили ей жилье, обставить которое помогли люди, тронутые этой историей.
«Можно бороться с мировым злом, а можно с мировым мусором»: история священника, который делает родной город чистым
Отец Александр Пивняк из Сергиева Посада – герой местных пабликов, которого буквально обсуждает весь город. Кто-то восхищается, а иные критикуют, мол батюшка делает себе пиар. Отец Александр не обижается, но свою борьбу с мусором продолжает. О том, зачем он это делает, – в материале Вероники Бузынкиной «Вызовы отца Александра: почему священник из Сергиева Посада хвалится добрыми делами».
Отчеты о трудовых подвигах отец Александр пишет у себя на странице во «ВКонтакте». Примерно такие: «Пользуясь хорошей погодой: поисповедовал парковку у храма (2 пакета «грехов» собрал, еле дотащил до помойки) и дорожку за 21-й школой; докрасил остатками черной краски забор возле нашего храма». «Исповедовать парковку» значит попросту убрать мусор, который батюшка сравнивает с грехами. Как и после исповеди, после такой уборки становится значительно краше и приятнее.
Может он и покрасить забор, и засыпать яму на дороге, и тропинку плиткой замостить, почистить снег. А привычка подбирать мусор, который видит вокруг себя, у священника постоянная – отец Александр просто не может пройти мимо.
В социальных сетях, где отец Александр отчитывается о проделанной работе, его часто хейтят. Мишень он удобная – никого не банит. С самого начала, как только стал вести блог, взял за основной принцип открытость. Никаких замков, банов, отвечать всем вежливо и внимательно. Основное обвинение хейтеров – батюшка пиарится. Критики обвиняют его в самолюбовании, лицемерии и тщеславии. «Зачем, зачем вы пишете эти отчеты, вы же теряете свою награду на небесах!» – взывают к совести священника наиболее «духовные».
Отец Александр не оправдывается, признает, что грех тщеславия свойственен всем людям. «Поэтому раз уж нам от тщеславия, пока несвятые, никуда не убежать, лучше я расскажу о своих делах другим людям и дам им возможность к этим делам присоединиться», – говорит священник.
Любовью к чистоте он сумел заразить не только свою семью (батюшка воспитывает трех дочерей) и нескольких неравнодушных горожан. Сам он останавливаться не планирует: подписался на блогера с ником Чистомэн, который также борется с мусором, и готов перенимать опыт.
«Людям нужно полюбить любовь»: история священника из Переславля, которого народ называет «самым добрым батюшкой
Отца Иоанна Герасимова нет в социальных сетях, в интернете о нем лишь несколько коротких упоминаний. Но если спросить у любого жителя Переславля, где найти хорошего батюшку, вам ответят: идите в Устье. Там, у места впадения реки Трубеж в Плещеево озеро, стоит храм 40 Севастийских мучеников. С момента, когда его, заброшенный за годы бебожной власти, передали Церкви, и до сегодняшнего дня в нем служит священник Иоанн Герасимов. О нем и о его любви к Богу и людям в материале «Маленький апостол любви» рассказывает Марина Прохорова.
Молва называет отца Иоанна самым добрым батюшкой. Быть может потому, что любая проповедь, которую он произносит в храме, – о любви, так же как и вся его жизнь. «Нужно просто любить людей. И быть для них маленьким апостолом», – говорит отец Иоанн. Вот несколько историй о том, как он сумел этому научиться.
Например – почти классическая про попа на джипе. Когда отец Иоанн с матушкой только приехали в Переславль, молодой священник (ему тогда было всего 20 лет) колесил по городу на велосипеде. И так он умел расположить к себе людей, так искренне светился желанием открыть людям Бога, что местные жители батюшке поверили и доверились. Звали и крестить, и освящать, и отпевать. Через некоторое время отцу Иоанну пожертвовали машину. И не какую-нибудь, а ленд-ровер. Обыватели, конечно, тут же бросились обличать священника. А однажды, когда отец Иоанн вышел из машины, рядом остановился грузовик и водитель с пассажиром принялись в батюшку плеваться. Вот такая школа смирения…
Но затем в храм пришел человек. «Простите, отец Иван, это ведь я в вас тогда плевал», – сказал он, покаянно повесив голову. «Как так!» – батюшка ударил кулаком по столу, а сам расплылся в своей широкой, добродушной улыбке. А потом обнял его так, как, наверное, отец обнимал своего блудного сына.
Это лишь одна из немногих историй из жизни священника Иоанна Герасимова, а есть и другие – о том, как неверующий коммунист стал церковным старостой, о том, как батюшка свою матушку к Богу привел, об удивительных чудесах и даже… о том, как батюшка с парашютом прыгал и коров доил.
О себе отец Иоанн говорить не любит. А о любви – может говорить бесконечно. «Людям нужно полюбить любовь – любовь к Богу и к людям, – говорит мне на прощание батюшка. – Без любви мы ничто. Любовь – это начало, середина и конец всей нашей духовной жизни», – считает батюшка.