Осенью Госдума рассмотрит законопроект, предложенный Еленой Мизулиной, который запрещает создание бэби-боксов. Документ предусматривает штраф до пяти миллионов рублей за установку таких устройств для анонимного отказа для детей.
Ранее группа сенаторов внесла в Госдуму законопроект противоположного содержания, узаконивающий бэби-боксы. Кабинет министров не поддержал его.
Противники бэби-боксов нередко ссылаются на исследование профессора Ноттингемского университета Кевина Брауна, проводившееся в рамках европейской программы DAPHNE и опубликованное в 2012 году.
«Это большое, двухлетнее исследование. В нем собирался материал по 10 странам Европы – и по тем, которые довольно далеки от нас по материальному уровню и традициям, и по тем, которые не далеко от нас ушли – Болгария, Румыния, Литва.
Был сделан совершенно твердый вывод о том, что эти бэби-боксы направлены на совершенно другую аудиторию. Они адресованы рационально мыслящим женщинам. И никакого влияния на статистику ни убийств, ни оставления детей в других, небезопасных местах, эти ящики не оказывают», – сообщила ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Мария Шелютто.
В России, как отметила Елена Котова, руководитель благотворительного фонда «Колыбель надежды» и инициатор создания бэби-боксов в стране, такие исследования не проводились.
Какие задачи ставил перед собой Браун?
Работа британского профессора посвящена изучению проблемы отказа от детей в целом. В одной из глав рассматриваются три варианта легального отказа от ребенка. В первую очередь это бэби-боксы, затем анонимные роды и американская система «безопасных убежищ» (Safe Haven).
Для получения данных, на основе которых проводилось исследование, автор сотрудничал с правительственными департаментами, больницами и благотворительными организациями десяти европейских стран. Он не скрывает, что получил лишь 45% запрошенной информации. Кроме того, он опирается на работы других специалистов – из США, Австрии, Германии, Великобритании, Румынии и др.
Главный вопрос, связанный с бэби-боксами, на который он попытался ответить, тот же, который волнует сейчас российскую общественность: спасают ли они жизни новорожденных, или поощряют родителей к отказу от детей. К сожалению, главный вывод Брауна не слишком проясняет ситуацию: серьезных исследований и данных недостаточно, чтобы дать исчерпывающий и объективный ответ. Тем не менее, собственное мнение у него сформировалось.
Альтернатива бэби-боксам
Браун считает, что анонимные роды как легальный способ отказаться от ребенка лучше, чем бэби-боксы. Он приводит в пример Францию, где законодательство в этой области «наиболее развито».
Во Франции женщина может родить ребенка в больнице, не предоставляя никаких идентифицирующих документов, и оставить младенца, не сообщив никакой контактной информации.
Однако медицинские работники рекомендуют ей передать данные о себе в запечатанном конверте для хранения в учреждении под названием Council for Access to Personal Origins (CNAOP). Впоследствии по требованию ребенка или его законного представителя эта информация может быть открыта, но предварительно CNAOP свяжется с матерью. Предоставление сведений о себе является для матери добровольным, но у ребенка все-таки есть шанс узнать, кто она.
Похожее законодательство есть в Австрии, Люксембурге, Чехии, Италии, Греции, пишет Браун.
Чем плохи бэби-боксы
Эксперт привел следующие аргументы против бэби-боксов.
– Легализация бэби-боксов поощряет женщин к тайным родам вне стационара. Между тем анонимные роды приводят к тому, что женщины, намеренные отказаться от ребенка, получают тот же уровень медицинской помощи, что и остальные матери. Новорожденный при этом тоже сразу оказывается под присмотром медиков.
– Мать, оставившая ребенка в бэби-боксе, не получит консультацию и помощь. А при анонимных родах с женщиной проведут определенную работу, и ее решение отказаться от младенца может быть пересмотрено.
– Ребенок, оставленный в бэби-боксе, не узнает о возможных наследственных заболеваниях, и это подвергнет риску его здоровье. В случае анонимных родов матери рекомендуется конфиденциально предоставить о себе некоторую информацию, которая может оказаться важной для малыша.
– Даже усыновленным детям лучше знать о своем настоящем происхождении, так как это «играет важную роль в построении идентичности», пишет Браун, ссылаясь на мнение психологов.
– Матери, проживающие в сельской местности, могут не иметь средств, чтобы добраться до города, где есть бэби-бокс. Между тем именно материальные трудности являются основной причиной попыток избавиться от ребенка.
– Несмотря на противоречивость данных, большинство исследователей все же полагает, что бэби-боксы не снижают число детоубийств и случаев, когда младенцев оставляют в опасных для них местах – например, на помойках. Женщины, которые убивают своих детей или бросают их где попало, не способны мыслить рационально, поэтому такой выход, как бэби-бокс, – не для них.
– В ситуации, когда матери разрешено анонимно отказаться от ребенка, отец вообще лишен права голоса.
– Бэби-боксы исключают возможность передать ребенка на попечение родственников, поскольку не позволяют выяснить, кто эти люди.
– Права матери бэби-боксы тоже нарушают. Положить туда ребенка может кто угодно, даже против ее воли. Например, по непроверенной информации, предоставленной одной из больниц в Венгрии, некоторые дети были оставлены в бэби-боксе мужчинами. Да и сама женщина может принести ребенка в «инкубатор», находясь в тяжелой послеродовой депрессии, но у специалистов не будет шанса ей помочь.
– В истории с бэби-боксами есть коррупционная составляющая, полагает Браун. Создается впечатление, что в некоторых странах поощряют использование бэби-боксов для привлечения средств в систему усыновления, отмечает он.
Подкидышей становится больше
Авторы исследования, опубликованного Regnum, попытались выяснить, как влияет появление бэби-боксов в российских регионах на статистику детоубийств и численность сирот. Они использовали статьи и высказывания официальных лиц, а также опирались на данные МВД.
«Пик инфантицида, по этим данным, приходится на 1999 год – 251 убитый новорожденный. Этот пик можно объяснить кризисом 1998 года и ухудшением экономической ситуации в стране. После 1999 года происходит снижение убийств с небольшим всплеском в 2004-2005 гг. С 2005 года количество убийств новорожденных уверенно снижается и достигает в 2015 году значения 98. <…> Заметим, что с 2005 года экономическая ситуация в стране стабилизировалась и уровень благосостояния вырос», – говорится в исследовании.
Беби-боксы начали появляться в российских городах с конца 2011 года. Они никак не повлияли на статистику убийств новорожденных в тех регионах, где их установили, считают авторы. В то же время увеличение количества бэби-боксов приводит к росту числа подкидышей, утверждается в исследовании.
Аргумент «за»
С психологической точки зрения бэби-боксы могут оказаться наиболее предпочтительным вариантом для самых уязвимых и «отчаявшихся» матерей, считает Браун. Такие женщины получат возможность отказаться от нежеланного ребенка, не общаясь с профессионалами.
По словам профессора, создание психологического портрета женщины, бросающей детей, является очень важной задачей.
В России в настоящее время создают другой «портрет» – женщины, решившейся на детоубийство. «Мы сейчас проводим социальное исследование, я лично поднимаю уголовные дела по 106 статье УК РФ (убийство матерью новорожденного ребенка во время родов или сразу после) – это позволяет понять, с какой категорией женщин мы имеем дело», – рассказала Елена Котова.
«По 106 статье осуждены, как правило, обычные женщины, такие, как вы или я, оказавшиеся в какой-то момент в настолько жесткой ситуации, что иного выхода просто не видят. Это и финансовые проблемы, и сильнейшие конфликты в семье. Именно для них и для их детей бэби-бокс – это шанс», – считает Котова.
Сторонники бэби-боксов убеждены, что возможность анонимно отказаться от ребенка спасает жизни нежеланных младенцев, которые в противном случае оказались бы убиты или оставлены в небезопасном месте.
Возможны ли в России анонимные роды
По словам Марии Шелютто, анонимные роды в России возможны «повсеместно». Однако, как ранее отметила Елена Котова в интервью «Милосердию.ru», существует проблема – как это будет оплачиваться через систему ОМС.
«Но это возможно, – продолжила Котова. – Рожают же в России женщины без документов! Когда женщина приходит в роддом, пусть и анонимно, есть возможность посмотреть ей в глаза, попытаться выстроить с ней диалог.
Единственный случай анонимных родов был с девушкой из Самары. Она согласилась поговорить со мной. Я привезла с собой священника и его жену. Потом была с этой девушкой на родах, за руку ее держала. В итоге она вышла из состояния анонимности, написала официальный отказ от ребенка. Ушла. Но через 18 часов вернулась. Сейчас она замужем, воспитывает ребенка, от которого собиралась отказаться».
Читайте также:
Бэби-боксы: спасают или провоцируют?