«Мой врач запретил мне прыгать с тарзанкой, и я решила заняться танцами», – шутит 65-летняя Елена, одна из студенток языковых курсов за рубежом «Global Ambassador». Особенность этих курсов в том, что они «с погружением» – группы выезжают в другие страны и погружаются в языковую среду. Елена – в прошлом учительница в школе в небольшом уральском городке, а сейчас она ведет активный образ жизни.
«Елена занимается фламенко, ходит на занятия английским, побывала во многих европейских странах. Она знает: из отеля страну не посмотришь, а общение с продавцами в местных супермаркетах и русскоговорящими гидами не даст представление о местной культуре. Так Елена пришла на наши курсы. И, конечно, она решила взять несколько уроков фламенко на родине этого танца, в Испании. Несколько недель в испанской семье, интерактивные языковые занятия, культурные мероприятия со студентами своего возраста из разных стран, и вот уже можно пробовать говорить на испанском», – рассказывает Алена Середко, специалист отдела языковых курсов за рубежом «Global Ambassador».
Елена выбрана как пример типичного студента языковых курсов под общим названием «50+». «Сколько бы им ни было лет, они не дают себе увязнуть в быте, а наоборот стараются по максимуму получить новый опыт. Это и есть основная цель, к которой стремятся наши студенты. Они едут в Испанию, Великобританию, США, на Мальту, продолжают изучать язык, который учили в университете, или выбирают совершенно новый. Иногда они сначала отправляют с нами своих детей, а потом, проанализировав опыт, едут и сами», – отмечает Алена Середко.
Утром студенты посещают языковые занятия в небольших группах вместе с ровесниками из разных стран. А после обеда несколько раз в неделю школа организует различные мероприятия: это могут быть кулинарные мастер-классы, экскурсии в музеи или поход по магазинам. Такая программа позволяет использовать язык в повседневных ситуациях, а значит чувствовать себя более уверенно в другой стране. Но это еще и отличный шанс узнать, как живут ровесники из Швейцарии, Франции, Таиланда. Студенты могут выбрать проживание и в отеле, но многие предпочитают жить в семьях.
А любознательность и любопытство нисколько не остывают с возрастом. Интерес к чужой жизни – только увеличивается.
Нина Колташева, генеральный директор компании ITEC, предлагающей программы изучения языков за рубежом, отмечает, в свою очередь, что в ее практике не так много возрастных туристов, желающих отправиться за границу учить язык. «У нас есть программа «50 плюс», но чаще изучать язык за рубеж едут сотрудники компаний, по бизнес-программам. А вот пожилые в этом вопросе пока не очень активны. Хотя программы изучения языка за рубежом очень интересны, и, кстати, несложны. Это, скажем так, курс разговорного языка с развлекательной программой. Это vocation, такой праздник-каникулы. Иностранцы любят такой формат. Встречи, танцевальные вечера, живая атмосфера. Это развитие, это знакомство с новыми людьми».
Конечно, понятно, что для наших возрастных туристов это может быть дорого. И эти программы мало известны. Узнают о них по сарафанному радио.
«Я бы рекомендовала людям старшего возраста направить свое внимание на изучение языков, – говорит Нина Колташева – Вообще, выйдя на пенсию, нельзя останавливаться. Жизнь идет дальше. А учиться – очень хорошо, тогда ваш мозг будет продолжать работать. Это важно для дальнейшего и физического, и ментального здоровья».
«Наконец-то у меня появилось время!»
Интересно, что практикующие педагоги отмечают: у людей пожилого возраста как раз получается блестяще изучать языки. «Это одна из наших целевых аудиторий. Методика наша рассчитана на тех людей, которые образованы, обладают ярким образным мышлением. То есть те, которые не могут просто зубрить. Обычно такие люди жалуются на плохую память, но у них проблемы изучения языка обычно никак не связаны с памятью. И если пожилой человек приходит заниматься языком – это уже особенный человек. Ведь в пожилом возрасте не у каждого возникнет такое желание. Значит, это люди незаурядные. А дальше проявляются их особенности. Начинает включаться желание учиться», – рассказывает Евгения Дьяконова, автор-разработчик метода обучения иностранному языку coshco (core-shell concept — идея ядра и оболочки), директор по научной работе Центра иностранных языков Coshco.
Евгения вспоминает, что, когда в начале 90-х годов была в США, была потрясена тем, сколько же пожилых людей учатся там в университетах. «Нам такое даже не снилось. Мы не могли представить себе нашего пожилого человека за студенческой скамьей. А сейчас собственный педагогический опыт подтолкнул меня к тому, что такие занятия целесообразны».
Первая «серебряная» ученица Евгении пришла к ней на занятия, когда ей было 75 лет. Это было года три назад. И Евгения увидела ее реакцию – у женщины горели глаза! Она прекрасно все запоминала – по нашему методу работает не память, а логика. «Студентка» (а здесь студенты все, любого возраста) – бухгалтер по образованию, и, конечно, ее подвижный ум помогал ей. «А сейчас самой старшей нашей студентке 83 года, –говорит Евгения. – Она филолог, знает немецкий, но английским никогда не занималась. И начала у нас учить этот язык с нуля. И выучила».
«В течение своей жизни я вполне сносно освоила немецкий язык (учила его в школе и в МГУ), немного занималась французским и итальянским – во всяком случае могла при необходимости хоть как-то объясниться на этих языках, – рассказывает Марина Суровцева, та самая возрастная студентка Центра. – Английский же для меня был полной terra incognita, почти, как китайский или японский. Я начала учиться в Центре иностранных языков COSHCO и с удивлением обнаружила, что у меня образовалось полное представление о своеобразии структуры этого языка, особенностях частей речи, грамматических формах и строении предложения. Мне стал интересен английский, и я продолжила занятия уже самостоятельно».
Очень интересно, когда сама методика преподавания оказывается полезна для состояния человека в возрасте. В методике Coshco ставят в первую очередь фонетику. «Если звук, который вы произносите, невнятен, вас не понимают. Но надо не слушать других и повторять – при этом ваша речь не формируется, вы просто имитируете речь других. Мы же объясняем, как работает язык в ротовой полости. И в этом моменте включается другой ресурс мозга, – поясняет Евгения . – Когда вы говорите по-русски, работают те мозговые клетки, которые за это отвечают. Мы задействуем новые. И начинают работать другие ресурсы мозга. То есть у пожилого человека пробуждается та часть мозга, которая «дремала» . А нейронные связи в мозгу похожи на то, как устроены связи в языке, – это научный факт. И правильное изучение языка помогает создать новые эти связи. Активизируется то, что давно не использовалось. В итоге человек действительно обретает новую жизнь – и психологически, и ментально, и на физическом уровне. Организм начинает на новизну откликаться».
Первая группа в Центре Coshco была «разноуровневая». Одна ученица начала учить язык с нуля, другая уже со знанием языка. «Я предполагала, что, может быть, они не будут успевать. Но нет.Полный блеск. Они прекрасно учатся. Мы меньше всего ожидали успеха с «серебряными» студентами». Сейчас здесь отучилось уже две группы пожилых людей. Есть и смешанные группы. Кстати, молодежь прекрасно реагирует на своих возрастных «коллег». «Я вообще люблю, когда вместе занимаются люди разных возрастов. Правильно находиться в разновозрастном коллективе – это важно для социализации разных поколений. Хотя не все пожилые готовы заниматься с молодыми, – говорит Евгения. – Ведь в нашей культуре пока не очень развито, что пожилой человек идет учиться, и некоторые стесняются. Вот первая моя ученица так и реагировала: «Женечка, ты только никому не говори, что я пошла учиться»».
Центр делает специальные скидки пожилым студентам, до 70 процентов, а также дает рассрочку. Кстати, очень приятно, когда дети возрастных студентов оплачивают их занятия. «Это очень важно. Это стало уже закрепляться в культуре. Вместо того, чтобы купить маме или папе телогрейку или валенки, дети дарят им курсы изучения языка. Это прекрасно. Это лишний стимул для их родителей, чтобы те были активны в возрасте», — считает Евгения Дьяконова.
Чем пожилые люди объясняют свое желание учить языки? В первую очередь, интересом. А еще – часто они признаются, что наконец-то могут заняться тем, чем не удалось заниматься в юности. «Наши ученики говорят: «Всю жизнь я мечтала выучить язык. И наконец-то у меня есть время. Моя мечта сбылась!». Это самые мотивированные студенты. С ними очень приятно заниматься».
Вторая жизнь
За рубежом это принято уже давно. В Японии, например, созданы целые университеты для людей старшего возраста. И они там активно учатся – не для дипломов, а для себя. У нас же это пока только начинается. «Мой коллега из Германии, директор института иностранных языков города Бохума, уходя на пенсию, сказал мне, что хочет заняться преподаванием языков для пожилых людей, – рассказывает Валерий Частных, филолог, преподаватель русского языка как иностранного, заместитель директора Института русского языка и культуры МГУ. – И я подумал, что это действительно интересно! И уже по своему опыту преподавания таким «возрастным» студентам могу сказать, что в них нет юношеской бессмысленности, они ищут правила и смысл, понимают, ради чего они это делают. Допустим, они хотят читать русскую литературу на русском языке. Или что-то еще. У нас учился японец, который приехал в Россию в 75 лет. Он был сильно увлечен русской музыкой, и говорил, что хочет изучать язык в аутентичной среде, в России».
Кстати, подчеркивает эксперт, этот пример еще раз демонстрирует, что в Азии вообще принято начинать вторую жизнь на пенсии. А у нас, когда человек выходит на пенсию, он считает, что все, жизнь кончилась. Что он уже ничего не может, что нет ни способностей, ни возможностей, но это не так! «Я видел иностранцев, изучающий русский язык, – они активны, энергичны, и в них масса интереса ко всему. В том числе, например, к другим культурам и нациям. А ведь это трамплин к другим знаниям и следующим возможностям!», – убежден Валерий Частных.
«Мы очень заинтересованы в том, чтобы люди старшего возраста изучали иностранные языки, — комментирует Анастасия Лазибная, основатель портала Баба-Деда, на котором представлены упомянутые языковые курсы для старшего поколения. – Во-первых, путешествия и другие страны их манят, а во-вторых, интернет дает возможность читать статьи о своих ровесниках, об интересующих их темах, на разных языках. Не секрет, что создаваемый СМИ образ старшего поколения является своеобразной моделью для восприятия возраста обществом. И, к сожалению, в России этот образ крайне специфический. Есть любопытное исследование, в котором отмечается, что даже лингвистически для описания положения российского пенсионера СМИ чаще используют отрицательные лексемы «несостоятельность», «неблагополучие», «недовольство» и т.д. А вот в английских СМИ, напротив, создается образ пожилого человека, следящего за внешним видом, ведущего активный образ жизни. Для человека, который адаптируется к новым аскриптивным статусам (пенсионер, бабушка/дедушка, часто вдова/вдовец) это важно, так как он вырабатывает новые стандарты своего поведения».
Если человек «настроен» стареть– он быстро достигнет свой цели
«Доказано, что люди с активной жизненной позицией гораздо реже испытывают дискомфорт в связи с выходом на пенсию, нежели те, кто привык всю жизнь жаловаться, ныть и стенать при появлении малейших трудностей», – подчеркивает психолог Наталья Букатина.
Вокруг умонастроений пожилых людей, их способа мыслить всегда «накручено» много стереотипов. Принято говорить о консерватизме, о неспособности – и нежелании – принимать новое. «Вне всякого сомнения, все мы так или иначе стареем, претерпеваем определенные изменения и в мышлении, в интеллекте. Процессы мышления с годами всё более затормаживаются, ухудшая способность к адаптации к новым условиям жизни. Однако, в большей степени, такое ухудшение может быть связано не сколько с физиологическим старением, сколько с произвольным программированием собственных мыслей. Если человек «настроен» стареть– он достигнет свой цели: быстро состарится и «зачахнет»», – поясняет специалист.
И рекомендует: ни в коем случае нельзя списывать свой пессимизм, отсутствие настроения и воли на пожилой возраст и старение. «В первую очередь, мы все начинаем стареть «с головы» – с негативного жизненного настроя и отсутствия цели, мечты. Высокая интеллектуальная активность пожилого человека позволяет довольно успешно тормозить нежелательные возрастные изменения психики и позволяет использовать психологические резервы для его долголетия. Соответственно, чем больше пожилой человек прикладывает усилий для умственного развития и обучения, тем больше у него шансов противостоять пугающим инволюционным процессам».
В последние годы и у нас наблюдается интересная картина: всё больше пожилых людей занимают места за партами в вузах, наряду с молодыми студентами.
На днях стало известно о 69-летней женщине, решившей поступить в магистратуру Уральского федерального университета. Абитуриентка трудится в дошкольном учреждении, и теперь хочет научиться работать с детьми с особенностями развития, которые посещают детсад – будет изучать такие дисциплины, как «когнитивная нейронаука» и «психологическое и организационное консультирование».
«В определенной степени, интеллект и мышление пожилого человека несколько выше, чем у молодых студентов, в силу их жизненного опыта и эмоциональной устойчивости, – говорит Наталья Букатина.
Чем больше человек будет сохранять интеллектуальную активность – обучаться новому, изучать языки, получать новые профессии, знания и умения, тем дальше отступит старость со всеми её вытекающими последствиями: слабоумием, склерозом, пугающей чумой 21 века – болезнью Альцгеймера». И продолжает: «Обычно ранней старости в большей степени подвержены одинокие люди, которые сами, собственными руками, наложили на себя и свою жизнь крест и не ждут более ничего доброго и радостного, смиренно полагая, что их жизнь уже прошла. Нужно продолжать жить максимально активно, радоваться солнцу, внукам, постоянно совершенствоваться и развиваться, несмотря на возраст».