В Липецке из обычной тусовки возникла молодежная православная община, которая перестраивает бывший кинотеатр в храм.
Пирсинг не помеха
Четыре года назад у липецкой молодежи появилась необычная тусовка. Каждый четверг православный клуб «Экклезиаст» распахивал свои двери для всех, кто готов открыто говорить о вере и ищет ответы на духовные вопросы. И не важно, что у тебя татуировка на животе, пирсинг на губе или в ухе — здесь все собирались не осуждать, а обсуждать. Ничего подобного в Липецке еще не было.
В «Экклезиасте» собиралось до 50 человек. Острые, злободневные темы: «преподавание православия в светской школе», «театр и церковь», «роль женщины в православии» становились предметом острейших дискуссий и споров, в которых участвовали все, кому это интересно.
Руководитель клуба и председатель епархиального молодежного отдела
священник Дмитрий Струев видел в них особенный смысл.
Честный спор вскрывает пробелы в твоих знаниях, когда нечего возразить пусть и на провокационный, но четко сформулированные аргумент или вопрос. Эта растерянность — сродни удару по самолюбию — стимулирует молодых (больше половины экклезиастовцев — учащаяся молодежь) к поиску ответов, а значит учит думать и пробуждает серьезный интерес к православию.
Руководитель клуба «Экклезиаст» и председатель епархиального молодежного отдела священник Дмитрий Струев. Он ведет работу клуба «Экклезиаст», где собиралось до 50 человек. Острые, злободневные темы: «преподавание православия в светской школе», «театр и церковь», «роль женщины в православии» становились предметом острейших дискуссий и споров, в которых участвовали все, кому это интересно
Отец Димитрий как в воду глядел. Обретенные в «Экклезиасте» знания и полученный в спорах опыт стал хорошим подспорьем для неокрепших юных душ в дискуссиях с духовными оппонентами.
Людмиле С. 20 лет, она студентка физфака МГУ. Она с улыбкой вспоминает, что до этого «хоть и носила крест и была крещенной, но даже толком не знала как правильно молиться, и не представляла, что такое грех и пост. Я очень удивилась, когда узнала, что у священников могут быть легально дети, что есть белое и черное духовенство». Приехав в Москву, очень общительная и быстро попадающая под чужое влияние, Людмила легко знакомилась с представителями из разных сект. «Если б не эти «четверги» в «Экклезиасте» три года подряд, я не знаю, училась ли по-прежнему в университете или попала в секту, и пропагандировала бы ее на каждом углу. А потом…. Со мной на факультете учился мальчик, который попал в секту и в итоге выбросился из окна. Об этом даже писали в столичных газетах и говорили по телевизору».
Людмила Г. работает воспитателем детского дома, где большинство детей – социальные сироты. А заодно ведет там воскресную школу. «Мне больно видеть, как эти ребята озлоблены друг на друга и на всех вокруг, и я стараюсь в меру своих сил изменить их взгляд на мир, чтобы они стали чище и лучше, — говорит она и пишет песни, которые с удовольствием слушают не только ее подопечные но и друзья-экклезиастовцы. «До того как познакомилась с о.Димитрием я и прежде ходила в храм, исповедовалась и причащалась, но никогда не знала, что надо готовиться к причастию и что происходит на богослужении.
Вера была, но знаний не было».
А кому – то «Экклезиаст» помог в решении семейных проблем.
В семье Ирины К. случилась беда. Девушка учится в Липецком медицинском колледже. Ее мама, с которой они вместе пришли к вере три года назад долгое время были прихожанками одного из липецких храмов, увлеклась восточными ученьями. Скоро семья оказалась под угрозой распада. На этой почве с Ириной случилась депрессия. На ее счастье одним из членов «Экклезиаста» является профессиональный психолог, который помог девушке преодолеть душевный срыв. Сейчас уже все позади, но размышляя о случившемся, Ирина считает, что это стало возможным, потому «мы с мамой ходили в храм «сердцем» (как она выражается) и никогда не задумывались — что происходит на самом деле на богослужениях, в чем состоят церковные Таинства. Нам обоим не хватало знаний, и маму очень легко можно было с этого пути увести». И хотя сейчас мама выбросила все «духовные» книги и вернулась в Церковь, но продолжает общаться со своими друзьями эзотериками. Поэтому Ирина часто беседует с мамой, стараясь объяснить ей, что в храм нужно ходить «не сердцем и потому что там становится светло на душе», а с ясным пониманием, что там происходит.
Не просто тусовка
«Дискуссии, беседы, встречи с интересными людьми, паломничество, походы и помощь в реставрации сельских храмов, все это важно и помогает сплочению коллектива. Но у нас так же были и совместные богослужения в Казанском храме с.Тележенка, где все причащались из одной чаши Тела и Крови Христовой, – говорит о.Димитрий. — И постепенно в сердцах ребят все больше укреплялась мысль о создании своей православной общины и необходимости в собственном приходе». Так получилось, что первая встреча «экклезиастовцев» произошла накануне праздника иконы «Взыскание погибших», хотя никто специально не приурочивал собрание к этому дню. Этой иконе и стали молиться члены будущей общины в надежде, что их мечта когда-нибудь сбудется. В прошлом году администрация Липецка передала Церкви в безвозмездное пользование здание бывшего кинотеатра «Металлург», который в перестроечное время стал диск-клубом.
И когда экклезиастовцы обратились к епископу Липецкому и Елецкому Никону за благословением на создание собственного прихода, стены для нового храма были уже готовы. Однако внутри требовалась коренная перепланировка. Поначалу масштабы предстоящих работ вводили в смущение. «Были моменты, руки опускались,- вспоминает о.Димитрий, – Но мы продолжали работать и молиться, и Господь вдруг начал посылать людей, которые помогали где-то небольшими пожертвованиями, а где-то стройматериалами».
За полгода административная часть здания бывшего кинотеатра, представлявшая собой два этажа по нескольку комнатушек, превратилась в свечную лавку и храм в честь иконы «Взыскание погибших».
Для большинства молодых это был первый опыт строительных и отделочных работ, а Ивану Скуматову батюшка доверил исполнять обязанности прораба, т.к. тот учится на кафедре инженерно-гражданского строительства в Липецком гостехуниверситете и работает на стройке.
Периодически на стройку заглядывали любопытные, неизменно интересуясь: «А что теперь здесь будет?». Услышав, что храм, у местной братвы вытянулись лица: «У-у, как скучно, зачем нам это? Раньше так весело было, каждое воскресенье — драка, регулярно резали кого-то (это один из криминальных районов Липецка), а теперь тоска…». А ревнители православной веры настороженно спрашивали: «Почему у вас на крыше нет креста? А сами-то вы крест носите? Покажите! А святые мощи у вас в храме есть?».
Но для тех, кто искренне стремился к Богу, этот уютный маленький храм, где вас встречают приветливые молодые лица, стал вторым домом.
В чем особенность этого храма, что заставляет ездить в него даже с другого конца города? Чаще всего ответом на этот вопрос звучало слово «доброжелательность и любовь».
О.Димитрий с активом клуба и с благославения епископа Липецкого и Елецкого Никона начали строительство храма в честь иконы «Взыскание погибших» в одном из криминальных районов города Липецка, называющегося Сокол,
так выглядит сейчас будущий храм – это здание бывшего кинотеатра, представляющее собой два этажа по нескольку комнатушек
Вид здания со стороны входа в клуб
Активисты клуба своими руками обустроили небольшую часть помещения и получился пока такой храм
Хотя вход в храм еще в неприглядном виде
Трудов в помещении будущего храма еще множество
Но как говорит Киселева Ирина: «Я верю, что мы скоро построим здесь большой светлый храм. Буквально полгода назад тут были одни руины. А теперь уже молимся в домовом и свечная лавка есть. И все это сделано своими руками и с Божьей помощью»
Ремонт идет непрерывно
но бывают и такие минуты отдыха, когда Людмила поет написанные ею песни
Людмила работает воспитателем в детском доме и является прихожанкой храма в честь иконы «Взыскание погибших», членом клуба «Экклезиаст»
«Здесь теплая, почти домашняя атмосфера и немногочисленная община, — говорит прихожанин молодежного храма Алексей Ревков (Алексей незрячий. Он потерял зрение в детстве после неудачной операции). — Молитвы на богослужении звучат очень разборчиво и понятно. Раньше я причащался всего два-три раза в год, а теперь почти каждый месяц». Примечательно, что Алексей не только зарабатывает на жизнь лечебным массажем и преподает ОПК в младших классах Липецкого интерната для детей-инвалидов, но и заочно учится в ПСТГУ, приезжая в Москву на сессию со своей супругой Еленой. Учебники он частично слушает, используя специальную компьютерную программу, а частично их читает вслух Елена.
Пожалуй, характерная черта этого прихода в том, что бабушки-прихожанки, которые обычно все знают и всему вас учат, здесь постоянно спрашивают у молодых совета, что можно, а что нельзя. Нам рассказали, что на Крещение была забавная ситуация. Одна бабушка попросила повесить у входа объявление, когда будут раздавать крещенскую воду. Так мы же уже повесили!-ответили ей. «А вы покрупней напишите!»-настаивала старушка. «Да там крупное висит!». «Ой, извините, мы же бабульки такие бестолко-о-овые, нам все по сто раз надо повторять»,– засмеялась она.
Сейчас постоянный приход храма «Взыскание погибших» составляет 20 человек. За четыре с половиной года через «Экклезиаст» прошло около 200 молодых людей. «Считаете ли вы этот епархиальный проект удачным?»- поинтересовались мы у о.Димитрия. «Это то же самое, что спросить, считаю ли я удачным проектом свою семью. Я живу и меняюсь вместе с ней. Что-то меня там радует в ней, что-то огорчает. То же самое и община, которая является основой «Экклезиаста»– это семья. Есть свои успехи, есть неудачи». На вопрос о том, что в его работе с молодежью самое нелегкое, отец Димитрий ответил: Труднее всего, пожалуй, научиться сеять зерна веры без расчета на отдачу. Помнить о том, что человек волен распорядиться свой духовной свободой вовсе не так, как хотелось бы нам, и оставлять за ним право на эту свободу. И когда берет тоска из-за чьих-то срывов, уходов, духовных проблем, утешение приносят прочитанные мной у митр. Антония Сурожского слова св. Тихона Задонского, ответившему некоему батюшке, сетовавшему, что его прихожане непрестанно впадают в одни и те же грехи. Святитель сказал, что духовная жизнь человека строится не от подвига к подвига, не от достижения к достижению, а от падения к падению. Но только когда человек пал, самое сложное для него, это встать и идти дальше. И как раз в отношении молодежи это наиболее актуально».
В личной беседе о.Димитрия с вновь пришедшими в клуб задает вопрос:«Причащался ли ты когда-нибудь сознательно?», подразумевая, что к этому Таинству нужно готовиться и понимать, что находится в Евхаристической Чаше
Все отмечают какую-то особенную домашнюю атмосферу в храме. Многие ребята нашли здесь настоящих друзей, которые всегда помогут и поддержат
«Здесь никто никого не напрягает, можно беседовать на любые интересные тебе темы и поосновательней узнать, что из себя представляет православная вера, зачем и ради чего нужно понуждать себя к каким-то ограничениям и лишениям»,– говорит Иван Скуматов. «Меня привлекла сюда атмосфера любви и люди, стремящиеся к чистоте, духовности, возвышенности и еще Бог, который здесь присутствует», — говорит Ирина Черепанова. О.Димитрий как то заметил, что цель всех православных молодежных клубов – создание православных семей, ну, этому вообщем, ничего не мешает
Катя и Алексей: он – бывший панк, она – бывшая – хиппи, познакомились в Экклезиасте и поженились. Уже созданы две молодые семьи, а молодые люди познакомились друг с другом в «Экклезиасте».
То ли в шутку то ли всерьез о.Димитрий как-то сказал: главная задача молодежных объединений – создание новых православных семей. Одна из них это семья дьякона храма «Взыскание погибших» Максима Павловского, который работает инженером-программистом на НЛМК, заканчивает Липецкий педуниверситет и учится в Воронежской духовной семинарии
Дорогие друзья, в настоящее время храму «Взыскание погибших» необходимы средства на проектные работы по реконструкции здания, их стоимость около 400 тысяч рублей. Так же приход нуждается в облачениях, церковной утвари, купели для таинства крещения. Если вас не оставила равнодушными судьба молодежного прихода в г.Липецке, вы можете перечислить свои пожертвования на эти реквизиты:
ЛРО ММНПОО «Православная молодежь»
В ОАО «Липецккомбанк»
р/счет 40703810100060000014
Кор. счет 30101810700000000704
БИК 044206704
ИНН 4825063513
КПП 482501001
Алексей РЕУТСКИЙ
Фото Алексей РЕУТСКИЙ и архив прихода