Православный портал о благотворительности

Новые исследования изменили представление о благотворительности в России

Самый распространенный тип жертвователей – это «активный хипстер» и «отзывчивая женщина», следует из исследований, выпущенных CAF Россия (признан в РФ иноагентом) и Русфонд в конце октября. Что еще о российской благотворительности можно узнать из этих исследований?

На первом месте по доле людей, вовлеченных в благотворительность, в России оказалась республика Дагестан, а самый распространенный тип жертвователей – это «активный хипстер» и «отзывчивая женщина», следует из исследований, выпущенных CAF Россия (признан в РФ иноагентом) и Русфонд в конце октября. Что еще о российской благотворительности можно узнать из этих исследований?

Фото с сайта vk.com

Хипстер и отзывчивая женщина

Исследование «Сострадание и спонтанность. Исследование массовых пожертвований в России» CAF (признан в РФ иноагентом) выпустил впервые, говорит директор организации Мария Черток. Раньше благотворительность в России исследовалась в рамках исследования «Мировой индекс благотворителности», по результатам которого выяснялось, что пожертвования в некоммерческие организации совершает очень малый процент россиян – всего 5-7%, отсюда делался вывод, что россияне традиционно не склонны к благотворительности.

Однако стоило изменить методику, и цифры оказались совсем другими.

«Для «Мирового индекса» респондентов спрашивают: делали ли вы что-то из перечисленного – волонтерство, пожертвование в благотворительные фонды, помощь незнакомым людям – за последний месяц, – поясняет Черток. – Такая постановка вопроса не учитывает, что благотворительность в России – нерегулярная, часто спонтанная. Мы задавали тот же вопрос, но только не про последний месяц, а про последний год. Еще мы спрашивали «делали ли вы что-то из перечисленного вообще когда-либо?»

Новое исследование дало результаты, которые значительно отличаются от обыденных представлений: оказалось, что 59% россиян имеют опыт совершения денежных пожертвований, а 41% передавали средства благотворительным организациям за последние 12 месяцев. 50% передавали вещи, продукты, товары в благотворительную некоммерческую организацию или фонд, и 27% делали это в последний год, и только 20% россиян никогда не участвовали в благотворительной деятельности.

Тем не менее, эти цифры меньше, чем в странах с развитой культурой благотворительности, например Великобританией, где 57% делают денежные пожертвования.

Основные проблемы системные российской благотворительности, которые можно назвать, исходя из исследования CAF, – это нерегулярность (только 13% жертвователей делают это ежемесячно) и ограниченный круг проблем, решение которых россияне готовы финансировать. «В целом россияне жертвуют деньги на одно-два популярных приоритетных направления, – говорится в исследовании. – Традиционно приоритетным направлением помощи россиян является поддержка детей в сложной ситуации (дети-сироты, дети с заболеваниями, инвалиды). На эти цели жертвовали средства почти 90% всех россиян, участвующих в благотворительности.

Высока доля россиян, оказывавших помощь в чрезвычайных ситуациях за прошедший год (49%). Респонденты также жертвовали деньги в религиозные организации (40%), людям и семьям в трудной жизненной ситуации (32%), нуждающимся в поддержке взрослым (людям, нуждающимся в лечении; инвалидам) – 28%. А вот на сохранение культурного наследия, защиту окружающей среды, поддержку культуры и искусства, борьбу с ВИЧ/СПИДом и защиту прав пожертвовало менее 10% за последние 12 месяцев».

Наиболее распространенный тип благотворителей, согласно исследованию – это, во-первых, «активный хипстер», молодой человек (18–40 лет), преимущественно мужского пола (66%), с высшим или неоконченным высшим образованием, который жертвует в среднем 4625 руб. в год через ящики для пожертвований в общественных местах или, покупая что-либо на благотворительных ярмарках.

Второй тип – это «отзывчивая женщина» от 40 лет с высшим или средним специальным образованием, которая жертвует в среднем 5174 руб. за год в основном через СМС-сообщения (76% перечисляли денежные средства таким способом) и через ящики для пожертвований в супермаркетах и прочих общественных местах.

Главной задачей на ближайшее будущее CAF считает переход от разового опыта пожертвований к регулярной осознанной поддержке, в идеале – ежемесячного списания средств с банковского счета, кредитных карт, электронных кошельков, а также регулярные отчисления из зарплаты в рамках программы частных пожертвований сотрудников.

Сейчас спонтанный характер пожертвований объясняет, почему самыми распространенными способами их совершения являются СМС и ящики для пожертвований в общественных местах. Этим же объясняется относительно небольшой «средний чек» разового пожертвования. Эта задача усложняется тем, что у граждан по-прежнему преобладает стремление помогать напрямую, адресно.

Непонятные регионы

Если CAF изучал благотворительность в общероссийском масштабе, то «Русфонд» составил рейтинг благотворительной активности людей в регионах. Для этого были опрошены около 16 тыс. человек из 54 регионов, поясняет Черток (CAF оказывал помощь «Русфонду» при составлении рейтинга).

Респондентам задавали вопросы о денежных пожертвованиях, участии в волонтерстве и помощи незнакомым людям. Место в рейтинге зависит от общего индекса, который учитывает активность во всех трех формах благотворительности.

В тройке лидеров по общему индексу оказалась республика Дагестан, Саратовская область и республика Башкортостан.

«Национальные республики в топе, поскольку в них гораздо сильнее культурные традиции помощи ближнему, чем в среднем по России, – комментирует исполнительный директор «Форума доноров» Наталья Каминарская. – Если говорить про глобальный рейтинг CAF, то там Узбекистан обогнал Россию».

Исполнительный директор «Форума доноров» Наталья Каминарская Фото с сайта donorsforum.ru

«Последнее время у нас увеличилось количество волонтеров, отношение к благотворительности улучшилось, – говорит Жасмина Мирзоева, руководитель направления «Дети» фонда «Чистые сердца» (республика «Дагестан»). – Волонтеры видят, как плохо люди могут жить, сколько семей живут в плачевном состоянии, делятся друг с другом впечатлениями, передают их через соцсети. Люди приходят – кто-то помог, давайте мы тоже поможем. Одежду, продукты, деньги приносят».

У фонда «Чистые сердца», по словам Мирзоевой, около 5 тыс. волонтеров по всей республике. Этому способствует и активность в соцсетях – фонд ведет группу «Вконтакте», Twitter, «Одноклассники» и даже Instagram. Кроме этого, о работе фонда каждую неделю выходит передача на ТВК «Дагестан».

Второе место, которое заняла Саратовская область, Каминарская ставит под сомнение: согласно «Карте благотворительности» – исследованию «Форума доноров» – Саратовская область относится к «перепиаренным регионам», где очень много говорят о благотворительности, отчего у людей создается ощущение причастности к этому, хотя объективных поводов к этому не так много.

Исследование «Русфонда» показало также, что регионы далеки от цивилизованной благотворительности – самой распространенной формой помощи в регионах оказалась милостыня, ее подавали 73,4% россиян. В благотворительные фонды пожертвования делали только 23% опрошенных, 7,9% – регулярно.

По пожертвованиям в благотворительные фонды первое место у Тамбовской области (66,6%). Как сообщили в тамбовском отделении «Российского детского фонда», в регионе сильна поддержка благотворительности со стороны властей. «У нас есть госконтракты, поддержка бюджета, мы участвуем во всех городских мероприятиях, плотно работаем с Общественной палатой, – рассказала Ольга Шлыкова, ведущий специалист фонда. – Администрация всегда идет нам навстречу, при необходимости – выделяет помещения».

«Регионы для нас – это по-прежнему не до конца понятная территория, – говорит Черток. – Я думаю, что благотворительная активность там определяется наличием давно работающих сильных организаций, отношениями с администрацией, наличием активного ресурсного центра, активностью частных компаний».

«Форум доноров» в своем исследовании выделил 4 группы факторов, которые влияют на благотворительность в регионах – это факторы экономического, социального, инфраструктурного развития и качество жизни.

Однако, согласно рейтингу «Русфонда», культурная предрасположенность к благотворительности пока оказывается важней.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version