Обучается в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете на богословском факультете. Женат. Москвич в пятом поколении.В феврале 2005 года Олег Вышинский пришел в автобус «Милосердие» фельдшером, а затем возглавил бригаду сотрудников.
Декабрь-2005: Олег Вышинский – фельдшер в автобусе
В этом году в день святых Жен-Мироносиц был рукоположен во диакона епископом Антонием Моравичским (Сербская Православная Церковь) в храме св. ап. Петра и Павла у Яузских ворот.
– Отец Олег, вы освоились в новой должности? Не мешает ли она диаконскому служению?
– Освоился, вполне. Диаконское служение для меня – приоритет, но в службе «Милосердие» у меня свободный график работы, поэтому я успеваю. Работа в основном – в офисе, но со времени моего назначения руководителем службы я уже выезжал несколько раз, в обозримом будущем планирую сделать еще несколько ночных выездов.
– Есть какие-то новости по инциденту с обстрелом автобуса?
– Для милиции это – очередной «висяк», вероятность раскрытия очень невелика, они очень неохотно берутся за такие дела. Конечно, состав преступления налицо, не принять заявления они не могли, но оперуполномоченный со мной говорил довольно жестко, с большим скепсисом по отношению ко всей нашей деятельности. А, кстати, бездомные как могли помогли следствию: описали стрелявшего, показали место, где стояли эти люди, благодаря именно бездомным мы нашли баллончик – улику. Возможно, там и отпечатки пальцев есть. Так что есть надежда, что стрелявших найдут в случае схожего преступления.
– Какие планы?
– Мы планируем запустить дневной зимний проект, ведь пока автобус курсирует зимой только по ночам. К сожалению, средств мало, поэтому дневной проект получится несколько в усеченном виде, но, надеюсь, с середины января будем ездить и днем.
– Что мы, рядовые граждане, можем сделать для бездомных такого, чего не может сделать государственный аппарат?
– Один врач со «Скорой», подышав нашим автобусным духом, наутро свалился с катаром верхних дыхательных путей, а ведь на «Скорой» работают люди далеко не изнеженные. «Скорая» и врачи в стационарах охотно сотрудничают с нами, ведь в нашем автобусе помещается около 30-ти человек, к каждому из которых могла быть вызвана бригада врачей, а такое количество вызовов при одновременном поступлении парализует работу целой подстанции.
Но мы не намерены организовывать службы, альтернативные государственным, это провальная идея. Если бездомным все же отказывают в медицинской помощи в госучреждениях, мы не можем собой эти учреждения заменить. Но мы можем, например, помыть подопечных, переодеть в чистую одежду, сопроводить в больницу, уговорить врачей проявить к ним внимание, с одной стороны, апеллируя к их прямым обязанностям, а с другой, возможно, стимулируя их как-либо.
Для решения проблемы бездомности нужен комплексный духовный подход, и в первую очередь – ее всестороннее изучение. Этим должны заниматься профессионалы – психологи, социологи. Их готовят в государственных учебных заведениях, они являются государственными специалистами, мастерами своего дела. А мы можем быть только подмастерьями, и в этом нет ничего зазорного, с одной стороны, а с другой – это и от нас требует немалого профессионализма хотя бы для того, чтобы конструктивно и аргументировано общаться со специалистами.
– Но мы знаем, что вы тоже изучаете проблему бездомности, этому посвящен ваш диплом.
– Дипломную работу я только пишу. Она будет называться, видимо, «Влияние социальной исключенности на религиозно-нравственное состояние личности», и основываться на результатах сборника «Расскажи свою историю», выпущенного Санкт-Петербургским фондом «Ночлежка». Я намерен с февраля начать проводить свое анкетирование и сопоставить данные этого источника с результатами своих полевых исследований.
– Отец Олег, про вас можно сказать, что вы любите бездомных?
– Среди бездомных есть, конечно, люди, которых мы любим, несмотря на все их очевидные недостатки. Многих из них только могила исправит, но они к нам тянутся и мы знаем их уже давно и они нам симпатичны. Но в целом я считаю, что в работе с этим контингентом элемент принуждения обязателен. Не знаю, следует ли возрождать статью за бродяжничество, но это, безусловно, антисоциальное явление, и на бродяг должно оказываться достаточно жесткое административное воздействие. Поощрять бродяжничество нельзя, надо этих людей стимулировать, толкать, принуждать к социализации.
Главное, чтобы отношение к ним было человеческое отношение: без жестокости, издевательств, унижения личности.
Беседовали Татьяна КОЧУРА,
Михаил АГАФОНОВ