Срочная помощь молодым
Без сомнения, если бы Рут Натан превратила свой дом в семейный отель – «bed and breakfast» – тот снискал бы свои заслуженные пять звезд. Тихий, с четырьмя спальнями. Одна из них гостевая – самая большая и очень уютная. Умиротворяющую картину дополняют два постоянно урчащих кота.
Готовит для гостей хозяйка сама, не доверяя магазинным деликатесам. В меню – рагу или ее фирменный стейк с жареной картошкой. За последние три года более 30 человек воспользовались гостеприимством Рут. И не заплатили за него ни пенни. И все они до того, как перешагнуть порог уютного домика, были совершенно незнакомы миссис Натан.
Единственное, что она знает о них – пол и возраст. Объединяло их всех лишь одно. Всех этих людей направила сюда благотворительная организация Nightstop. Она занимается срочной помощью молодым людям, которым в противном случае пришлось бы ночевать на улице – по разным причинам.
Рут 52, она социальный работник, живет в Восточном Эссексе и уверяет, что лучшим решением в ее жизни было пустить однажды переночевать 16-летнего беспризорного мальчишку. Она – одна из многих британских волонтеров, сотрудничающих с Nightstop. Как следует из названия, жилье они сдают бесплатно лишь на предоставляется на одну ночь.
На практике, эти люди позволяют бездомным жить у себя столько, сколько нужно для того, чтобы поправить свои дела.
Кто они? Кто-то считает этих волонтеров очень смелыми, кто-то – очень добрыми, а иные – просто очень глупыми.
Все зависит от вашей точки зрения. Как бы то ни было Nightstop существует уже 30 лет. Ее подопечные – люди от 16 до 25 лет, она действует в 33 английских городах, у ее волонтеров около 700 домов.
Да, то, что делают эти люди – капля в море: проблема бездомности в Великобритании только растет. В прошлом году здесь было зафиксировано свыше 83 тысяч бездомных. Только четверть из них имеют хоть какую-то крышу над головой. Остальные ночуют на улице.
Убийства, наркотики и прочие издержки производства
У самой Рут – двое детей. И, конечно, же полно самых разных забот. «Бывает так, что я прихожу с работы настолько уставшей, что у меня есть лишь одно лишь желание – не видеть больше никого, – признается она. – Но отказаться нельзя. Звенит дверной звонок, и в тот момент, когда на пороге появляется человек, все эти глупые чувства исчезают». Ведь на лице бродяжки читается огромная радость и облегчение: по крайней мере, сегодня он будет спать в человеческих условиях.
«Всего лишь одна ночь, проведенная на улице, может изменить всю жизнь, – говорит глава Nightstop Никола Харвуд.
– Улица полна опасностей – самых разных и непредвиденных. Наша главная задача – удержать человека от улицы и восстановить в нем веру в человечество. Они должны знать, что есть те, кто позаботится о них, кому не все равно».
Конечно, они рискуют. Неприятных и даже трагических случаев в истории Nightstop было немало. В марте этого года бездомный Аарон Барли убил приютившую его женщину и ее 13-летнего сына.
Полтора года назад известная журналистка и писательница Линн Барбер решила внести свою каплю в дело помощи беженцам и приютила у себя юного суданца по имени Мохаммед. Нашла она его через дизайнера, проектирующего дома для мигрантов – то есть, заручилась рекомендацией. Он рассказал ей душераздирающую историю, как пробрался из родной страны во Францию, спасаясь от политических преследований, а потом пересек тоннель под Ла-Маншем, примостившись в колесной арке грузовика.
У него не было разрешения на работу и средств к существованию. 73-х летняя титулованная журналистка поверила. А вся история оказалась ложью. Мохаммед принимал наркотики. В конце концов оказалось, что он никакой не беженец, а обыкновенный – и весьма небедный мошенник. Правда, в этой истории Nightstop ни при чем.
По словам Николы Харвуд, все подопечные организации проверяются на то, что не являются наркоманами и не имеют проблем с законом.
Среди волонтеров Nightstop есть и пары с маленькими детьми, и одинокие женщины 60-70 лет. Не так давно был взят на «службу» 88-летний пенсионер.
И все же, все же – как можно спать спокойно, зная, что в соседней комнате сопит совершенно незнакомый и явно не самый благополучный в мире человек?
«Никаких проблем», – утверждает Рут. Мы привыкли. Она живет вместе с младшей 15-летней дочерью и уверена, что опыт помощи бездомным для той крайне полезен. «Мне всегда хотелось, чтоб мой ребенок понимал: далеко не всех людей есть любящее окружение, которое всегда поддержит. – говорит она. – Далеко не всем так повезло в жизни. И надо ценить то, что есть. А главное – по мере сил помогать другим».
Конечно же, у них с дочерью на дверях спален есть замки на дверях, но они ими … никогда не пользуются.
«А смыл? – усмехается Рут. – Есть я пойму, что нуждаюсь в них, значит, надо срочно что-то менять в жизни и переставать сотрудничать с Nightstop».
Как миссис Натан дошла до жизни такой
Рут стала принимать участие в программе помощи бездомным три года назад, когда ее старшая дочь уехала учиться в университете и одна комната стала свободной.
«Мне нравится работать с молодыми, и за эти годы я поняла: если ты будешь им дарить помощь и заботу, получишь взамен незаменимое – чувство наполненности и смысла собственной жизни».
Есть и еще одна причина: семь лет назад Рут умирала: у нее был рак кишечника. Она поклялась, что если выздоровеет, то в корне поменяет свою жизнь и поменяется сама.
Будет жить ради других. Рак отступил, Рут сдержала обещание. Надо сказать, не все ее поняли. «У меня была жиличка, которая съехала, как только узнала о моих планах принимать дома бездомных, – говорит Рут. – Она была очень хорошей, доброй и ответственной девушкой. Мы очень подружились. Но она сказала: «Как ни печально, прости, Рут, это не для меня. Ты молодец, но я так не смогу». Многие из моих друзей тоже чувствовали себя неуютно от одной мысли, что я буду пускать в дом не-пойми-кого».
Женщина пыталась оправдываться: эти люди не с неба падают, Nightstop проверяет каждого. Но они и слушать не хотели. Хозяева кстати также проходят проверку, причем достаточно обширную: от того, справляются ли они с домашним хозяйством до того, как у них с криминалом в прошлом.
В доме установлены довольно строгие правила. Пока гостишь, нельзя употреблять алкоголь и курить.
Находиться в доме можно только месте с Рут. И уходить – когда уходит она. За все время она приняла 30 человек – от сбежавших из дома после ссоры с родителями мальчишек до молодых женщин, которых избивали мужья или бойфренды.
Большинство тащит с собой все самое ценное – плюшевого мишку или портфолио для поступления в актрисы. Многие из них уже и не надеются встретить того, кто бы их выслушал, а Рут предпочитает ни о чем не спрашивать, дожидаясь, пока жильцы сами не расскажут о себе. «Захотят – расскажут, не захотят – их дело, – говорит она. – Моя работа – предоставить им кровать. Здесь я перестаю быть соцработником. Я хочу стать их другом. Я с удовольствием их выслушаю, только если им это будет нужно».
Только когда такой контакт налажен, Рут может попросить постояльцев помочь по хозяйству. Как правило, это довольно приятные и необременительные дела – которые, положа руку на сердце, ей гораздо легче было бы сделать самой. Но они – своего рода трудотерапия.
«Каждый раз, когда на пороге появляется новый юнец, я начинаю прикидывать, как мне помочь ему поверить в себя, – говорит Рут, – как заставить его почувствовать свою ценность. Ответ прост – нужно сделать так, чтобы человек понял, что поверил в себя, в то, что у него есть что-то особенное, что он может предложить другим». И ни разу, говорит она, ее труды не пошли даром. «Ничего не бывает просто так, – говорит она. – Все, кто останавливался здесь, без исключения, вели себя прекрасно и как могли, выражали свою благодарность. Пока они здесь, я считаю их членами своей семьи».
Только благодарность и добро!
Именно мысли о семье побудили в прошлом году пенсионерку из Ньюкасла Лиззи Дикинсон начать сотрудничество с Nightstop. Бывшая учительница предоставила в распоряжение бездомных одну из своих спален. Миссис Дикинсон 66 лет, она в разводе, у нее двое детей и трое внуков. О последних она и думала, когда принимала решение: «У них прекрасные родители, но никто в этой жизни ни от чего не застрахован, – говорит Лиззи. – Вдруг кому-нибудь из них тоже понадобится помощь, и тогда некий добрый человек поможет ему, как сейчас я помогаю другим детям». Учительница верит: добро возвращается.
Как и Рут, она не встретила горячего отклика у окружающих поначалу. «Когда я заговаривала об этом с друзьями, они тревожились, – говорит она. – Все мы знаем, на что, как правило, похожи бездомные. И все мы относимся к ним предвзято. Некоторые друзья беспокоились не столько обо мне, сколько о моей собственности. Они говорили: «У тебя наверняка стащат что-нибудь, а ты и не заметишь. Ищи потом ветра в поле!» Мне приходилось отвечать, что Nightstop тщательно проверяет каждого, с кем работает, и я доверяю этой организации».
К счастью, дочери Лиззи (обеим за 40) относятся к новому «хобби» мамы с пониманием. «Я много путешествовала, – говорит одна из них. – Преподавала в Африке, в общем, была полностью предоставлена самой себе. Так что ситуация мне близка и понятна».
Лиззи предоставялет свой дом в распоряжение незнакомцев 1-2 раза раз в неделю. «Чаще не смогу», – признается. Как я могу, сразу устраиваю ночевки», – говорит она. Ее первым постояльцем был Киран, 16-летний паренек, сбежавший из дома после ссоры с матерью и отчимом. Поначалу он жил у друзей, потом оказался на улице. Лиззи говорит, что не столько нервничала, сколько была заинтригована своим первым гостем. «Нас объединяло то, что для нас обоих это был неизведанный опыт. Я лишь знала, что у меня будет ночевать мальчик, которому сейчас тяжело. И я хотела помочь ему».
Все они очень разные. Кто-то шумный, развязный, съедает все, что видит, а кто-то тихий, как мышка, стесняется, всего боится. «Но всем им, как правило, нужно одно: поговорить, – улыбается Лиззи. – Обычно разговором по душам все и заканчивается, каким бы крутым поначалу ни казался человек. Всем им ужасно не хватает того, кто просто выслушал бы их».
Лиззи утверждает, что ей никогда не приходилось жалеть о собственном гостеприимстве и всегда она получала от него удовольствие. «Я чувствую, что должна делать добро, – говорит она. – Ведь в моей жизни все очень хорошо, так почему бы мне этим «хорошо» не поделиться с окружающими? Молодежь – это часть нашего общества, и взрослым просто необходимо интересоваться ее жизнью. Действительно, ты можешь очень многое даже в одиночку».
Что касается Рут, у нее есть целая коллекция писем от людей, которых она поддержала в трудную минуту. В одном из них написано: «Вы научили меня быть сильным». Женщина говорит: «Очень греет сознание того, что ты в определенный момент удержала человека, не дала ему скатиться вниз».
по материалам: