Православный портал о благотворительности

НКО оценят по принципу «звезд» Мишлен

Какую пользу может извлечь НКО из своего места в том или ином рейтинге? Что делать, если позиция оказалась «заниженной»? Объясняют эксперты

Графики
Фото pixabay.com/Mediamodifier

Рэнкинг, в котором НКО будут получать от одной до пяти «звезд» в зависимости от своего профессионализма и информационной открытости, составляет БФ «Социальный навигатор» при поддержке Фонда президентских грантов.

На каждом уровне «звездности» будет находиться некоторое количество организаций, без дальнейшего ранжирования и деления на «первые» и «последние», рассказала исполнительный директор БФ «Социальный навигатор» Татьяна Задирако в открытом интервью директору Центра «Благосфера» Наталье Каминарской.

Основное отличие рэнкинга от рейтинга именно в этом и состоит: первый способ классификации более «горизонтален», а второй выстраивает объекты в порядке убывания их условной ценности.

«Рэнкинг – как мишленовские звезды. Вы пойдете в ресторан, у которого больше звезд на двери», – прокомментировала Наталья Каминарская.

Рэнкинг будет представлен в виде сайта с личными кабинетами организаций. Обновление информации об НКО там будет происходить постоянно. Перераспределять «звезды» планируется один раз в год, в июле.

Три тысячи НКО, из которых лишь 35% живы

Татьяна Задирако. Фото facebook.com/tgzadirako

В рэнкинг войдут все благотворительные организации, официально зарегистрированные на территории России, о которых есть информация в публичном пространстве. По предварительным подсчетам, он может охватить не менее трех тысяч организаций. Однако разработчики платформы допускают, что после проведения оценки деятельности этих НКО выяснится, что большинство из них существует лишь на бумаге, а «живы» – не более 35%.

Оценка НКО будет строиться на четырех блоках критериев: информация в публичном пространстве, нефинансовая отчетность, финансовые показатели и управленческие риски. В первом блоке будет оцениваться, насколько информативен и как часто обновляется сайт организации, есть ли там список сотрудников, возможность обратной связи и банковские реквизиты, насколько активна НКО в соцсетях, проводит ли она независимый аудит своей деятельности.

Во втором блоке речь идет, в частности, о годовых отчетах. Принимаются во внимание и любые другие способы информирования общества о том, чем НКО занимается и кому помогает. Третий блок связан с состоянием финансовой документации, здесь источником информации служат, прежде всего, отчеты на сайте Минюста и все те же годовые отчеты.

Наконец, в четвертом блоке оцениваются такие моменты, как наличие сведений о попечительском совете, совете учредителей, или о любом другом органе, который обеспечивает независимый контроль за работой НКО. Баллы могут быть понижены, если фандрайзинговая организация ведет сбор на личные карты сотрудников, не опубликовала оферту на сайте и т.п.

Эксперты-демиурги и рабочая программа

В экспертный совет, участвующий в создании рэнкинга, вошли представители Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» (признан в РФ иноагентом), АНО «Эволюция и Филантропия», Фонда «Нужна помощь» (признан в РФ иноагентом), Центра «Благосфера», Московской школы управления Сколково, компаний IBM и KPMG, общественных организаций из Архангельска, Новосибирска, Пензы, Санкт-Петербурга и другие

Однако непосредственная оценка НКО будет на 75% производиться с помощью специальной программы, которая будет готова к 1 ноября 2020 года. Ее задачей станет анализ всей информации о благотворительных организациях, появляющейся в публичном пространстве. В частности, по ключевым словам в документах, размещенных на сайтах. Лишь в 25% случаев потребуется вмешательство экспертов или сотрудников БФ «Социальный навигатор» (если, вдруг, программа зайдет в тупик).

В течение ближайшего года платформа будет работать в режиме пилотного проекта, а окончательно ее бизнес-модель сформируется к 2024 году, сообщила Татьяна Задирако.

«Сверхзадача» рейтингов и рэнкингов

Система рейтингов некоммерческих организаций в России только формируется. Тем не менее, уже несколько лет обновляется «Русфонд.Навигатор», второй год составляет список крупнейших частных российских фондов Forbes, в апреле 2020 года впервые был опубликован рейтинг благотворительных организаций, подготовленный аналитиками RAEX.

«Помимо этого существуют фандрайзинговые платформы, на которых представлены «проверенные», «надежные» фонды и НКО, занимающиеся благотворительностью. В частности, это платформа Фонда «Нужна помощь», Добро.Mail.ru, Blago.ru , Сбербанк.Вместе, недавний проект ТАСС. Такие платформы тоже можно рассматривать как тематические рэнкинги: здесь, условно, собраны только те НКО, которые прошли тщательную проверку», – напомнила Наталия Фреик, социолог и независимый эксперт.

Сверхзадача рейтингов и рэнкингов НКО – это саморегулирование некоммерческого сектора, считает Наталья Каминарская.

Какую практическую пользу может принести НКО место в любом рейтинге или рэнкинге?

  • Инструмент бенчмаркинга

«Рейтинг позволяет увидеть, где ты находишься по отношению к другим организациям. В какой-то мере сопоставить себя и коллег. Хотя, конечно, никто не будет основывать исключительно на нем свою работу и обмен опытом с коллегами, потому что у каждого рейтинга или рэнкинга есть ограничения, обусловленные его методикой.

Например, если мы говорим о финансовых результатах различных фондов, не разграничивая их по тематике, это уже немного некорректно, потому что на разные темы люди с разной степенью готовности жертвуют деньги», – отметила Юлия Ромащенко, директор по программной деятельности и отношениям с донорами Фонда «КАФ».

Само по себе заполнение анкет для участия в рейтинге помогает проанализировать свою работу, добавила она.

(Бенчмаркинг – анализ деятельности организации на основе сопоставления с некими образцами).

  • Маркетинговый инструмент

«Оказаться в рейтинге для НКО хорошо, даже если она займет место в его конце. Благотворители, особенно корпоративные, будут именно там искать организации, с которыми можно сотрудничать», – отметил Олег Шарипков, исполнительный директор пензенского благотворительного фонда «Гражданский союз».

«Лично я знаю случаи, когда человек или организация собирается осуществить крупное пожертвование на благотворительность, и ориентируется именно на верхние строчки рейтингов. Достойные места в рейтинге укрепляют доверие к организации», – соглашается Наталия Фреик.

«Особенно привлекательным может быть участие в рейтинге для региональных организаций. Если люди работают в провинции, в маленьком городе, где всего три НКО, им не с кем соревноваться, и о них никто не знает. Место в рейтинге даст им новые связи», – добавил Олег Шарипков.

Однако для индивидуальных жертвователей рэнкинги нескоро станут ориентиром, считает Татьяна Задирако. Пока что люди помогают благотворительным организациям, руководствуясь эмоциями.

  • Повышает мотивацию сотрудников.

«Место в рейтинге поднимает командный дух внутри самой НКО: мы крутые, мы на таком-то месте», – говорит Олег Шарипков.

  • Применимо в коммуникациях

«НКО, которые занимают топовые позиции в рейтингах, широко используют это в коммуникациях. Ставят соответствующие логотипы-награды на главную страницу своего сайта, размещают в соцсетях, в email-рассылках, нередко упоминают об этом на странице пожертвований, в перечне наград организации. Это повод для гордости, достойный упоминания в годовом отчете, презентациях донорам, грантовых заявках, различных информационных материалах, буклетах», – говорит Наталия Фреик.

Что делать, если место в рейтинге оказалось «заниженным»?

Каждый составитель рейтинга или рэнкинга использует свою методику. Тем не менее, эксперты могут дать и универсальные советы для тех организаций, которые считают свою позицию «заниженной» и хотели бы ее повысить.

  • Стать более открытыми

«Все существующие рейтинги опираются на информационную открытость, – говорит Олег Шарипков. – Если НКО не может физически улучшить свои показатели, она может представить их максимально привлекательно в своих отчетах».

«Обращайте внимание, что вы пишете про себя в соцсетях», – советует Наталья Каминарская.

  • Привлечь внимание к дополнительным параметрам

«Ряд НКО самостоятельно «повышают» свое место за счет ввода дополнительных параметров. Например, «мы первые в таком-то федеральном округе»; или «мы заняли третье место среди фондов, помогающих сиротам»; или «мы входим в топ-5 среди НКО с бюджетом менее 1 млн рублей»», – объяснила Наталия Фреик.

  • Проанализировать показатели

«Главный совет – ни в коем случае не обижаться, – говорит Юлия Ромащенко. – Если место в рейтинге важно для вас, нужно попытаться понять, с чем связана низкая позиция, а для этого придется разобраться, какую методологию используют составители рейтинга. Выяснив, из-за какого показателя НКО не удалось занять более высокое место, нужно понять, важен ли он сейчас для вашей работы. Если низкая позиция связана с показателем, который на данном этапе работы организации неважен или недостижим, не стоит «разбиваться в лепешку». Нужно работать в зоне своего ближайшего развития и с тем, что важно для вас в данный момент».

  • Стать лидером мнений

«Сотрудники и руководители фондов должны быть заметными, быть лидерами мнений хотя бы в своем городе, а еще лучше – на российском уровне. Потому что деньги дают тем, кого знают», – объяснил Олег Шарипков.

  • Пожаловаться на ошибку

«Если в рейтинге по вашей организации ошибка – уточнить у организаторов, почему такой балл», – советует Наталия Фреик.

Где составители рейтингов собирают информацию об НКО?

«Рейтинги бывают двух идеальных типов, – говорит Наталия Фреик. – Первые предполагают штучные, «бутиковые» истории – тщательный, углубленный сбор данных по конкретной НКО. В таких случаях, как правило, речь идет о самых крупных, самых богатых организациях. Здесь источники максимально разнообразны. Как правило, сами НКО предоставляют большой массив информации по запросу организаторов рейтинга. Большую роль играют комментарии партнеров, коллег по сектору, благополучателей.

Второй тип рейтингов – условно, «робо-рейтинги», когда речь идет о тысячах организаций. Они формируются на максимально доступных источниках данных, без особого участия самих НКО. Это сайт организации и представленные на нем документы, отчетность, описание команды и деятельности; публичная отчетность в Минюст, Росстат, ФНС, обязательные для фондов аудиторские заключения. Один из доступных источников данных о российских НКО – портал Фонда президентских грантов, на нем накапливается история об участии организации в конкурсах. В этом году появилось несколько реестров НКО от Министерства экономического развития РФ; попытку агрегации сведений из разных источников делает АНО «Информационная культура».

Продукт «Социального навигатора» будет относиться ко второму типу. По словам Татьяны Задирако, платформа накопит обширный массив информации, который позволит ей в дальнейшем играть роль фундамента для других рейтингов и классификаций НКО. Например, пользователь сможет сделать для себя выборку НКО, работающих с определенной целевой аудиторией в конкретном регионе – допустим, с детьми сиротами в Иркутской области, пояснила она.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version