За последние пять лет количество слушателей подкастов по всем миру резко возросло – и продолжает расти.
В отличие от радио подкасты можно сохранять и возвращаться к ним в любое время. В отличие от видео они не требуют внимания целиком, можно одновременно делать что-то еще.
Две важные особенности – больше четверти аудитории составляют молодые люди 25–34 лет и две трети аудитории слушают подкасты с мобильного телефона.
Они отлично подходят для прослушивания на ходу, например скрашивают ежедневные поездки на работу и с работы, обычно утомительные. Примерно в 60% случаев их слушают за рулем или в дороге, а также во время работы и даже учебы. Это способ развлечься и одновременно повысить свой интеллектуальный уровень, узнать что-то новое.
Аудиоконтент сразу задает очень личный тон в отношениях с аудиторией. С первых звуков вашего голоса слушатели решают, нравитесь вы им или нет. Следя, как вы делитесь своей историей и опытом, они проникаются к вам доверием быстрее, чем если бы читали вашу историю на сайте.
Для НКО это золотая возможность – можно поговорить о социальной повестке, которой вы занимаетесь, и привлечь сторонников, жертвователей, волонтеров, осветив яркие, животрепещущие истории. Как это сделать?
Для начала станьте гостем подкаста
Создание подкаста, даже если вашей НКО не терпится придумать свой, не быстрая и довольно затратная задача.
А вот выступление в качестве приглашенного спикера подкаста – хорошая возможность рассказать о ваших подопечных, свежей удачной акции или привлечь жертвователей и волонтеров. Заодно можно опробовать формат, отдачу.
Выберите самого яркого и знающего человека в команде – увлекательного рассказчика – подберите подкасты, с которыми вы совпадаете по аудитории (это можно сделать по поисковым запросам на платформах распространения подкастов, например Podcast.ru, Google Play, SoundCloud, «Яндекс», «ВКонтакте») и напишите ведущему, предложив героев и истории подопечных.
Запустите собственный подкаст
Если у вас есть время, ресурсы и контент, достойный трансляции, дерзайте – сейчас самое время подняться на волне популярности подкастов. Плюс как НКО вы можете рассчитывать на бесплатную помощь: семинары и вебинары расскажут все тонкости, от навигации по звуковому ландшафту до технических аспектов записи первого эпизода.
Формат: реальные истории о людях из других миров
Британское общество Альцгеймера превращает контент своего журнала для людей, живущих с деменцией, в подкасты. Ear Hustle – подкаст, в которым о своей жизни откровенно рассказывают заключенные тюрьмы Сен-Квентин, а также те, кто уже давно освободился и пытается наладить достойную жизнь. Это истории об ужасных ошибках и преступлениях, но и напоминание о силе человеческого духа, о том, что мы способны меняться, прощать, исправляться.
Похожий русскоязычный проект, «Женский срок», рассказывает о женском заключении в России. Подкаст «Невидимки» – о феномене бездомности и о тех, кто помогает бездомным людям, – придумали «Ночлежка» и магистры НИУ ВШЭ.
Делитесь опытом
Если ваша НКО накопила большой опыт, можно делиться им, запустив подкаст для специалистов третьего сектора.
Яркий русскоязычный пример – подкаст «Благосферы», запущенный в 2018 году. Эпизоды рассказывают о жизни и работе некоммерческих организаций. Это история благотворительности, разговоры с экспертами и разбор кейсов для сотрудников фондов (например, «Как сотруднику НКО справиться с синдромом самозванца?»).
Выберите концепцию
Независимо от формата – интервью, серия рассказов, обсуждение разных точек зрения на острую социальную проблему, технологии благотворительности – начните с малого, 10 эпизодов. И установите график выпусков.
Дальше важно придумать формат. Это может быть, например, отработка текущих событий: произошло что-то, касающееся работы вашей НКО. Вы обсуждаете новость с приглашенными экспертами и предлагаете решения.
Если каждодневная работа вашего фонда – яркое приключение, драма или даже сериал, можно создать подкаст «закулисья», приоткрывающий завесу над буднями НКО, например, как происходит работа с просителями.
Другой вариант – серия интервью на выбранную тему, например о бездомности, где участники с разных сторон, бездомные, жители домов, которые с ними взаимодействуют, чиновники, предлагают свой взгляд на проблему.
Где продвигать свой подкаст
Изучите платформы распространения подкастов – «Яндекс», «ВКонтакте», Podcast.ru, Google Play, SoundCloud и другие – и выкладывайте на них свои эпизоды.
Размещайте посты в соцсетях с интригующими заходами к каждому эпизоду – и не забывайте тегать гостей.
Вставьте ссылку на подкаст в своих рассылках и задействуйте Google Ad Grant, чтобы направить поисковый трафик на страницу подкаста на сайте вашей НКО.
Еще шесть идей для вашего подкаста
Если вы задумали подкаст о технологиях благотворительности, вот самые популярные англоязычные примеры – у них можно почерпнуть вдохновение.
Nonprofit Podcast – фандрайзер, юрист и пиарщик из мира благотворительности приглашают экспертов, лидеров мнений третьего сектора, поделиться своими знаниями и опытом в области разработки стратегий, сбора средств, управления НКО.
Тренды и риски в секторе в 2023 году? Как удерживать талантливых сотрудников при низких зарплатах? Как должен выглядит дизайн страницы для пожертвований? Как улучшить показатели новостной рассылки? Как позаботиться о себе сотрудникам, чтобы не выгореть? Слияние двух и более НКО? Все эти темы разбирают в подкасте. Длительность каждого эпизода – от 6 минут до часа.
Ведущий Business of Giving – легендарный менеджер благотворительного сектора с более чем 40-летним опытом Денвер Фредерик. Его подкаст исследует возможные решения самых острых социальных проблем: бедность, бездомность, экология, доступное образование. Каждую неделю Фредерик берет интервью у филантропов, известных НКО и социальных предпринимателей-инноваторов.
Tony Martignetti Nonprofit Radio создан в помощь маленьким НКО с очень ограниченным бюджетом и большими мечтами. Как поставить на поток реккурентные платежи, выстроить отношения внутри совета директоров, управлять финансами и волонтерами, продвижением и т. д.
Nonprofit Leadership приглашает основателей и руководителей успешных фондов поделиться опытом – какие стратегии привели их к успеху. Одна из таких стратегий началась с вопроса «Как обнаружить и поощрить незадействованную щедрость доноров вашей НКО?».
The First Day посвящен продвижению этического сбора средств. Каждый выпуск длится 10 минут и содержит свежие новости и исследования в области благотворительности, советы по фандрайзингу. Один из популярных эпизодов назывался «Фонды, которые рекомендуют доноры».
Tiny Spark – пристальный взгляд на то, как делать добро. Эпизоды подкастов обычно носят журналистский характер и рассказывают о непреднамеренных последствиях помощи, филантропии или благотворительности. Доступное и качественное здравоохранение, климатическая справедливость, спасатели продовольствия, женщины и дети, забытые на войнах и т. д.
Коллажи Татьяны Соколовой