Проект «Доброшрифт» стартовал в октябре 2019 года и стал одним из самых заметных благотворительных событий. За два года в акции приняли участие более 400 брендов, а общий охват проекта превысил 30 млн человек.
«Доброшрифт» – уникальный шрифт из 33 букв кириллицы, которые от руки написали 33 ребенка с ДЦП, а затем оформили дизайнеры. Идея в том, чтобы раз в году, во Всемирный день поддержки людей с ДЦП, использовать этот особенный шрифт как символ объединения и помощи.
Организатором проекта выступил фонд «Подарок ангелу», генеральным партнером — Росбанк, агентство «Сметана» отвечало за реализацию, а компания «Смерч» занималась производством продукции для мерча.
В 2020 году агентство «Сметана» выкупило у «Смерча» продукцию и самостоятельно продавало через сайт проекта «Доброшрифт». Доход должен был пойти детям и подросткам с ДЦП через фонд «Подарок ангелу».
Спор из-за товарного знака
Однако в 2021 году передача средств затянулась на 11 месяцев. Деньги поступили, только когда «Подарок ангелу» публично обвинил агентство в нечестности.
Еще одна причина разногласий – основатель агентства «Сметана» Андрей Бузина создал фонд под названием «Доброшрифт». Руководство «Подарка ангелу» обвинило его в том, что агентство сделало это «за спиной» у фонда. Директор «Подарка ангелу» Анастасия Приказчикова объявила, что организация выходит из проекта и собирается оспаривать товарный знак «Доброшрифт»: он должен вернуться к фонду или перестать функционировать.
В свою очередь, Андрей Бузина рассказал, что, согласно договору, который действовал до 2020 года, автор и правообладатель проекта – агентство, ему же принадлежит шрифт и материалы на его основе.
Также в соглашении было указано, что агентство может зарегистрировать товарный знак «Доброшрифт» без согласия фонда и использовать его любыми способами, а фонд обязуется такой бренд не регистрировать.
Заявление о регистрации «Сметана» подала в сентябре 2019 года, свидетельство получила в 2021 году. Андрей Бузина в интервью СМИ подчеркнул, что давно планировал масштабировать проект на базе «Доброшрифта» и помогать не только детям и подросткам с ДЦП.
Высоко цените свою экспертизу и социальный капитал
Громкая история с проектом «Доброшрифт» продемонстрировала особенность сектора, о которой раньше мало кто говорил.
Некоммерческий сектор – генератор интеллектуальных продуктов и инновационных решений.
Это его базовая функция, считает заведующий Центра инновационных экосистем в социальной сфере Владимир Вайнер.
Ошибка многих НКО – они недостаточно высоко оценивают огромное количество нефинансовых ресурсов, которые предоставляют в распоряжение корпоративных партнеров.
Прежде всего, экспертизу и инновационные решения, которые фонд разрабатывает для решения социальных проблем. Плюс социальный капитал, доверие сторонников. Все это серьезные вложения.
– Очень важно, чтобы фонды, вступая в сотрудничество с бизнесом, осознавали себя именно заказчиком, а не благодарили за любой сделанный продукт, как за счастье, что кто-то делает бесплатно. Это ведь только кажется, что бесплатно, – говорит Владимир Вайнер. – Планируя взаимодействие с креативными индустриями, фонд должен понять и принять простой факт. Для медиа-студий главная цель взаимодействия с НКО – возможность побеждать на фестивалях с яркими социальными роликами или проектами.
Фонды забывают, что любой бизнес в первую очередь думает про прибыль – финансовую или любую другую, напоминает ментор по фандрайзингу, основатель «Клуба фандрайзеров» Анастасия Ложкина:
– Не надо приходить и говорить, наш проект стоит 12 млн или, наоборот, нам поможет любая сумма. Сделайте пакет предложений, как бизнес может включиться в решение вашей проблемы. Для бизнеса фонд – это инвестиция, которая должна быть эффективной. Корпоративному партнеру интересна яркая идея, взаимовыгодный «обмен», помощь в решении своих задач.
Фиксируйте каждый продукт как интеллектуальную собственность
Если фонд придумал нечто оригинальное – слово, фразу, изображение – и хочет этим единолично владеть, то совершенно нормально зарегистрировать товарный знак. К сожалению, в третьем секторе пока отсутствует практика, когда каждый созданный продукт фиксируется как интеллектуальная собственность.
Причина отчасти в том, что зарегистрировать интеллектуальный продукт у нас в стране до сих пор не просто, поэтому конфликтные ситуации неизбежны, предупреждают эксперты.
Тем не менее, регистрация товарных знаков должна стать привычной для сектора, уверен специалист по интеллектуальной собственности и коммерческому праву Виктор Пастернак:
– На сегодняшний день нет препятствий к тому, чтобы НКО или коммерческая фирма могли защитить свой уникальный продукт. Обратившись к юристам или патентным поверенным, вы можете зарегистрировать товарный знак в среднем за 80-90 тыс рублей на 10 лет с правом пролонгации. Регистрация – не только основа для монопольного использования, но и для дальнейшей монетизации.
Задействуйте pro bono
Некоторые крупные компании не будут сотрудничать с фондом, если у него не зарегистрирован логотип – не имеют права в соответствии с внутренней политикой организации, – говорит Анастасия Ложкина. – Если мы хотим работать с крупными брендами, то должны быть к этому готовы. Мне могут возразить, что юридическое сопровождение крупных сделок требует участия профессиональных юристов, на оплату которых не у каждого НКО есть средства. Но с другой стороны, это в интересах, прежде всего, самих фондов, чтобы исключить возможные конфликты в процессе работы.
Я в своей работе всегда обращаюсь за помощью к «большой четверке» – Deloitte, PricewaterhouseCoopers, KPMG и EY. Специалисты этих компаний часто работают pro bono.
Если речь о краткосрочной акции, товарный знак регистрировать не стоит
Алла Толмасова, юрист, эксперт Ассоциации «Клуб бухгалтеров и аудиторов некоммерческих организаций», не видит смысла регистрировать слоган или название, если речь о краткосрочной акции, – так как регистрация длится примерно полгода.
Кроме того, конкуренция в третьем секторе условна, а чем больше людей подхватывает инициативы НКО, тем лучше для общества. Регистрация товарного знака в этом смысле может помешать.
Если же фонд заинтересован в широком распространении своего опыта работы, говорит Алла Толмасова, но хочет, чтобы повторение этого опыта происходило в соответствии с разработанными стандартами, имеет смысл регистрировать товарный знак и передавать право его использования только тем компаниям и организациям, кто соглашается соблюдать эти стандарты.
Товарный знак регистрируется в Роспатенте.
Подает документы тот, кто придумал уникальное обозначение. Это может быть креативное агентство – разрабатывает продукт для НКО и по договору оставляет за собой это право. Или НКО, если она сама придумала и хочет иметь монопольное владение.
Договор между партнерами в таком случае только создает рамки для взаимодействия сторон и определяет, кто что регистрирует. Остальные вопросы, связанные с использованием обозначения, будут регулироваться позже, когда товарный знак будет зарегистрирован.
Важный момент – в российском законодательстве нет возможности регистрировать товарный знак одновременно на двоих правообладателей.
Есть форма «коллективный товарный знак», но она предназначена только для ассоциаций и союзов.
Варианты: 1) регистрация товарного знака кем-то одним и последующее лицензионное условие работы; 2) создание совместного юрлица, на которое регистрируется товарный знак с последующим использованием в рамках договоренностей.
Если на товарный знак претендуют две стороны, то в настоящий момент эта ситуация практически не решаема. Если одна сторона оспаривает владение товарным знаком другой стороной, то может подать жалобу в антимонопольную службу для отзыва регистрации. Такие прецеденты были. А дальше, говорят юристы, вопрос доказанности.
Помните, договор в электронной форме действителен
Миф, что простая письменная форма договора – это то, что изложено на бумаге. Ничего подобного. В сфере интеллектуальной собственности законодательство позволяет заключать договор в электронной форме, обмениваясь даже сообщениями в социальных сетях.
«Главное, чтобы стороны могли подтвердить личность контрагента, – говорит Виктор Пастернак. – В случае судебного спора этого будет достаточно, чтобы доказать, что вы достигли согласия по всем существенным условиям и у вас заключен договор».
Принцип «Да ладно» не работает
Большинство деловых споров возникают из-за того, что договоренности не были зафиксированы на бумаге.
Практика показывает, что все детали переговоров обязательно нужно прописывать и согласовывать резюме с партнером. Это нужно делать после каждой встречи, особенно на старте сотрудничества.
– Кроме того, мне кажется, мы сильно увлеклись мессенджерами и всю переписку перенесли в чаты, забыв про такой удобный и практичный инструмент, как электронная почта, – говорит Анастасия Ложкина. – При любых дальнейших обсуждениях каждый участник процесса всегда может сослаться на промежуточные итоги. Это удобно для всех, но не у всех на это хватает времени. И тогда фонды действуют по принципу «Да, ладно, верим». Но так не работают.