Киндертранспорт
Он родился в 1909 году в Лондоне и дожил до 106 лет. Умер он также в Великобритании, маленьком городке Слау. Уинтон происходил из семьи немецких евреев, которые в начале ХХ века переехали в Англию. Его отец был банкиром, и молодой человек успешно работал в банке отца. Никки Уинтон вел прекрасную размеренную успешную жизнь – теннис, фехтование, горные лыжи. В рождественские каникулы в конце 1938 года компания молодых людей, как обычно, собралась провести праздники в Швейцарских Альпах, но один из друзей Уинтона вдруг позвонил ему и сказал, что не сможет присоединиться к компании, он должен был отправиться в Прагу по важному делу. Уинтон решил присоединиться к другу, изменил свои рождественские планы и тоже поехал в Прагу.
Чтобы понять, что происходило в этот момент в Праге, надо вернуться немного назад – примерно на полгода. В конце сентября 1938 года главы государств Великобритании, Франции, Италии и Германии подписали «Мюнхенское соглашение», по которому Судетская область Чехословакии переходила Германии. По соглашению, все желающие могли покинуть Судеты. Так, в начале октября 1938 года, в оставшуюся свободной часть Чехословакии, особенно в крупные города, хлынул поток беженцев из Судет. Затем на приграничные области заявили свои права Польша и Венгрия, и поток беженцев увеличился. Стало очевидно, что сама Чехословакия с ним не справится.
Правительство Великобритании стало помогать чешскому населению решать проблемы беженцев. Были организованы поезда, которые вывозили желающих в Британию и другие европейские страны. Но чаще всего это было взрослое трудоспособное население. То, что надо спасать еврейских детей, было не очевидно в тот момент – в Чехии еще не было ни концлагерей, ни, собственно, оккупации.
Хотя в ноябре уже произошла «хрустальная ночь», и 25000 евреев в Германии и Австрии были арестованы. И Никки Уинтон понял или, скорее, почувствовал, что этим детям опасно оставаться тут. Он стал добровольно заниматься их спасением. То, что он смог организовать в одиночку, назвали впоследствии «Чешским Киндертранспортом».
Девятый поезд так и не уехал
Приехав в Прагу, Уинтон поселился в отеле. Именно здесь он организовал свой офис, куда вереницей шли люди, просящие о помощи. Николас должен был составить списки детей, наиболее сильно нуждающихся в помощи, – сирот, или тех, у кого родители пропали, или были арестованы, больных, малоимущих. Уинтон ежедневно объезжал лагеря беженцев, разбитых вокруг Праги, и составлял списки.
Но составить список было еще не самым трудным. Чтобы дети могли выехать в Англию, им должны были найти приемные семьи. Детей нельзя было везти в никуда, их кто-то должен был ждать, кто-то должен был позаботиться о них. Эти приемные семьи также искал Николас Уинтон. Он давал объявления в газеты, обзванивал приюты для сирот, устраивал детей на фермы. Кроме того, за каждого ребенка надо было внести залог, и Уинтон вносил его из своих денег.
14 марта 1939 года первый «уинтоновский» поезд покинул Прагу. В нем ехали 20 детей. Чехословакия была еще независимой. Но уже на следующий день, 15 марта, нацистские войска ее взяли. Несмотря на это «Киндертранспорт» не был запрещен. Детей продолжали вывозить. Поезд следовал через Германию и Голландию, оттуда – через Ла-Манш – в Великобританию. Весь путь – примерно 1500 км. Пребывающих на лондонский вокзал детей встречал либо сам Николас, либо его мать, которая активно помогала сыну. Николас Уинтон смог организовать еще 7 таких поездов. В общей сложности он вывез 669 детей!
Девятый поезд должен был отойти от пражского вокзала 1 сентября 1939 года, в нем уже сидели 250 детей. На перроне стояли родители и родственники, они махали детям руками, дети плакали. Но рано утром фашисты уже начали бомбить Польшу, началась Вторая мировая война. Поезд не поехал в Англию, детей выпустили из вагонов, они радостно кинулись к своим родителям…
Через 49 лет молчания
Когда началась война, Уинтон пошел работать в Красный Крест, а потом поступил в Королевские военно-воздушные силы. В 1954 году вышел в отставку в чине лейтенанта.
Событиям 1939 года Уинтон не придавал большого значения, можно сказать, что он про них почти забыл. Были другие дела. Например, он активно участвовал в строительстве дома престарелых под Лондоном. А в 1988 году его жена обнаружила старые записные книжки. В них были длинные списки имен. Объяснительные записки, фотографии, отказы и придуманные Уинтоном «официальные» бланки, на которых он рассылал свои письма, чтобы те выглядели солидней. Уинтон рассказал своей жене о предвоенных событиях спустя 49 лет! Супруги стали думать, что делать с записями – несомненно, они представляли исторический интерес.
Его записные книжки попали в руки британского медиамагната Роберта Максвелла, который сам вполне мог оказаться в числе «уинтоновских детей» – будучи 17-летним чешским евреем он чудом бежал из Чехии через Вену, самостоятельно добрался до Англии, вступил в британскую армию и прошел всю войну. Его жена – Элизабет Максвелл – была историком, изучавшим Вторую мировую войну. Она подготовила публикацию о тех событиях и рассказала о деятельности Николаса Уинтона.
Элизабет Максвелл отправила письма по всем довоенным адресам из уинтоновских записей и получила около 200 писем в ответ, 60 писем было – от самих «детей». Многие «уинтоновские дети» оказались живы. Большинство их так и не смогло воссоединиться с кровными родителями, которые были убиты, замучены, сожжены в газовых камерах нацистов. Всю жизнь они искали того человека, благодаря которому остались живы. И вот он таким чудесным образом нашелся.
В феврале 1988 года была опубликована статья «Затерявшиеся дети» о «Чешском Киндертранспорте». А вечером того же дня Николаса Уинтона пригласили в качестве зрителя в студию популярного английского ток-шоу «Сама жизнь». Неожиданно для Уинтона ведущая передачи стала рассказывать его историю, а затем попросила встать «детей», спасенных Николасом. Оказалось, что в студии сидят те, которых он смог вывезти из Праги. Эта передача имела невероятный успех, имя Николаса Уинтона стало известно многим британцам. Письма Николасу приходили со всего мира, его «дети» находились не только в Англии, но и в Европе, и в Америке.
Судьба Уинтона заинтересовала многих. В 2011 году словацкий режиссер Матей Минач снял фильм о пражских событиях 1939 года – «Семья Никки». В интервью режиссер рассказывал о своем герое: «Представляете, ему 104 года, он бодр и говорит: «Матей, у меня столько дел, мне некогда умирать. Спасенные мною дети стареют, начинают хворать, нужно строить дом для ухода за ними»». Действительно «семья Никки» – с его детьми и внуками – насчитывает около 5000 человек.
За спасение 669 детей Николас Уинтон был выдвинут на Ноблевскую премию мира. В 2002 году королева Елизавета II посвятила его в рыцари, и он стал сэр Николас. В 2014 году, в возрасте 105 лет он был награжден высшим орденом Чехии – Орденом Белого льва.
Его фигуру можно увидеть на пражском вокзале, здесь стоит памятник Уинтону – фигура мужчины с двумя детьми.