Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

«Ни слова не понимаю». Зачем наше Богослужение такое сложное?

«Не знаю, что и делать… Текст службы в храме для меня все равно, что на китайском. Стоишь всю службу, напрягаешься изо всех сил, а толку ноль». «Очень хочется не просто отстаивать службу, а участвовать в ней, но ни слова не понимаю». «Скучно, заунывно, формально и не современно».
Такими признаниями наполнен интернет. Объясняем, почему наши службы такие непонятные, и что с этим делать

Коллаж.

Почему обычный человек, зайдя в храм, ничего не может понять? Разве это правильно? Может быть, Церкви стоит подумать о том, чтобы сократить богослужение и сделать его понятным для всех, ведь современные люди такие занятые? Говорим об этом с кандидатом богословия, доцентом Московской Духовной Академии архимандритом Симеоном (Томачинским)

Когда количество переходит в качество

– У большинства людей есть масса забот вне храма и чем быстрее служба закончится, тем им будет удобнее. Почему нам нельзя организовать богослужение как у протестантов: собраться всем вместе, послушать несколько проповедей, спеть восхваляющую Христа песнь и разойтись? Ведь с точки зрения понятности и доступности богослужения это наиболее оптимальный формат.

– Православное богослужение – это мобилизация духовных усилий, которая требует работы. Если так рассуждать, то зачем вообще молиться и поститься, если Бог и так всё знает? Пост и молитва умилостивляют Бога, но главное – смягчают наше сердце, делают его более восприимчивым к пониманию Божественных истин. Здесь и количество переходит в качество, но при этом никто никого не заставляет и человек сам выбирает себе меру участия в богослужении. У каждого своя мера.

Апостол Павел же говорил «непрестанно молитесь». Это для нас очень высокая планка, но ведь она адресована всем, не только монахам или священникам. Для людей, живущих в миру, Божественная Литургия – это как глоток свежего воздуха, возможность вырваться из суеты, а затем с новыми силами пуститься в плавание по своим попечениям.

Архимандрит Симеон (Томачинский) в Покровском храме МДА. 27 сентября 2020 года. Фото из архива Московской духовной академии

– Давайте разберемся: православное богослужение действительно такое сложное? Или, может, мы просто ленимся приложить усилия, чтобы его понять?

– Жизнь вообще сложная штука, в каком аспекте ни возьми. Конечно, в богослужении есть свои особенности, структура и традиции, которые надо знать и изучать. Ничто так просто не дается, прекрасное нужно завоевывать трудом.

Наше богослужение для непосвященного человека непросто. Литургия, например, почти всегда имеет одинаковую структуру, а вот вечерняя служба имеет больше изменяемых частей, которые требуют особых знаний устава и обихода.

Великий пост – это особое время, которое мы призваны посвятить Богу. Поэтому и богослужение становится другим, усложняется: увеличивается и его продолжительность, и по характеру оно становится более монашеским, сосредоточенным, с акцентом на чтение Псалтири и меньшим количеством песнопений. В этом смысле на время поста мы все на время становимся монашеской общиной.

Упрощение богослужения – не выход

Коллаж Зачем наше Богослужение такое сложное

– Наше богослужение было таким не всегда. Не было общих молитв, в которых  верующие на богослужении просят Бога о чем-то, многоголосого хорового пения…  Почему сейчас такой формат службы невозможен?

– У нас на Руси тогда был Студийский устав. А потом его заменили на более торжественный –  Иерусалимский. Это был выбор Церкви, так радикально поменять богослужение.

– А нет ощущения, что все эти византийские красивые дополнения – это скорее способ удержать молящегося в храме, чем попытка донести какие-то глубокие смыслы?

– Не думаю. Мы всегда следовали за византийской традицией, наследницей которой Русская Церковь стала после Крещения в 988 году. Это вопрос преемственности. Я не вижу ничего плохого во входах, ектениях, красивом пении, возжигании и тушении света.

Здесь можно было бы искать другую логику. Например, рядовая будничная служба короче, а полиелей (славословие) удлиняет богослужение. Но так праздник ощущается более полно и отчетливо: особое богослужение подчеркивает важность того или иного события в жизни Церкви.

– При этом человек может прийти на службу и столкнуться с самым настоящим языковым барьером, из-за которого ничего не поймет ни в смыслах, ни в торжественности. Перевод богослужения на более понятный язык решил бы проблему его сложности и доступности?

– Я думаю, что нет. Конечно, это очень большой вопрос, требующий всестороннего обсуждения, и в Церкви об этом много говорили на протяжении нескольких лет. В итоге все пришли к мысли, что это несвоевременно и не даст того результата, которого хочется достичь.

У нас есть пример католической Церкви периода второго Ватиканского собора, когда она приспосабливалась к текущим нуждам общества. Тогда было решено отказаться от сложного латинского языка, упростить богослужение и даже облачения… И что? В результате посещаемость храмов упала. То есть это не просто не привлекло, но и оттолкнуло людей, исчезла сакральность, и всё превратилось, скорее, в клубный концерт.

– А в Русской Церкви тоже ведь обращали внимание на языковые сложности?

С языком были разные опыты. Было даже разрешение Святейшего Патриарха читать паремии, Евангелие и Апостол на русском языке. У нас в храме как-то попробовали почитать паремии Великой Субботы на русском. Не прижилось. Та же история Ионы во чреве китовом на церковнославянском звучит одним образом, а на русском совсем приземленно и даже немного комично. Это очень значимая вещь.

Давайте тогда поэзию Пушкина переведем на русский язык:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

Здесь почти каждое слово – славянизм. Школьники, скорее всего, без помощи учителя не смогут разобраться, о чем пишет Александр Сергеевич. Но это же не повод разрушать великий текст и переводить его?

В этом смысле церковное богослужение на церковнославянском языке хранит нашу русскую культуру. Без него многое было бы не понятно.

Проблема не столько в языке, сколько в знании контекста

Зачем наше Богослужение такое сложное

– С чего начать человеку, который хочет начать понимать богослужение?

– Почитать книги, разъясняющие смыслы богослужения. Ведь понимание связано не столько с языком, сколько с контекстом, который надо знать, чтобы понять ту или иную ситуацию. Сам по себе перевод не поможет, не сделает службу понятнее.

Те или иные исправления в текстах богослужения, конечно, делались раньше и делаются сейчас. Просто некоторые из них при всей своей теоретической обоснованности не приживаются, не принимаются людьми.

Мы же не можем изменить всё только ради молодого поколения. А старое, уже доказавшее свою верность Церкви и богослужению, пускай тогда страдает?

Поэтому реально может помочь только чтение разъясняющей литературы. Те же «Размышления о Божественной литургии» Гоголя могут оказаться очень полезными. Сейчас вообще есть масса последований с комментариями и даже картинками – с такими книгами удобно стоять на службе. Я как-то подарил такое издание ребенку моих знакомых, а спустя время увидел, как папа стоит с ней на службе и сам с интересом следит.

– Получается, что каждый человек может при желании разобраться в том, что происходит во время службы?

Конечно!Когда только начинаешь читать Псалтирь, всё кажется сложным и непонятным, но, если не бросить и честно продолжать это делать, смыслы начинают открываться сами. Не успеешь оглянуться, как уже понимаешь процентов 70 написанного, и никакие толкования не нужны.

Напрашивается аналогия с изучением иностранного языка – ты никогда не преуспеешь, если не будешь учить отдельные слова и конструкции, изучать грамматику. Церковнославянский же гораздо проще, ведь это родственный для нас язык. Церковнославянский – это книжный вариант литературного русского языка для церковного употребления. Не бывает так, что непонятно совсем ничего. Самые простые выражения и отдельные понятные слова всегда найдутся: те же «Господу помолимся» и «Господи помилуй». Это то, что понятно всем без перевода. Так что во многом понимание богослужения это вопрос «налета часов» и усердия.

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?