Православный портал о благотворительности

«Ни одна Церковь не переживала то, что пережили мы»

В День народного единства в главном выставочном зале страны – «Манеже» открылась традиционная выставка «Русь Православная»

В День народного единства в главном выставочном зале страны – «Манеже» открылась традиционная выставка «Русь Православная».



Перед приездом Предстоятеля Русской Православной Церкви в «Манеже» собрались сотни приглашенных. На снимке: лицом к зрителю, слева – направо: глава синодального Информационного отдела, главред журнала «Фома» Владимир Легойда, председатель синодального Отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон (Шатов), Народный художник России, президент Российской академии художеств Зураб Церетели


Перед собравшимися выступил Святейший патриарх Кирилл: «В этом году выставка особенная: прошло 20 лет с тех пор, как началось возрождение нашей Церкви, и за эти 20 лет на просторах Святой Руси произошло то, что не происходило за всю историю рода человеческого. Ни одна страна, ни одна цивилизация, ни одна религиозная группа, ни одна Церковь не переживала то, что пережили мы, — грандиозное возрождение Православия…


…Это тысячи восстановленных храмов, сотни монастырей; это учебные заведения, больницы, хосписы, социальные центры, школы для взрослых и для детей; это работа с Вооруженными силами и в местах лишения свободы; это то, что действительно мог сделать только народ. И поэтому мы говорим, что за эти 20 лет возродилась не только Церковь Русская, в плане возрождения ее памятников, — возродился наш народ. Потому что храмы никогда не строят и никогда не восстанавливают, если в этом нет потребности, если нет мощного движения снизу, если эти храмы не наполняются людьми. Мы вложили наши силы, наше разумение, наше горячее чувство веры в то, чтобы возродилась Русь…»


Утром с Ленинградского вокзала сопровождаемая почетным эскортом священнослужителей прибыла Тихвинская икона Богородицы, которой смогут поклониться посетители выставки.
Об этой иконе известно с пятнадцатого века. По одной версии икона написана в восьмом веке в Византии, по другой – ее автором следует считать самого евангелиста Луку.
Перед Тихвинской иконой совершилось много чудес и исцелений, с древности не раз спасала она отчаявшихся защитников Тихвинской обители от иноземных захватчиков, с тех пор считается покровительницей северо-западных земель России.
В 1944 году будущий архиепископ Чикагский Иоанн и мирянин по имени Сергий (впоследствии его приёмный сын), спасая чудотворный образ, увезли его в Европу, а затем – в США.
Перед своей кончиной в 1982 году архиепископ Иоанн завещал своему приемному сыну протоирею Сергию Гарклавсу вернуть икону России тогда, когда в стране изменится отношение власти к Церкви и будет восстановлен Тихвинский монастырь. Торжественное возвращение святыни произошло в 2004 году


Открывается экспозиция коридором новомучеников. Это единственный зал, который устроители выставки «заключили» под своды крыши. Тем самым, быть может, желая вызвать ассоциацию с Церковью катакомбной, гонимой, Церковью – в тесноте. Красная подсветка усиливает напряжение в восприятии стендов, свидетельствующих о недавних кровавых, трагических событиях в истории нашей страны, когда ожесточенные сыны Отечества восстали на свою любящую мать – Церковь


Фотографии новомучеников из архивов НКВД. По мнению устроителей, многие, к сожалению, ничего не знают об этой странице нашей истории. Кто-то впервые посмотрит правде в глаза


Кроме того, по словам «режиссера-постановщика» выставки архимандрита Тихона (Шевкунова), «хочется, чтобы люди внимательно вгляделись в лица этих новомучеников, удивительно, но факт: эти лица не несут на себе печати трагизма или безысходности. Наоборот, они осознают себя семенем будущей жизни. Именно им мы обязаны нынешним церковным возрождени­ем»




Священник Алексей Николаевич Сысоев, отец убиенного иерея Даниила Сысоева. Судьба его сына – тоже своеобразный итог последнего двадцатилетия, свидетельствующий о том, что эпоха исповедников не закончилась


Архимандрит Тихон (Шевкунов) знакомит с экспозицией Патриарха


Сопровождает Предстоятеля Церкви по залам «Православной Руси» заместитель председателя Правительства Александр Дмитриевич Жуков (на снимке он жертвует деньги в ящик для сирот и инвалидов – подопечных Православной службы «Милосердие»)


На стенде Православной службы «Милосердие» представлены художественные изделия учеников православных школ г. Москвы. Все это можно было приобрести за пожертвования. Все собранные на детской благотворительной ярмарке средства пойдут на нужды православных детских домов, автобуса «Милосердие», кризисного центра «Дом для мам», патронажной службы


В работе выставки принимает участие член Союза художников России, иконописец, преподаватель ПСТГУ Лариса Гачева


Иконостас, изготовленный студентами факультета церковных художеств ПСТГУ, предназначен для храма в университетском здании в Лиховом переулке. На заре советской власти в этом здании во время церковного собора избирался Патриарх Московский и всея Руси. Жребий пал на митрополита Тихона (Белавина)


Это один из немногих залов, экспонаты которого можно потрогать руками



Декан факультета церковных художеств ПСТГУ протоирей Александр Салтыков. Член Союза художников России. Старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева


Студенты ПСТГУ в рамках выставки проводят мастер-класс по иконной мозаике


У стенда Реставрационных мастерских Андрея Анисимова – живые белокаменщики, которых не только можно увидеть своими глазами, но и о чем-нибудь спросить


На сегодняшней выставке, в отличие от всех предыдущих, в изобилии использовались мультимедийные технологии. Если, например, в Третьяковке, за каждым местом закреплена только одна картина, то на выставке в «Манеже» на многочисленных мониторах через каждые несколько секунд менялось изображение, каждый экран становился своеобразным залом-выставкой отдельного фотохудожника. Это повышало многослойность, многоуровневость преподносимого материала. Можно приходить сюда не один день и продолжать открывать для себя что-то новое, незамеченное прежде


Мастер-класс православной школы искусств в Свиблово по иконной мозаике


Экспозицию обходило множество священнослужителей и примкнувшие к ним…






Георгий Павлович Ансимов режиссер Большого театра. Работал в Большом тридцать лет до 1988 года, сейчас – на пенсии. Ставил оперы «Укрощение строптивой» Шеболина, «Богему» Пуччини, «Сказку о царе Салтане» Римского–Корсакова, «Не только любовь» Щедрина, «Кармен» Бизе, «Золотой петушок» Римского–Корсакова, «Иоланта» Чайковского… Всего – пятнадцать спектаклей. До сих пор в Большом идет его «Иоланта».
Выставка «Православная Русь» понравилась режиссеру Ансимову своим разумным устройством. По его мнению, она отличается тем, что не хвастается, как часто бывает на выставках, не трубит о том, какие мы хорошие, но заставляет задуматься. Первым делом посетитель сталкивается с повествованием о тех мучениях, страданиях, которые перенесла Церковь. О священномучениках и о том, что творилось в человеческих душах в течение последних ста лет. Когда посетитель проходит сквозь коридор–размышление, коридор священномученичества, начинает понимать, что прежде чем любоваться тем великолепием, которым украшены храмы и обрамления икон, нужно дать себе ответ: во имя чего все это? Когда мы вспоминаем кровавую историю двадцатого века, когда видим, что сейчас тело церковное немного высвободилось из тех оков, в которых оно пребывало, тогда все воспринимается с радостью. Тогда факт возрождения, факт освобождения Церкви воспринимается как личный праздник, и тогда, глядя на все иконы, оклады, творчество художников, скульпторов, начинаешь торжествовать, что все-таки этот страшный порог пройден, теперь можно подводить итоги. С этой выставки выходишь с гордостью и надеждой, что так будет продолжаться и дальше. С гордостью за Церковь, за Россию, что ты живешь в это время, когда можно свободно ходить в храм и тебя не гонят, не ставят на учет, не сажают в тюрьму. И особенно Георгию Павловичу радостно и интересно происходящее на выставке, потому что сам он сын, как прежде говорили, «врага народа», теперь – священномученика Павла Ансимова.
Храм, где арестовывали его папу, позже взорвали. Он назывался храм «на платочках в Черкизово». Он располагался в районе кустарей, которые зарабатывали изготовлением платков. Они сложились и выстроили храм. Священник Павел Ансимов служил в нем сначала регентом, затем – священником.
Георгий Павлович вместе с мамой долгие годы ждали хоть какого-то известия об отце. В тюрьме несколько лет принимали для него передачи, но он в это время (как потом оказалось, в 1937 г. на Бутовском полигоне) уже был расстрелян. Мама скончалась в 1958, так и не узнав, что стало с супругом. Самого Георгия Павловича как «сына врага народа» реабилитировали только в восьмидесятых.




Очередь к выставке «Православная Русь»


«Как возникает единство? Оно возникает тогда, когда перед людьми стоят общие цели, когда этих целей не достичь в одиночку. Вот тогда люди и объединяются. Для решения небольших целей создаются небольшие коллективы, а для решения глобальных, огромных целей должна объединиться страна, должны объединиться народы», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Идеей, которая может заставить нас протянуть друг другу руки и заставит преодолеть противоречия, должна стать идея возвращения к духовным ценностям, идея возрождения Православия


диакон Андрей РАДКЕВИЧ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version