Православный портал о благотворительности

«Неужели я не смогла рассмотреть талант у своего ребенка?»: как определить способности и не пропустить важные сигналы

Хорошая новость: у всех малышей есть и разнообразные способности, и интересы. Детей, которым ничего не нужно, просто не бывает. Другой вопрос – как все это определить в раннем возрасте и помочь ребенку гармонично развиваться. Разбираемся вместе с экспертами

«Со старшим ребенком все было ясно как-то сразу, он много лего собирал, машинки разбирал, потом увлекся робототехникой. А с младшим ужас – ничего не хочет, ничего не интересно, пять минут поковырялся и бросил. Как его увлечь чем-то одним серьезно?»

«У моих подруг дети такого же возраста, как и мой, какую ни спроси – один соревнования выиграл, другая поет и выступает все время, а мой – ну просто ребенок, веселый, активный, но ни к чему конкретному душа не лежит… Время еще не пришло или я не смогла рассмотреть его талант?»

Все это реплики мам дошкольников в родительских чатах и форумах. Почти все современные родители достаточно рано начинают переживать о том, чтобы заметить у ребенка таланты и направить в нужное русло. Едва малыш начинает ходить, мамы и папы пытаются определить его сильные стороны – раннее развитие, кружки и секции, тренеры и репетиторы по любым направлениям.

В таком изобилии проще ориентироваться, если ребенок часами рисует, все вокруг превращает в музыкальные инструменты или, например, не расстается с мячом, демонстрируя явные спортивные задатки. А что, если родители не видят ярких склонностей и интересов? 

Мы поговорили с психологами, профориентологом, педагогами и тренером и выяснили, на что стоит обратить внимание родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы увидеть и раскрыть способности ребенка. Оказалось, что идеального возраста для раскрытия способностей не существует, но есть важные сигналы, которые могут подсказать, как действовать. Расскажем, как их не пропустить!

Наблюдайте за ребенком 20 минут в день. Вы увидите подсказки

В дошкольном возрасте, от 3 до 7 лет, ведущая деятельность – игровая. В этот период у ребенка формируется творческое воображение, он учится анализировать и познавать. Задача родителей ребенка-дошкольника – внимательно наблюдать за ним в игре.

Посмотрите, какие игрушки или предметы выбирает ребенок, как взаимодействует с ними, он может играть один или всегда ищет взрослого, если любит сюжетно-ролевые игры, то какие? Простое, но ежедневное внимательное наблюдение может дать родителям много информации. Здесь важна последовательность и безоценочность – уделяйте наблюдению 20 минут ежедневно и чаще задавайте ребенку открытые вопросы: что именно ему нравится и почему.

Например, вы заметили, что ребенок любит возиться с конструкторами. Разумеется, это не значит, что он прирожденный строитель, но это ценная информация. Внимательно посмотрите, как он это делает: собирает строго по инструкции или создает собственные фигуры и формы, не спеша рассматривает детали, сортирует их по цветам и размерам или сосредоточен на результате? Спросите, что именно ребенку нравится в этом занятии, почему он его выбирает – это будет ваша отправная точка, которая подскажет, куда двигаться дальше, чтобы усилить интерес и открыть его новые грани.

Не обязательно, что ребенок сразу пойдет на контакт, возможно, он будет ошеломлен, если вдруг родитель заинтересовался. Но маленькие шаги в точке интереса, с поддержкой взрослых, очень окрыляют детей, они сами начинают задумываться о своем интересе. «Если мы хотим раскрыть потенциал, то усиливаем сильное, туда направляем фокус своего внимания. Ребенку нравятся какие-нибудь животные – дельфины или киты, давай их изучать вместе. В океанариум сходим, книги про это почитаем, и карточки, и открытки, и картинки, и раскраски. Углубляем, поддерживаем интерес, смотрим, что будет дальше», – говорит Марина Белых, педагог, детский нейропсихолог. По ее словам, не нужно бояться пробовать: заинтересовался ребенок – усиливайте интерес, не интересно что-то – отложите пока в сторону, не настаивайте. Развитие ребенка нелинейно, интересы могут меняться. 

Подсказкой для родителей может стать ситуация, когда ребенку скучно – нет привычных мультиков, планшета или других гаджетов, которые уводят его от собственных мыслей и активности. Дайте ему возможность поскучать и посмотрите, что будет происходить. Не спешите сами предлагать занятия и развлечения, это может разрушить мотивацию. Активность, которую в итоге придумает себе ребенок, может стать хорошей подсказкой для родителей и точкой отсчета для проявления творческих способностей. 

Поймите, почему ребенок бросает занятия

Рисунок. Как распознать талант у ребенка

С 6-7 лет, к начальной школе, ведущей деятельностью становится – учебная; что важно в этом периоде – начинает формироваться произвольная активность, когда ребенок осознает цель и необходимость определенных действий на пути к ней. Проще говоря – делает, даже если не хочет. Например, ребенок не хочет сидеть на уроке, но 40-45 минут он высидит.

По словам специалистов, именно в этом возрасте есть смысл активно выбирать секцию, ориентируясь на интересы, которые родители наблюдали и замечали ранее. При этом, в начальной школе время эксперимента продолжается. 

«Что касается способностей, то так или иначе они выкристаллизовываются, приобретают стабильность только в средней школе. Первые шесть лет учебы – это время поиска. Кто-то быстро находит себе дело по душе, а кому-то нужно больше времени или определенные условия. Это нормально. Здесь важно понимать, почему ребенок бросает те или иные занятия. Ему не интересно или ему сложно? А может, тренер реагирует слишком жестко или не складываются отношения с ребятами?» – говорит детский психолог, профориентолог Иван Кулаков.

По его словам, родители ребенка младшего школьного возраста уже могут проявлять настойчивость в том, чтобы ребенок продолжал занятия, не бросая их каждый месяц, однако, следует проговаривать, почему это важно, а также устанавливать понятные правила. Например, что ребенок смотрит, привыкает хотя бы полгода, а дальше решает, менять или не менять секцию, и если менять, то на что.  

Хвалите и не требуйте того, что не делаете сами

Задача родителей не только разглядеть интерес, но и поддерживать его, посильно создавая для этого благоприятную атмосферу. «Для развития всегда необходима конструктивная обратная связь от взрослых. При этом не следует переоценивать свою родительскую роль в раскрытии потенциала ребенка. Развитие и взросление – это процесс, на который влияет огромное количество факторов и зависит не только от родителя. Делайте то, что в ваших силах», – говорит Иван Кулаков, детский психолог, профориентолог. 

Что может сделать родитель? Хвалите за усилия и позволяйте делать ошибки: значение имеют не только успехи и высокие результаты, а сам факт того, что ребенок приложил силы для изучения чего-то нового. Дайте ребенку возможность понять, что ошибаться нормально, а овладение мастерством требует усилий и времени. Научите ребенка спокойно относиться к ошибкам и направляйте его на новые попытки. Это поможет развить выносливость и уверенность в себе. Не сравнивайте своего ребенка с другими, он будет пытаться соответствовать чужому образу или конкурировать с ним, что в конце концов может стать причиной усталости, бунта и полного отказа от каких-либо интересов.

Не требуйте того, что не делаете сами: хотите, чтобы ребенок много читал – читайте тоже, хотите поддержать интерес к спорту – вставайте вместе на зарядку. Лучший способ вдохновить – показать на своем примере, как работает и какую пользу приносит то или иное занятие. «Мы все привыкли, что дисциплина это наказание, ограничения, но совсем наоборот, это любовь прежде всего к себе, к своему времени, к своей цели! Это нужно показать ребенку. Если мы говорим про спорт, при выборе секции родители должны иметь представление об этом виде спорта, быть заинтересованными. Показывайте личный пример, делайте какие-то упражнения вместе. И тогда у ребенка появляется желание расти и развиваться», – объясняет Кристина Гривачева-Ким, детский тренер, мастер спорта по тхэквондо, участница 30-х Олимпийских игр. 

Организуйте среду, которая приучит к выбору и самостоятельности

Еще одна важная составляющая – организация пространства дома и комнаты ребенка. Важный момент: он должен иметь самостоятельный доступ к тем игрушкам или материалам, которые ему интересны. Краски, кисти, пластилин, конструкторы, мячи или куклы должны быть в зоне видимости ребенка с самого раннего возраста.

Обустройте в детской невысокие открытые стеллажи со свободным доступом к разным материалам, игрушкам и книгам, меняйте наполнение полок, предлагайте новое. В обустройстве детской комнаты важную роль играет правильное зонирование. У ребенка должна быть не только зона для сна, игр и занятий, но и место, где он может сам налить себе воду, вытереть руки или дотянуться и взять свою одежду без помощи взрослых. «Что-то такое, что поможет ребенку осознать свои потребности, самостоятельно почувствовать свою жизнь и возможность позаботиться о себе. Это можно и нужно устанавливать дома с 2,5 лет», – говорит Марина Белых, педагог, детский нейропсихолог.

С самого раннего возраста у ребенка должна быть возможность выбора: я знаю, где и что лежит, могу брать то, что мне нужно. Когда ребенку все приносят и дают, не спрашивают, а навязывают, он постепенно теряет мотивацию и инициативу. Ему самому будет сложно понять зону своих интересов, если он не привык выбирать даже на бытовом уровне. 

И, конечно, среда не заканчивается пространством дома. Расширяйте кругозор: гуляйте в парке и в лесу, ходите в театры, музеи и на выставки, посещайте мастер-классы. Покажите ребенку разнообразие мира и позвольте сформировать собственные интересы.  

Попросите о помощи и втором мнении

Если в семье двое, трое и больше детей, у мамы много домашних дел или она уходит на работу и не может проводить с ребенком достаточно времени, чтобы нащупать и постепенно определить зону его интересов, можно обратиться за помощью.

Поговорите с другими членами семьи, которые тоже проводят время с ребенком: с бабушками и дедушками, тетями и дядями, спросите старших детей, что на их взгляд интересует ребенка, что его занимает, привлекает. Простой внимательный разговор в кругу семьи может дать родителям много ценной информации, помочь увидеть то, что в ежедневной рутине сложно разглядеть.

Если ребенок ходит в детский сад, поговорите с воспитателем. Спрашивайте, как ребенок взаимодействует с другими, что ему удается лучше, к чему нет интереса. Поведение и возможности ребенка меняются в зависимости от среды, не всегда достаточно пространства дома, в социуме мы все ведем себя иначе. Воспитатель детского сада или учитель в начальной школе может отследить активность ребенка, наличие лидерских качеств, реакции на похвалу и критику.

До шести лет рано говорить о складе ума и записывать ребенка в гуманитарии или математики, мозг дошкольника еще очень подвижный и развивающийся, но опытный педагог увидит, как действует ребенок в командной игре, способен ли принимать решения самостоятельно, насколько упорным и сосредоточенным он может быть, эта информация может оказаться полезной при выборе подходящей секции.

Обратиться за помощью можно к психологу. Штатные психологи есть при каждом детском саду или школе. Наблюдать за поведением и адаптацией детей их обязанность, а в рамках личной консультации психолог может провести простые тестирования или использовать проективные методики. Впрочем, надо понимать, что, работая с дошкольником или учеником начальной школы, психолог скорее будет ориентирован не на определение зоны интересов ребенка, а на поиск причин, которые мешают ребенку быть активным, уверенным в себе и заинтересованным.

«Родители могут замечать, что ребенок по-разному ведет себя дома и вне его – в детском саду, школе. Иногда дети могут быть более активные в игре, общении в кругу сверстников и других взрослых, а иногда именно дома ребенок более ярко проявляет свои эмоции. Нет однозначного ответа о причинах поведения: это может быть связано с возрастным этапом развития, темпераментом или отношениями внутри семьи, или каким-либо опытом ребенка, а может касаться его внутренних фантазий и переживаний или сочетать несколько причин. Это всегда поле для исследований», – говорит клинический психолог Анна Кравченко. 

Большую популярность набирает обращение к профориентологам – это специалисты, которые с помощью специальных тестирований и нескольких этапов личной беседы могут определить сильные стороны ребенка, его интеллектуальные возможности и склад ума. Профориентация дает родителям и самому ребенку ценную информацию, которая может помочь определиться с профильным обучением, выбором вуза и поиском репетиторов, однако профориентация имеет смысл только с конца 8-го, начала 9-го класса, не раньше. «Основной вектор дальнейшей профессиональной деятельности и стабильные интересы могут сформироваться только к этому возрасту. Раньше профориентация бессмысленна», – говорит Иван Кулаков, детский психолог, профориентолог. По его словам, экспресс-профориентация, которую проводят в школе, не дает точной и полной картины, работа с профориентологом должна быть индивидуальной.  

«Ничего не интересно» – это миф. А что на самом деле?

Интересы могут быть выражены не ярко, но они всегда есть. Часто за словами родителей «ему ничего не интересно» стоит совсем другой смысл и переживания.

Возможно, ребенку предлагали то, что интересно родителям: что они сами хотели, но не смогли освоить. Или включается преемственность: у нас в семье все музыкальные, а ребенок не такой. Чтобы увидеть реальные интересы ребенка, а не ожидания родителей, нужно разгадывать, а не навязывать.  

«Успешное развитие происходит в условиях безопасности и предсказуемости. Тогда ребенок может исследовать и пробовать для себя новое, выбирать. А вот формирование развития (когда взрослый заставляет, требует) не позволяет обнаружить свое, сделать открытия своих возможностей в том числе, и получать от этого удовольствие», – говорит клинический психолог Анна Кравченко.

Причина может быть и в родительских амбициях. Мамы и папы хотят найти и быстро развить какую-то одну сторону в ребенке, довести ее до «блеска», особенно если это первый ребенок. «По моему опыту, большинство детей не имеют ярко выраженного интереса в этом возрасте к чему-либо одному, чаще это подмена, когда маму интересует что-то и она подтягивает к этому ребенка», – делится педагог, создатель студии детского творчества Майя Геращенко.

Слишком большая нагрузка также отбивает желание раскрывать способности, ребенок понимает: покажешь склонность – тебе сразу добавят ответственности и начнут ждать еще больше результатов. 

Иллюстрации Екатерины ВАТЕЛЬ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version