– После грехопадения в нашу жизнь вошли грех, страсти, искажение человеческой природы, а значит, скорби и трудности, – говорит митрополит Афанасий. – Боль, скорби, испытания, вся наша жизненная борьба – это и есть наш крест.
О митрополите Афанасии Лимасольском
Митрополит Лимасольский Афанасий (в миру Андрей Николау) родился 8 февраля 1959 года в семье кипрского предпринимателя. В 14 лет поступил в церковную школу-интернат, в 23 года был рукоположен в сан диакона и продолжил учебу на богословском факультете Университета Аристотеля в Салониках. Во время учебы часто бывал на Афоне.
В 1980 году по окончании университета вступил в число братии афонского скита Неа-Скити, спустя два года принял великую схиму и был рукоположен во пресвитера. В 1991—1992 годах был протоэпистатом (управляющим) горы Афон (самый молодой в этой должности). Во время пребывания на Святой горе стал учеником преподобного Паисия Святогорца.
В 1992 году вернулся на Кипр, был избран игуменом обители Махера.
11 февраля 1999 года решением Священного Синода Кипрской Православной Церкви единогласно избран митрополитом Лимасольским. 14 февраля состоялась его архиерейская хиротония с возведением в сан митрополита и интронизация.
В тот момент епархия была обременена огромными долгами, а из-за череды финансовых скандалов и злоупотреблений большинство местных жителей были негативно настроены к Церкви. Митрополит Афанасий собрал комиссию из профессиональных экономистов, которая в короткие сроки помогла епархии избавиться от долгов. Также владыка ввел традицию ежегодных отчетных пресс-конференций, на которых обнародуются доходы и расходы митрополии, рассказывается о ее начинаниях и реализованных за год программах. Треть доходов Лимасольской митрополии неизменно выделяется на благотворительные нужды. Стараниями митрополита Афанасия духовно возродились действующие монастыри, возобновилась монашеская жизнь в трех древних обителях.
В октябре 2020 года митрополит Афанасий был в числе архиереев Кипрской Церкви, которые подвергли критике Архиепископа Кипрского Хризостома II за признание автокефалии «Православной церкви Украины». «Это был вопрос совести, вопрос соблюдения священных канонов Церкви», — сказал митрополит Афанасий. В декабре 2022 года во время избрания нового предстоятеля Кипрской Церкви победил в первом туре, набрав 35,68 % голосов членов Кипрской Церкви, но во втором туре получил только 4 из 16 голосов членов Священного Синода.
Большую популярность приобрела передача «Сердечное слово», которая начала выходить на канале pemptusia.tv в 2021 году.
Крест имеют все – и верующие, и неверующие. Но станет ли он спасительным для нас или вызовет ожесточение и разочарование, зависит от того, сможем ли мы понять смысл и значение Креста Христова в нашей жизни.
Разные кресты
– На Голгофе были разные кресты, – говорит владыка Афанасий. – Один был крест Христов, подающий жизнь, другой был крестом доброго разбойника, а третий – крестом злого разбойника, который, удалился от Бога на всю вечность.
Почему я говорю об этом? Страдания имеют смысл не в самих себе, но в том, как мы воспринимаем свой крест. Если мы воспримем свой крест духовно, то он станет живоносным, он будет приносить нам жизнь. Если наши скорби, боль, труды, борения мы сумеем воспринять в духе Христовом, то все это принесет много радости в сердце человека. Если же мы будем принимать все это с ропотом, сопротивлением, с хулой, с неблагодарностью, как злой разбойник, это принесет нам смерть, а не жизнь. Если мы, вися на своем кресте, будем взирать на Христа, тогда Он подаст нам силу, чтобы усладить нашу боль и горечь и соделать наш крест путем в жизнь вечную.
Вся наша жизнь, повседневные заботы, наш дом, мы сами, наша земля, наше отечество, наш возраст, время жизни – составляют наш собственный крест. Часто и мы сами для себя составляем свой крест – наши сложности, слабости, болезни, душевные и телесные, страсти и грехи. Все это подобно мраку, подобно тучам, скрывающим горизонт и несущим тоску в нашу жизнь. А Господь – это Солнце Правды.
Распятый Христос сокрушает тьму и превращает самый мрачный ад в рай, превращает тьму во свет, горькое делает сладким, а яд делает лекарством жизни вечной.
Что ты скажешь распятому Богу?
Помню одного человека, который в конце жизни был прикован к кровати на годы. Боль и скорби становились с каждым днем все тяжелее. Один раз я спросил, как он выносит их, хватает ли терпения. Он ответил, что много раз был на грани, однажды был уже готов взять с комода таблетки и выпить их разом, чтобы умереть, доходил до предела! Но каждый раз в такие моменты он смотрел напротив – а там висело распятие. «Когда я смотрю на распятие, тогда сразу опускаю свой взор и говорю: «Христе, мне нечего Тебе сказать, не могу жаловаться Тебе. Не могу спросить, за что мне все это. Потому что Твой Крест становится ответом на мой крест», – рассказал этот человек.
Если бы Христос не распялся, а спас бы человека иным способом, мы бы не могли Его полюбить. Потому что иначе Он не смог бы быть причастен нашим скорбям. Тогда мы могли бы Ему сказать: «Да, Ты сказал нам все эти правильные вещи, но Ты прожил Свою жизнь хорошо, Ты не испытал боли и страданий, не был искушаем, не испил той чаши, из которой я пил в своей жизни».
Но что скажешь распятому Богу? И распятому за кого – за нас!
Старец Паисий говорил: «Тебе было мало, Христе, что Ты распялся? Разве было так необходимо, чтобы Тебя позорили и унижали, чтобы Тебя заплевали и прободали копьями? Чтобы Тебя обнажили, ранили, оскорбляли? Чтобы Тебя позорили, как самого последнего человека? Ты не мог распяться иначе, более достойным образом, скажем так?»
Церковь постоянно подчеркивает это, чтобы тронуть нас. Чтобы дать нам основание полюбить Его. Чтобы показать нам, как Он нас возлюбил. Чтобы и мы в своей жизни имели бесконечное множество причин любить Его.
Без креста мы теряем свой путь
Когда мы размышляем о Боге, распятом ради каждого из нас (а если нас удостоит Господь – то и чувствуем, как Он возлюбил нас), тогда наша повседневность превращается из крестного пути в настоящую эстафету жизни. Как в соревнованиях мы перехватываем эстафетную палочку и бежим дальше с огромной радостью, так и человек бежит, когда видит Христа перед собой.
Если мы теряем Его из вида, мы теряем путь. Подобно тому, как если бы мы, находясь в незнакомом городе, потеряли провожатого. Но когда распятый Христос перед нашими очами, ничто не может сбить нас с пути.
Вы спросите: «Что, мы обязаны жить несчастной жизнью, исполненной печалью и страданиями, чтобы потом пойти в рай?» Нет! Каждое воскресение в храмах мы поем «…се бо прииде Крестом радость всему миру», а в акафисте Кресту говорим: «Радуйся, Кресте, сущей радости знамение». Но крест это радость, если на нем распялся Христос, а не сам по себе. А если этого смысла нет, тогда крест становится смертью, скорби превращаются во мрак, сводят нас во ад. Человек без Христа распятого обречен погибнуть в своих собственных сетях – среди своей боли и борения. Но свет распятого Христа может подарить смысл нашей жизни.
Перевод с греческого языка Марии Ореховой