Каждый четвертый-пятый житель земли страдает психическим расстройством и каждый второй имеет вероятность заболевания. Если в 1990-е годы Всемирная организация здоровья (ВОЗ) и Всемирного банка прогнозировали, что к 2020 году среди болезней, приводящих к временной нетрудоспособности, депрессия будет занимать второе место после сердечно-сосудистых заболеваний, сегодня эти же организации считают, что в 2020 году депрессия выйдет на первое место.
Эти цифры привел исполняющий обязанности директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского Зураб Кекелидзе на круглом столе «Психиатрия в открытом обществе», состоявшемся 7 декабря в гостинице «Даниловская». Также по данным ВОЗ до недавнего времени Россия занимала второе место в мире по числу завершенных суицидов на 100 тысяч населения, но по сравнению с 2003-2005 гг. в 2009 году их было совершено в полтора раза меньше, и сегодня мы на третьем месте. Новой формой психических расстройств назвал Кекелидзе синдром выгорания. Больше всего ему подвержены врачи, учителя и психологи. Процент синдрома в этой профессиональной группе колеблется от 30 до 90, но у семи процентов он протекает в тяжелой форме. В связи с увеличением продолжительности жизни увеличилось и число людей, страдающих болезнью Альцгеймера и другими психоневрологическими болезнями пожилого возраста. Но главной проблемой профессор Кекелидзе считает рост детских психических заболеваний.
Сегодня в России 60% дошкольников страдают психическими расстройствами и аномалиями. Это тоже не в последнюю очередь связано с развитием медицины. «Все достижения акушерства и гинекологии – головная боль психиатрии», – сказал исполняющий обязанности директора центра Сербского. Благодаря этим достижениям удается спасти многих сильно недоношенных детей (даже весящих меньше килограмма), раньше не имевших шансов выжить. То, что веками могло развиться только в утробе матери, развивается у уже рожденного недоношенного младенца. Но и возрастает вероятность будущих проблем со здоровьем, в том числе и психическим. Поэтому Зураб Кекелидзе убежден, что теперь психиатр должен наблюдать ребенка не с трех лет, как сегодня, а с рождения.
«Имея сожаление к ближнему, потерявшему драгоценнейшее для человека – рассудок, не отказывай подать ему руку благотворительной помощи и страшись не признавать его себе подобным». Эти слова выдающегося хирурга Ивана Федоровича Рюля (1769-1847) процитировал председатель Общественного совета по вопросам психического здоровья, руководитель Центра по изучению систем поддержки психического здоровья Научного центра психического здоровья РАМН, президент организации «Семья и психическое здоровье» Василий Ястребов. Он с сожалением отметил, что по сравнению с XIX веком отношение российского общества к психически больным изменилось не в лучшую сторону. В конце 1980-х годов в НЦПЗ провели исследования на основе публикаций в СМИ и социологических опросов. В результате исследований получился такой собирательный образ психически больного: «Это глубоко несчастный человек, который нуждается в сострадании, но от которого нужно держаться как можно дальше». То есть многие считают, что любой человек, страдающий психическим заболеванием, опасен для общества. Несколько лет назад специалисты из НЦПЗ изучили публикации о пациентах психиатров в российской прессе в 1995-2002 году. Хотя некоторые и писали, что это такие же люди, хотя и непонятные, иногда забавные, но в целом безобидные, что психически больными могут быть и большие таланты и гении, преобладали статьи, выражающие однозначно негативное отношение к этим больным. Согласно таким публикациям, психически больной – реальный или потенциальный убийца, насильник, извращенец, отличающийся нелогичным и непредсказуемым поведением, изворотливостью и жестокостью.
Сегодня одна из главных проблем психиатрии – стигматизация больных. То есть наличие психической болезни, наблюдение у психиатра, попадание в психиатрическую больницу становится клеймом и влечет за собой дискриминацию больного в обществе. Хотя в 1960-70-е годы советская система реабилитации этих людей считалась лучшей в мире (профессор Ястребов напомнил о промышленной реабилитации, когда даже инвалиды первой группы работали на производстве и получали зарплату), сама психиатрия была закрытым миром. Это привело к такому неадекватному (и, конечно, антихристианскому) отношению к психически больным в обществе. Ряд публикаций в конце 1980-х гг., в которых утверждалось, что вся советская психиатрия была исключительно карательной, только усугубил эти настроения. Но тогда же появилась возможность открыто говорить о проблемах стигматизации, а также привлекать для реабилитации этих больных общественные организации. Сегодня в России около ста таких организаций. Также развиваются различные альтернативные лечению в психиатрической больнице виды помощи. В Москве, Твери, Краснодарском крае созданы внебольничные специализированные центры, в тридцати регионах работают клиники первого эпизода (куда попадают только после первого приступа). Психиатрические отделения открываются во многих больницах общесоматического профиля. Все эти меры помогают изменить отношение общества к психически больным, а самим больным – быстрее реабилитироваться, вернуться в общество.
Об одной из таких реабилитаций «Милосердию.ru» рассказал главный психиатр Тамбовской области, главврач Тамбовской психиатрической больницы Андрей Гажа. Еще в середине 1990-х годов на базе больницы открылись два общежития (мужское и женское) для пациентов, которым после выписки некуда было идти – от них отказались родные. Программа реабилитации рассчитана на полгода-год. В течение этого времени они постоянно наблюдаются у психиатра, но одновременно психологи помогают им вернуть утраченные многим навыки: приготовления еды, оплаты коммунальных услуг, взаимоотношений с соседями, поиска работы. Естественно, попадают туда только по рекомендации лечащих врачей. Некоторые срывались, запивали, их приходилось возвращать в отделение. Но многие потом трудоустроились (в основном работают у фермеров в области – городские работодатели неохотно берут их на работу), получили жилье по месту работу.
Также в Тамбовской области активное участие в реабилитации принимает общественная организация «Содействие психически больным», созданная их родственниками. В этом году члены организации, вдохновленные успехами наших паралимпийцев в Ванкувере, еще во время паралимпийских игр организовали для своих подопечных лыжные гонки.
После круглого стола состоялось награждение победителей конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья». Конкурс проводился в третий раз, в этом году ему было присвоено имя многолетнего директора центра имени Сербского Татьяны Дмитриевой (1951-2010). Тамбовская область признана лучшим регионом, Андрею Гаже вручили статуэтку «Золотая бабочка» «За планомерность и масштабность психосоциальных мероприятий, за восстановление прав психически больных и заботу о качестве их жизни».
Леонид ВИНОГРАДОВ