Российская фигуристка Юлия Антипова подавала большие надежды. В паре с Нодари Майсурадзе, в сезоне 2013/14 годов, они впервые победили на международных соревнованиях, были четвёртыми на чемпионате России и восьмыми на чемпионате мира. На следующий сезон паре предрекали вхождение в медальную элиту.
Но следующего сезона не было. К его началу Юлия весила 25 килограммов и не могла не только кататься, но и ходить. Диагноз «анорексия», лечение в Израиле. В 2015 Юлия объявила об окончании спортивной карьеры.
По неведомым причинам организм «не хочет есть»
Заведующий отделением психотерапевтической помощи и социальной реабилитации в ПКБ №1 имени Алексеева Никита Чернов: «Анорексия – психическое расстройство с характерным набором симптомов, указывающих на нестабильность психической деятельности.
К заболеванию может привести предрасположенность на генном уровне, наследственность. Следующий фактор – инфосреда и медиа, транслирующие стандарты красоты, и общество, которое эти стандарты одобряет и поддерживает. Также важны особенности менталитета, которые порождают стандарты успешности и достижений. Постоянное сравнение себя с другими провоцирует соревновательный компонент и так далее.
Свою роль в возникновении болезни могут сыграть личностные особенности и качества. К примеру, повышенная чувствительность, неспособность переносить дискомфорт, неумение справляться со стрессом и регулировать свои эмоции.
Анорексия скорее разовьется у человека, склонного к самокритике, с низким уровнем самоценности, стремящегося к повышенному контролю и перфекционизму.
В этом случае болезнь может выполнять «совладающую» функцию, отвлекая человека от переизбытка стресса и проблем в жизни – заболевая анорексией, люди начинают ей жить, забывая обо всех остальных трудностях».
Когда тренер сравнивает и взвешивает
– Почему немало случаев анорексии в спорте, балете, – там, где так важна психическая устойчивость, «характер»? Да и врачебный контроль строгий.
Врач-психиатр, руководитель Центра изучения расстройств пищевого поведения Анна Коршунова: «Фактором риска может стать любой вид спорта, где тренер измеряет и взвешивает – балет, гимнастика, лёгкая атлетика. Бывали случаи, когда бывших балерин приносили к нам на руках, они уже не могли ходить сами от истощения. А спортсмены, болеющие или лечившиеся от анорексии, встречаются даже в сборных страны.
Для лечения подобных пациентов нужен очень хороший контакт лечащего врача с врачом сборной, кроме того, все назначенные препараты приходится согласовывать на предмет вхождения в списки допинга.
Чаще всего врачи рекомендуют заболевшему анорексией спортсмену закончить спортивную карьеру – для спасения его жизни. Однако бывают случаи, когда тренеры просят поддерживать перспективного атлета, и тогда в перерыве между соревнованиями человек проходит интенсивное лечение, лежит под капельницами.
Самый тяжёлый (к счастью, нечастый) вариант – когда руководство спортшколы или балетной труппы отказывается слышать врачей.
Тогда пытаешься уговаривать пациента и его семью сменить сферу деятельности, и далеко не всегда получается, – на балетную или спортивную карьеру часто положено много лет жизни, причём не только самого пациента, но и его семьи. В этом случае, продолжая тренироваться или танцевать, пациент буквально рискует жизнью».
Когда может вмешаться психолог
Никита Чернов: «Когда у человека ещё только-только возникает недовольство собой, и он может отметить у себя слабые навыки регуляции эмоций, чувство неполноценности, высокий уровень самокритики.
Например, навык эмоциональной саморегуляции современному человеку необходим, поскольку наш ум обладает особенностью оценивать, сравнивать, формировать чувство неполноценности. Чтобы научиться регулировать свои эмоции, можно обратиться к психологу.
Работа психолога может помочь анорексии не развиться – при условии, что выраженных симптомов заболевания еще нет.
Однако если расстройство уже возникло, то работа психолога необходима, но в составе полипрофессиональной бригады».
«Поймать» болезнь до начала болезни
Анна Коршунова:
«Первые признаки анорексии появляются еще до начала потери веса. Это:
1) навязчивые идеи на тему веса и питания (подсчёт калорий, строгий контроль размера порций);
2) дисморфофобия – постоянные мысли о собственном «уродстве» и недостатках внешности, страх растолстеть;
3) эмоциональная отстранённость, оставление прежних хобби и интересов;
4) ребёнок словно бы вязнет в собственных переживаниях и мыслях, причём мысли эти пессимистичны и не очень поддаются логике;
5) ребёнок часто повторяет одно и то же, зацикливается на определённых мыслях;
6) происходит подмена критериев оценки «худая=хорошая» «толстая=плохая». Происходит постоянное сравнение себя с окружающими «я худее её, я толще её».
Если ребёнок настойчиво возвращается к этим мыслям, несмотря на попытки пообщаться с ним, вывезти на отдых, чем-то отвлечь, – пора обращаться к врачам, которые занимаются расстройствами пищевого поведения. Грамотный психолог, услышав в рассуждениях ребёнка тему «не буду есть» или «буду есть правильно», также посоветует обратиться к врачам».
Началась потеря веса – бежим в профильный центр
Анна Коршунова: «Когда вы уже замечаете внешние признаки болезни – ребёнок тем или иным способом отказывается от еды и начинается реальная потеря веса, – экспериментировать с домашними методами, ехать отдыхать, пытаться как-то иначе отвлечь ребёнка, поздно. Нужно немедленно обращаться в медицинские центры, которые занимаются анорексией.
Важно понимать, что, заболев анорексией, ребёнок испытывает навязчивые идеи и постоянные страхи.
Потеря веса приводит к тому, что мозгу не хватает питания. Первой страдает эмоциональная сфера – больной подавлен, медленнее адаптируется, иначе воспринимает реальность.
При этом некоторое время он вполне может оставаться отличником – когнитивные функции при голодании затрагиваются в последний момент.
В некоторых случаях, если вес ещё не упал слишком сильно, пациента можно лечить амбулаторно, но под контролем специалистов.
Если за четыре недели амбулаторного лечения набора веса не происходит, или ребенок продолжает терять килограммы, – пациента следует немедленно госпитализировать.
Если за время амбулаторного лечения пациент прибавляет менее полукилограмма в неделю (международная норма – от полукилограмма до килограмма), также нужно переводить его в стационар. На стационарном лечении пациент должен набирать от килограмма до полутора в неделю.
При своевременном (менее четырёх недель с начала изменения питания) обращении, пациента возможно стабилизировать за две недели пребывания в стационаре, далее он переходит на амбулаторное лечение с посещением клиники раз в месяц и контролем онлайн. Прогноз лечения благоприятный. При несвоевременном обращении лечение может занять многие месяцы».
Анорексия лечится командой
Никита Чернов: «Для успешного ведения анорексии нужна команда специалистов: врач-психиатр, клинический психолог, прошедший специальную подготовку по лечению расстройств пищевого поведения. Нужны врачи-реаниматологи, эндокринологи, диетологи.
К сожалению, долгое время в Москве существовала единственная специализированная клиника, занимающаяся этим заболеванием – Центр изучения расстройств пищевого поведения. В феврале 2019 года на базе психиатрической клинической больницы № 1 имени Н.А.Алексеева была открыта первая государственная специализированная клиника для лечения расстройств пищевого поведения.
Раньше из-за отсутствия специализированной помощи такие пациенты чаще попадали в соматические больницы из-за своего сложного физического состояния. И в данный момент,
если нет возможности напрямую обратиться в клиники, специализирующиеся на расстройствах пищевого поведения, достаточно найти врача-психиатра, который знаком с симптомокомплексом анорексии.
Однако полноценную помощь больному анорексией смогут оказать только в профильном центре, где проблемы пациента будут решать сразу несколько совместно работающих специалистов.
У пациента, страдающего анорексией с серьезной потерей веса, может нарушиться электролитный обмен, а это приведёт к сердечным или сосудистым заболеваниям. Также возможны осложнения по части эндокринной системы и возникновение остеопороза. В частных случаях возникает необходимость и в реаниматологе.
Восстанавливая режим питания, в ряде случаев нельзя сразу кормить пациента, организм может не справиться с внезапным получением пищи, – поможет диетолог.
Так как анорексия является заболеванием психическим, необходимо также присутствие психиатра для коррекции тревожного расстройства, депрессивного расстройства, эмоциональной нестабильности. Назначаемые им препараты «склеивают» психику, создавая основу для дальнейшей работы, в том числе для психотерапии.
Для лечения необходимо взаимодействие и взаимопонимание всех врачей бригады – психиатры, психотерапевты и психологи должны понимать логику лечения врачей-соматиков.
Сестринскому персоналу также нужны навыки обращения с такими пациентами, например, уметь мотивировать их поесть, но не давить.
Таким пациентам реально сложно принимать пищу, им надо помочь. У этих девушек в анамнезе, как правило, есть опыт насилия, поэтому никак нельзя усугублять ситуацию новым его применением».
Где лечиться
Анна Коршунова: «В Москве взрослых пациентов старше 18 лет принимает клиника лечения расстройств пищевого поведения ПКБ №1 имени Алексеева, и взрослых, и подростков – ЦИРПП. Детей примет также Шестая больница, ныне Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ, но при этом Шестая больница не работает по протоколам, разработанным в мире для лечения анорексии.
Если человек заболел анорексией не в Москве, нужно понимать, что такая болезнь требует врачей очень узкой специализации, которые есть только в крупных федеральных центрах.
В мире подобные больные лечатся в специализированных отделениях, в обычной областной российской больнице лечить нервную анорексию не умеют.
Несколько палат для лечения подростков с нервной анорексией сейчас выделил НМИЦ психиатрии и неврологии им. В.М.Бехтерева в Санкт-Петербурге. Психологи, работающие с коррекцией расстройств пищевого поведения, есть в Новосибирске.
Частных амбулаторных центров, которые работают с расстройствами пищевого поведения несколько больше, чем стационарных. Они могут помочь на стадии, когда у пациента только-только начались изменения в питании. При этом не стоит доверять целителям из Интернета и даже психиатрам, готовым провести первичный приём у вас дома или выставить диагноз по скайпу».