Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Нереабилитирующие обстоятельства

Российские законодатели собираются освободить государство от обязанности оказывать гражданам услуги социальной реабилитации

Российские законодатели собираются освободить государство от обязанности оказывать гражданам услуги социальной реабилитации. Это следует из принятой Госдумой в первом чтении новой версии федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В разработанном Министерством труда и социальной защиты документе услуги социальной реабилитации исключены из перечня оказываемых государством социальных услуг. В случае если такая норма войдет в окончательную версию закона, множество людей останется без жизненно необходимой помощи.

Новый закон хуже старых двух
Необходимость в предложенном Минтрудом законе назрела давно. Вопросы оказания социальной помощи в настоящий момент в России регулируют два достаточно старых документа: федеральный закон № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (вступил в силу 10 декабря 1995 года) и федеральный закон № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (вступил в силу 2 августа 1995 года). Многие положения в них дублируются, другие – не регламентируются вовсе. От региона к региону различается объем прав граждан на социальные услуги, а старые законы урегулировать ситуацию не могут. К тому же за почти 20 лет реалии в стране поменялись, и в правительстве решили принять новый закон, который бы более полно соответствовал духу времени.

Первый вариант нового законопроекта внесли в Госдуму еще в сентябре 2011 года. С тех пор, блуждая по комиссиям и профильным комитетам, он претерпел множество изменений. В мае этого года документ наконец был принят палатой в первом чтении.

Как следует из пояснительной записки, в документе определяются и уточняются такие термины, как «социальное обслуживание», «социальная услуга», «трудная жизненная ситуация». Вводится понятие «стандарт социальной услуги», которое призвано установить единые для всей страны требования к оказанию социальной помощи. Также в проекте имеется перечень оснований для признания гражданина находящимся в трудной жизненной ситуации, определяется порядок предоставления социальных услуг таким гражданам в соответствии с их индивидуальными потребностями.

Новый закон, по замыслу, должен передать львиную долю полномочий по оказанию социальных услуг на региональный уровень. «Законопроектом предусматривается, что основой организации социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации являются региональные программы социального обслуживания населения, утверждаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации», – отмечается в пояснительной записке. В этом положении независимые эксперты увидели противоречие с декларируемым стремлением привести оказание соцуслуг к единообразию. Ведь контролировать качество помощи и объемы расходуемых средств в региональных программах на порядок сложнее, чем на федеральном уровне.

Немало споров традиционно вызвал пункт об оплате. В документе «перечислены принципы и условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, определены категории граждан (семей), которым социальные услуги предоставляются бесплатно в рамках государственного задания». Право на бесплатную помощь, согласно итоговой (на сегодняшний день) версии законопроекта, имеют:

– дети-сироты; дети, оставшимся без попечения родителей; дети-инвалиды;
– пострадавшие в результате ЧС, вооруженных и межэтнических конфликтов;
– лица без определенного места жительства и занятий;
– лица, неспособные к самообслуживанию, и те, о ком некому позаботиться, с доходом ниже установленного;
– лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации в связи с социально опасным положением, с доходом ниже установленного.

В стационаре услуги за государственный счет смогут получить только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Получается, детям-инвалидам оплачивать пребывание в больничной палате придется из собственного кармана.

Перекладывание на чужие плечи
Однако самым удивительным следствием нового законопроекта является фактический отказ государства от предоставления определенным группам граждан услуг социальной реабилитации. Этот факт не может не вызывать тревогу, учитывая, что для многих соцреабилитация жизненно необходима. Она является основным направлением реабилитации для большинства детей-инвалидов, а также для всех инвалидов с ментальными нарушениями. Без социальной реабилитации взрослый и ребенок с инвалидностью не смогут интегрироваться в общество. Под соцреабилитацией детей обычно понимают психолого-педагогическую поддержку развития, обучения, досуга, быта. Для взрослых – социально-психологическую поддержку профессионального обучения, трудоустройства, независимой жизни, досуга, общения.

Стоит ли говорить, что помощь в социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья во всем мире относится к базовым обязанностям государства. Это закреплено во всех международных документах и ооновских конвенциях. О важности такой помощи знали и составители тех самых, устаревших, законов, на смену которым в скором времени должен прийти документ, разработанный Минтруда.

Действующий закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» гарантирует обеспечение этого важнейшего направления реабилитации. Реализуется государственные обязательства нынешним законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Между тем из нового закона о соцобслуживании социальную реабилитацию вычеркнули.

В РБОО «Центр лечебной педагогики», которая занимается оказанием помощи детям с различными особенностями развития, уверены, что «исключение услуг по социальной реабилитации из федерального законодательства… приведет в ближайшее время к фактическому истреблению механизмов выполнения гарантий государства применительно к самому важному виду реабилитации для большинства детей-инвалидов и для многих взрослых инвалидов». Единственная надежда на то, что указанные виды услуг удастся вернуть в закон ко второму чтению.

Закон требует доработки
В июне спикер Госдумы Сергей Нарышкин пообещал, что уже этой осенью документ будет принят в окончательном, третьем чтении. Между тем в «Единой России» не отрицают того факта, что принятый в первом чтении документ далек от совершенства. В партии обещают cкорректировать его к очередному чтению. В июле председатель думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев ответил на многочисленные критические замечания по поводу социального законопроекта. По мнению единоросса, основными недостатками документа являются отсутствие в нем единого федерального стандарта оказания социальной помощи и существенный крен в сторону платной помощи, которая, следовательно, социальной помощью уже считаться не может. «Закон нужен, будем его серьезно дорабатывать», – пообещал депутат.

«Независимо от того, в каком субъекте федерации проживает человек, он, оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, должен рассчитывать на безусловное получение базового перечня социальных услуг. Федеральный бюджет окажет необходимую поддержку. Субъекты РФ, разумеется, вправе этот перечень расширять, но ни в коем случае не должны сужать его», – говорил Андрей Исаев. Относится ли, по мнению парламентария, социальная реабилитация к «базовому перечню услуг», так и осталось неясным.

Нужно что-то делать
В «Центре лечебной педагогики» предложили свой перечень поправок ко второму чтению. В частности, часть 1 статьи 28, в которой речь идет об услугах, которые предоставляются «получателям социальных услуг с учетом индивидуальной нуждаемости граждан в социальных услугах», эксперты ЦЛП предлагают дополнить следующими пунктами: «услуги в целях содействия в воспитании детей, в уходе за ними, заботе о совершеннолетних гражданах, не имеющих или утративших способность к самообслуживанию и (или) самостоятельному передвижению, в решении образовательных, воспитательных, досуговых и иных проблем».

Другим дополнением по тому же пункту являются «услуги по социально-средовой, социально-педагогической, социально-психологической и социокультурной реабилитации, социально-бытовой адаптации инвалидов».

У экспертов организации возникло немало вопросов к составителям законопроекта о соцобслуживании и помимо исключения социальной реабилитации из списка обязательных социальных услуг. По их мнению, разработчики документа допустили еще ряд критических недочетов, которые могут привести к весьма неприятным последствиям. Важнейшее значение имеют такие пункты, как не включение родственников и близких человека в тяжелой жизненной ситуации в сферу действия закона; не учитывание личного мнения и желаний лица, находящегося в ТЖС; отсутствие реальных механизмов общественного контроля – важнейшего условия обеспечения качества услуг; отсутствие минимальных федеральных гарантий социального обслуживания. На каждую из перечисленных проблем предложена своя поправка, но только вот будет ли голос экспертного сообщества услышан на Охотном Ряду?

Впрочем, даже если предложения пациентских организаций найдут свое отражение в исправленной версии законопроекта, праздновать победу будет рано. Если не прописать в законе гарантий государства на оказание реабилитационных услуг, документ останется просто бумагой.
«С самого начала у этого законопроекта не было четкой и ясной концепции, по которой бы возникло бы общественное согласие, – рассказали «Милосердию» в «Центре лечебной педагогики». – Было множество версий, концепция менялась много раз, на каждом повороте что-то появлялось, а что-то важное пропадало. Единственное, что оставалось неизменным, – отсутствие государственных гарантий: в новом законе не гарантируется даже то, что было гарантировано в старом. Федеральная власть не делает этого сама и не вменяет гарантировать регионам».

По словам представителей центра, этим определяется отсутствие реализации гарантий социальной реабилитации. «Даже если в закон будут возвращены услуги по социальной реабилитации – в отсутствии государственных гарантий, а следовательно, и механизмов реализации, это будет обычной декларацией…» – отметили в организации.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?