Это случай на премьере самой первой ленты. А сейчас в прокат выходит уже третья часть франшизы «Непослушник»: 6 июня 2024 года в кинотеатрах будут показывать ленту «Непослушники» о новых приключениях любимых героев. Два предыдущих фильма имели успех: первая часть комедии о приключениях и пути к вере непутевого блогера Димонстра собрала около 300 млн рублей, вторая – более 600 млн рублей.
О том, как удалось снять фильмы, одинаково интересные как людям верующим, так и абсолютно не церковным, рассказывают актер Виктор Хориняк, режиссер Владимир Котт, заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе и протоиерей Василий Добычин, который консультировал съемочную группу от Шуйской епархии.
Сюжет первого фильма строится вокруг темы оскорбления чувств верующих. Известный московский блогер Дима активно ведет свой YouTube-канал «Димонстр», где выкладывает видео со всевозможными розыгрышами. После провокационной акции в церкви на него заводят уголовное дело. Скрываясь от полиции, Дима крадет документ о наложении епитимьи у своего друга Сергея и направляется в Димитров монастырь Шуйского района Ивановской области, чтобы спрятаться, выдавая себя за послушника. Там он знакомится не только с монахами и настоятелем отцом Анатолием (Юрий Кузнецов), но и встречает свою любовь – ученицу местной иконописной мастерской Настю (Таисия Вилкова). Под их влиянием молодой человек сильно меняется.
В начале второго фильма «Непослушник-2» Дима и Настя женаты, у них растет сын, но отношения в семье небезоблачны: сказывается шебутной характер главного героя. В то же время в монастырь приезжает бывший уголовник Саша Черный (Гоша Куценко), который обещает сделать большое пожертвование в обмен на то, чтобы его исповедовал лично настоятель монастыря отец Анатолий. Накануне исповеди священник переживает разрыв аневризмы и теряет память. Дима берется за то, чтобы ее вернуть: раз за разом он воссоздает эпизоды из прошлой жизни настоятеля, чтобы помочь ему вновь поверить в Бога и вспомнить все. В процессе меняется и судьба самого Димонстра, и тех, кто ему помогает.
Третий фильм строится вокруг судьбы четырех сирот, которых присылают на перевоспитание в монастырь к отцу Анатолию. В этой части Дима — уже не «Димонстр», а вполне успешный менеджер по продажам в автосалоне, Саша Черный — добропорядочный монах в тихой обители. Но им снова придется полностью изменить свою жизнь, чтобы кому-то помочь. И в процессе – самим поменяться к лучшему.
Пранк никого не напугал, но его снимали не в храме, а на фоне декораций

«На эту тему мало снимали, в основном тяжелые драматические фильмы, например «Остров». Нам хотелось сделать фильм не только про веру, но и про любовь», – говорит о своем изначальном замысле Владимир Котт.
По словам актера Виктора Хориняка, известного участием в трилогии «Последний богатырь», ему было интересно принять участие в таком проекте: «Потому что там очень резкое изменение человека от начала фильма к его финалу. И для меня это было как вызов».
Выбор комедийного жанра режиссер Владимир Котт объясняет тем, что хотел побороть стереотип, близкий многим неверующим, мол, Церковь – это такая угрюмая и закрытая для чужаков история.
«Мы попробовали приоткрыть завесу и показать, что в жизни есть место радости, а радость – это и смех тоже. Прошли по тонкому люду, по грани между тем, что хочется поплакать, но на душе светло».
Сразу решили, что снимать свой фильм хотят честно, не прячась, и непременно в настоящих локациях. Кроме того, бюджет первого фильма был достаточно скромный, чтобы строить специальные декорации. Одолевали и сомнения: не приведет ли спорная идея о пранкере, который сначала издевался над таинством исповеди, а потом пришел в монастырь и нашел там свою судьбу, к громкому скандалу? Пришлось обратиться в Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, к Владимиру Легойде, показать сценарий.
Заместитель Легойды Вахтанг Кипшидзе объясняет, что это обычная практика: для того, чтобы провести съемку в действующих храмах и монастырях, журналисты, кинорежиссеры и даже блогеры должны получить разрешение. «При этом мы только изучаем сценарий и детали съемки, но не утверждаем их. Мы же не худсовет, скорее – партнеры, помощники кинематографистов, которые готовы помочь им так реализовать свой творческий замысел, чтобы это никого не унизило, не спровоцировало, не вызвало негативной реакции».
Негативная реакция вполне могла быть: первый фильм открывает сцена жесткого пранка в церкви, за который в реальной жизни исполнителю «шутки» наверняка бы грозила статья за оскорбление чувств верующих: герой Виктора Хориняка, надев резиновую маску беса, глумится над священником, а его подруга в исполнении актрисы Аглаи Тарасовой снимает розыгрыш на свой телефон, чтобы затем выложить в сеть.
«Определенная степень провокации здесь есть, но вместе с тем нам всем показалось, что если смотреть на фильм в комплексе, то его сюжет и смыслы делают такого рода провокацию возможной», – комментирует Вахтанг Кипшидзе, уточняя, что сама по себе сцена не испугала никого из тех, кто читал сценарий со стороны Церкви.
Было лишь выдвинуто условие: снимать этот эпизод в декорациях, а не внутри действующего храма, чтобы не совершать кощунства. Режиссер и продюсер картины согласились, что так будет во всех отношениях уместнее.
Съемочная группа написала фреску, помогла с водопроводом и помещением для угля

Натурные съемки проходили в Шуйском районе Ивановской области при активном участии местной епархии. Роль монастыря сыграл храмовый комплекс в селе Васильевском. Несмотря на то что это просто приходской храм, со своим перевоплощением в кино справиться удалось отлично: у комплекса есть ограда и три храма на территории: Троицкий, Никольский и храм в честь Грузинской иконы Божией Матери, а также пятиярусная колокольня. Храмы были построены в XVIII веке, ограда и колокольня в 1802 году.
«Там очень хороший настоятель, службы шли, мы старались им не мешать, а под конец уже они старались нам не мешать», – с теплотой вспоминает о съемках режиссер Владимир Котт.
Со своей стороны, кинематографисты старались сделать для принимавших их людей что-то доброе и полезное: помогли провести водопровод на территорию храмового комплекса, для угля в кочегарке соорудили удобный металлический ящик. «Какие-то простые бытовые вещи, которые нам было несложно делать, но мы понимали, что, возможно, это наш вклад», – говорит Котт.
В Васильевское группа приезжала дважды: в декабре 2020 года, чтобы снять зимние монастырские сцены из первого «Непослушника», и летом 2022-го, чтобы отснять материал для второй части. При этом когда собрались снимать «Непослушник-2», стало ясно, что многие из созданных для первой части декораций оказались нетронутыми, как будто ждали своего часа.
Например, фреска с изображением св. Димитрия Солунского: по сюжету ее, очень трогательную, но выбивающуюся из любых канонов, пишет героиня Таисии Вилковой, в которую влюблен главный герой. «Эту фреску нарисовал ассистент нашего художника, по мокрой штукатурке, как положено. Его задача была сделать так, чтобы она была похожа на детский рисунок, у нас про это есть в сюжете. Но когда мы приехали снимать «Непослушника-2», оказалось, что в храме оставили эту фреску как есть», – рассказывает режиссер Владимир Котт. В епархии «Милосердию.ru» пояснили, что съемки в интерьерах церкви все время проходили внутри храма в честь Грузинской иконы Божьей матери: он уже отреставрирован, но еще не освящен, поэтому такая вольность была вполне допустима.
Объясняли актерам, как читать Псалтирь и носить наперсный крест

Во время съемок церковных сцен группу сопровождали консультанты, священники Шуйской епархии. Режиссер Владимир Котт говорит, что помощь пришлась очень кстати. Батюшки указывали на некоторые мелочи из области церковного обихода и монастырского быта, которые кинематографисты знать заранее не могли: большая часть из них люди невоцерковленные. «Нам, например, подсказали, что, когда молятся перед едой, не надо крестить еду, а надо самим креститься. Или что во время службы у нас не там стоял священник и Царские врата были закрыты, а они должны быть открыты. Это такие мелочи, которые смущали бы верующих зрителей», – уточняет Владимир.
От епархии в качестве помощника-консультанта выступали секретарь Шуйского епархиального управления протоиерей Василий Добычин, а также руководитель отдела по церковной благотворительности и церковному служению игумен Алипий (Медов). Они приезжали периодически по согласованию со съемочной группой и, как правило, консультировали: как читать Псалтирь, как проходит чтение монашеского правила, как носят наперсный крест священнослужители.
«При этом не ставилась задача исправить абсолютно все детали в сценах, изображающих жизнь монастыря. Это невозможно, да и не требуется, поскольку в кино всегда есть большая доля условности», – поясняет протоиерей Василий Добычин.
«Отношения со съемочной группой сложились рабочие, конструктивные. К нашему мнению прислушивались. Спорные моменты были, конечно, но мы старались слышать друг друга», – добавляет батюшка.
«Доверие ведь возникает между людьми, а не между шестеренками, которые должны вертеть кинопроизводственный процесс, – так заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе отвечает на вопрос о том, как быстро удалось наладить рабочее взаимодействие. Он добавляет, что в работе с группой Владимира Котта быстро стало ясно главное: эти люди с уважением относятся к Церкви и к чувствам верующих людей. «Режиссер и другие члены команды оказались здравомыслящими, честными и искренними людьми».
Зрителя надо зацепить, чтобы было смешно и грустно

Успех первого «Непослушника» был, быть может, немного неспрогнозированным. «Фильм был рассчитан на тех, кто вне Православной церкви, мы пытались показать эту жизнь для тех, кто никогда не был в монастыре. Но в итоге он зашел и верующим, и обычным зрителям», – говорит режиссер Владимир Котт.
Он вспоминает, что после предпросмотра, который специально устроили для священников, его буквально окружили батюшки с просьбой разрешить показ в их епархиях, благодарили за фильм. Для Владимира это стало своеобразным открытием: «Они сначала напряглись, а потом стали к этому относиться как обычные зрители: смеялись, в финале поплакали немножко. До этого, быть может, у меня было подспудное ощущение, что любой чих воспринимается как зло, например, вошла девушка с непокрытой головой, и на нее уже бабушки кричат. А тут мы с командой поняли, что верующие – это нормальные люди». Вскоре было принято решение снимать продолжение «Непослушника».
«Когда в Шуйской епархии узнали о работе над второй частью фильма, были удивлены, так как считали эту тему исчерпанной. Однако некоторые локации, созданные для съемок первой части, например трапезная и келья, остались нетронутыми, и съемки, по сути, легко можно было продолжить», – говорит протоиерей Василий Добычин.
Актер Виктор Хориняк был рад снова перевоплотиться в Димонстра, правда, комедией в полном смысле слова фильм «Непослушник-2» он уже не считает.
«Если сравнивать, то ощущения комедийности было очень немного. Безусловно, кино – это искусство монтажа, поэтому комедию там вытащить, наверное, могли. Но боюсь, там не сильно было из чего ее вытаскивать, потому что, как и в прошлый раз, Димонстр нагородил кучу ошибок. Казалось бы, в конце первой части человек пошел на исправление, появилась надежда, какой-то человек начинает прорастать. Но нет, мой герой вновь и вновь наступает на те же грабли. И если в первой части это было достаточно забавно, то во второй части мало забавного, потому что место, куда попадает от этих грабель древко, – там уже шрам, и никому не смешно».
О том что «Непослушник» и «Непослушник-2» получились фильмами не только веселыми, но и по-хорошему поучительными, размышляет режиссер Владимир Котт. Он говорит, что назидательный эффект тут вполне уместен:
«Это же сказка, а в любой сказке, басне, притче, должен быть морализаторский итог. И потом, фильмы получились все-таки немного разные. Первый «Непослушник» – про то, что настоящую любовь можно встретить там, где ее не ждешь. А вторая часть – про то, что все, совершенное в юности, может иметь потом значение. Один фильм больше для молодежи, а второй уже более семейный, для всех возрастов».
В любом случае, уточняет Владимир Котт, зрителя сначала надо зацепить. «Я пытаюсь размягчить шутками и смехом, потому что, когда зритель смеется, он расслабляется, становится соучастником того, что происходит на экране. А потом с ним можно делать очень многие вещи. И для меня главное, чтоб он не только посмеялся, но и поплакал. Тут это удалось, потому что было очень смешно, а потом становится грустно, но это светлая грусть».
Фото: Пресс-кит к фильму «Непослушник»