Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Непобедная война помогла открыть в себе лучшее

Священномученик Анатолий (Ботвинников), пережив горечь и бесславие Русско-японской войны, плен, из которого вышел инвалидом, стал священником-монахом и всю жизнь молился за погибших друзей. Память 13 ноября

На сопке после штурма. Самокиш Николай Семенович, 1908. Цветная литография с оригинальной акварели автора. Никольская церковь в Николо-Теребенском монастыре. Фото: wikipedia.org

Когда священномученику Анатолию Ботвинникову (1881–1937) было 15 лет, скоропостижно скончался его отец. Убитая горем мать, чтобы прокормиться, переехала с сыном из родной Могилевщины в Сибирь, в Тобольскую губернию. Толе с матерью выделили земельный участок, появилось хозяйство, новые друзья. Боль об утрате любимого отца потихоньку стала стихать.

Только жизнь наладилась, как грянул гром среди ясного неба: началась Русско-японская война, парня призвали в солдаты. Мать, провожавшая сына на войну, со слезами просила его хранить честь, оставаться человеком и не забывать о Боге. Материнская молитва до Неба достала, но до счастливого возвращения домой парню пришлось многое пережить и передумать.

Если выживу, стану монахом

Рядовой Ботвинников попал в Порт-Артур. Там были холод и голод, а самый распространенный вопрос в окопе: что мы тут делаем? Но еще хуже – японский плен, куда Ботвинников попал тяжелораненым.

Около года он жил с мыслью, что в любой момент может быть казнен. За это время пережил боль и разочарование – где же милостивый Бог и как Он допускает такое? За что гибнут все эти люди? Или в России мало земли, что русских солдат посылают на гибель на край света?

Что именно ответил рядовому Ботвинникову Бог, осталось их общей тайной, но Бог ответил, потому что именно там Анатолий  принимает решение: если останется жив, уйдет в монастырь, будет служить Богу и людям и молиться за своих погибших друзей.  

5 сентября 1905 года был заключен мирный договор России с Японией. Страны обменялись военнопленными, и Анатолий возвратился домой. О войне и плене всю жизнь ему будет напоминать боль при любом движении от пораженной спины.

Через год Анатолий принял монашество в Николо-Теребенском монастыре Тверской губернии, с прежним именем. Монахов было менее сорока человек, но монастырь содержал Тверскую духовную семинарию, вел активную благотворительность, монахи особенно поддерживали сирот. Там же монах Анатолий принял священный сан.

Один из многих     

Николо-Теребенский мужской монастырь
Николо-Теребенский мужской монастырь в наши дни. Фото с сайта монастыря http://nikoloterebensky.pravorg.ru/

В 1921 году монастырь был закрыт властями. Оставался открытым храм, и отец Анатолий продолжал служить. Он знал, что рано или поздно его арестуют. Но это вызывало не страх, а желание как можно больше успеть сказать, сделать для людей и молиться.

В конце октября 1930 года состоялся опрос юных комсомольцев о священнике Анатолии Ботвинникове.

Один молодой комсомолец рассказал, что его мать после проповеди отца Анатолия стала просить у него денег на помощь храму и священнослужителю, так как власти обложили церковь большими налогами.

Одна девушка тоже рассказала: она встретилась с отцом Анатолием на почте и тот говорил, что советская власть грабит людей во время раскулачивания.

Священника отправили под стражу в тюрьму города Бежецка. На допросе велели рассказать о себе. Священнослужитель был краток: «Имею крестьянское происхождение, воевал солдатом во время Русско-японской войны, а потом был в монастыре и священником на приходе».

А дальше – все как у многих и многих арестованных священников: обвинения в нелояльности соввласти – три года лагерей; обвинения в контрреволюции – расстрельный приговор, приведенный в исполнение 13 ноября 1937 года. Ни в первый, ни во второй раз отец Анатолий своей «вины» не признал, несмотря на примененные меры «устрашения».

В день мученической кончины и совершается теперь память святого, который в августе 2000 года был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном архиерейском соборе Русской Православной Церкви.

Николо-Теребенский монастырь в наше время

Служба в монастыре
Служба в монастыре. Фото с сайта монастыря http://nikoloterebensky.pravorg.ru/

Николо-Теребенский монастырь, в котором на протяжении многих лет служил преподобномученик Анатолий (Ботвинников), сейчас активно восстанавливается. В 2004 году обитель получила статус женского монастыря. В храме свт. Николая, после первой литургии со времени его открытия уже в наше время, начали проявляться фрески на стенах, хотя никакой реставрации тогда даже не предполагалось.

Сначала стали видны только фрагменты одежды, орнамента, лица, позже – более крупные фрагменты целых композиций. Научная точка зрения на такое самопроявление фресок не сформирована.

На территории обители есть удивительный подземный храм, освященный в честь преподобного Александра Свирского. По преданию, преподобный начинал свой подвиг именно в этой обители. В одном из подземных помещений был храм, а в остальных – кельи монахов-подвижников.

Сейчас из-за обвалов грунта осталось доступным для посетителей только одно помещение. В нем находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Блаженное Чрево». Многие бездетные пары после поездки в монастырь и молитвы перед этой иконой стали счастливыми родителями. Потом приезжали поблагодарить Богородицу и поделиться своей радостью.

Настоятельница монастыря комментировала это так: «Господь им дает такое испытание, чтобы они повернулись к Нему. Вы не представляете, сколько у нас родилось детей за последнее время!»

20 ноября 2020 года женский монастырь Николо-Теребенская пустынь был преобразован в мужской.

Преподобномученик Анатолий Ботвинников помогает всем, кто к нему обращается с искренней молитвой: матерям о возвращении их детей с поля боя, солдатам, попавшим в плен, раненым, оклеветанным и больным.

При подготовке статьи были использованы следующие источники:
1. Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский). Му­че­ни­ки, ис­по­вед­ни­ки и по­движ­ни­ки бла­го­че­стия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви ХХ сто­ле­тия. Жиз­не­опи­са­ния и ма­те­ри­а­лы к ним. Кни­га 3. Тверь. 2001. С. 339–341.

2. Николаевская Теребенская пустынь. Историческое описание. – СПб. : Леушинское подворье, 2003.

3. Салимов А. М., Салимова М. А. Никольский собор Николо-Теребенской пустыни // Тверские святые и святыни (сб. трудов конф.). – Тверь, 2010. – С. 225–236.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?