На прошлой неделе в пресс-центре газеты «МК» состоялась конференция, главная цель которой – спасти от исчезновения московский Дом Чешира – единственный в своем роде центр реабилитации ветеранов-инвалидов. Здесь они не только проходят лечение и психологическую реабилитацию, но и учатся, находят работу, жилье. Правда, на это благое дело государство не выделяет ни копейки.
Летчик-благотворитель
Дома Чешира родом из Великобритании, там этих учреждений сегодня насчитывается более 200 (они есть в каждом муниципалитете). Плюс еще примерно столько же разбросано по всему миру.
История их возникновения связана с именем Леонарда Чешира (1917-1992), одного из героев нашего времени. Он был выпускником Оксфорда, блестящим военным летчиком, совершивший 6 сотен боевых вылетов во время Второй мировой войны и удостоенный за исключительную отвагу высшей военной награды Великобритании – викторианского креста. В 1945 году в качестве официального наблюдателя от своей страны Чешир сопровождал самолет, сбросивший атомную бомбу на японский город Нагасаки. Этот эпизод окончательно убедил Чешира в отвратительности всякой войны и Леонард подал в отставку.
С тех пор бывший военный занимался благотворительностью, учредив за свою жизнь несколько социальных проектов, самым известным из которых стал Дом Чешира – центр реабилитации военных инвалидов. Все началось в 1947 году, когда Леонард поселил одного неизлечимо больного ветерана 2-й мировой в своем собственном загородном доме в Хемпшире. Сегодня домов Чешира уже 440, в 58 странах мира. Для всех Леонард Чешир установил правило: каждый должен возглавляться старшими или высшими офицерами.
За свою благотворительную деятельность Леонард Чешир был удостоен звания лорда, это случилось в 1990-м, за 2 года до смерти. Российский проект стал последним его детищем, основанным при жизни. Московский Дом Чешира с самого дня основания возглавляет Юрий Иванович Науман – генерал-майор в отставке, выпускник Томского военного общевойскового командного училища и военно-политической Академии, служивший в Средней Азии, Сибири, в Германии и Вьетнаме.
Дом большой семьи
Российский Дом Чешира в Солнцево больше напоминает, даже внешне, уютное жилище для очень большой семьи (одновременно здесь могут проживать до 20 человек), чем какое-то специализированное лечебное учреждение.
Юрий Иванович набирает со всей страны ребят – самых сообразительных, волевых, не сломавшихся, готовых жить дальше; разыскивает бойцов через своих знакомых, бывших сослуживцев. И хотя в этих стенах бойцы, вернувшиеся из Афгана или Чечни с серьезными поражениями органов зрения или опорно-двигательного аппарата, получают врачебную помощь – врачи центральных московских клиник, лечебных учреждений Минобороны РФ проводят диагностику, лечение, психологическую реабилитацию, – главное не в этом. Здесь этим еще очень молодым, в большинстве своем, людям, помогают вновь обрести свое место в жизни – каждому свое, поэтому и подход индивидуальный. Большая часть «чешировцев» поступают в вуз – получать новую специальность: каждый год Академия труда и социальных отношений выделяет для ветеранов-инвалидов по одному бюджетному месту на социально-экономическом, юридическом факультетах и факультете финансов и страхования. Абсолютное большинство нынешних обитателей Дома Чешира уже трудоустроены. Когда ветераны в прямом и переносном смысле встают на ноги, они покидают Дом – кто уезжает в родной город, кто остается поближе к Москве. Но единой схемы не существует: бывает, обстоятельства складываются так, что люди надолго останавливаются на Волынской 5.
Живут тут и другие герои – жены инвалидов горячих точек. Конечно, герои – ведь сколько женщин отказалось связать свою жизнь с солдатами и офицерами, которые искалеченными вернулись с войны! Дом Чешира не раз давал приют семьям ветеранов, которым просто пока некуда было деваться. Например, сейчас здесь живет вдова офицера-«афганца» с сыном-инвалидом 1-й группы. Это боевое братство – тут свои законы взаимовыручки.
За время, прошедшее со дня основания, в Доме получили помощь более 1500 инвалидов войны из 83 регионов России и 7 стран СНГ.
Наивные англичане
Несмотря на то, что Фонду имени Чешира удалось построить 4 с половиной сотни Домов по всему миру, с серьезными финансовыми проблемами организация столкнулась только в России. Англичане никак не могли предположить, что проект, не знающий проблем даже в странах «третьего мира», в Москве будет с трудом сводить концы с концами. «Когда я спросил коллег, откуда у них берутся деньги, на меня посмотрели, как на инопланетянина: как откуда?!» – поделился на пресс-конференции директор Московского Дома Чешира.
Дело в том, что во всем мире англичане на деньги Фонда строят дом и передают его в безвозмездное владение общественной организации соответствующей страны, вместе с определенным стартовым капиталом. Далее он существует уже на средства федерального и муниципального бюджетов и на деньги благотворителей.
Так что те же англичане могут позволить себе каждые 2 года полностью обновлять медицинское оборудование и автопарк. Русские же не могут себе позволить иметь горячую воду и вынуждены кипятить ее самостоятельно. Ибо из 3-х вышеперечисленных источников финансирования московские «чешировцы» могут рассчитывать только на один – благотворительность.
«Наивные англичане поставили электрические батареи по 2000 ватт… – рассказывает Юрий Иванович. – А мы с начала основания только одних налогов платим, как коммерческая организация – более 220 тысяч в год. А ведь Путин на встрече с бойцами в госпитале им. Бурденко в 2003-м заявлял, что «государству стыдно брать деньги с инвалидов»!..
Цена доблести – пособие по инвалидности и протезы?
Впрочем, со стороны чиновников были горячие заверения и обещания помощи… но когда дошло до дела, оказалось, что денег – мало, желающих их получить – много; реабцентру было рекомендовано искать поддержки у московских общественных организаций.
Как сказал Дмитрий Барановский, член исполкома Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство», участник общественной организации ветеранов 345-го парашютно-десантного полка: «В результате социальная защита, которая должна обеспечиваться государством, обеспечивается волонтерами и благотворителями. Наша задача – разорвать этот порочный круг, поставив Дом Чешира на государственное обеспечение».
Офицеры не хотят мириться с тем, что ответственность государства за судьбу своих защитников, искалеченных войной, заканчивается минимально необходимым лечением и выплатой пенсии по инвалидности. «Социальная поддержка государства не в том должна заключаться, чтоб выписать протез и послать подальше», – уверен Дмитрий Барановский.
Чиновники – тоже люди?
По иронии судьбы на пресс-конференцию ни один из троих заявленных представителей государства – депутатов Госдумы – не явился. «В этом есть элемент отношения», – заметил руководитель пресс-центра газеты «МК» Сергей Рогожкин. «Первый уехал на совещание, второй отказался, когда узнал, что идет третий, а третьего срочно вызвали в Правительство, – объяснил Барановский. – Это наглядная картина состояния общества: люди не могут объединиться даже в таком благом деле».
Зато на конференции присутствовал представитель Русской Православной Церкви – игумен Иоанн (Ермаков), настоятель Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках и духовник международной общественной организации «Ассоциация Витязей». Запомнились его жесткие, но верные слова: «Память и долг – это наше человеческое лицо. Если его нет – никто не узнает в нас людей».
Справедливости ради надо заметить, что не все чиновники игнорируют нужды Дома. «Пока Касьянов (признан в РФ иноагентом) был премьером, Дом не нуждался ни в чем. Он нам обеспечил 3 новых машины – микроавтобус «Соболь», «Ниву» и «Волгу». Наина Ельцина купила нам новый бильярдный стол. Два чудесных человека – президент Академии труда и социальных отношений (АТиСО) Николай Гриценко и ректор Алексей Шулус – создали квоту для бесплатного обучения ветеранов-инвалидов на 3 факультетах Академии, хотя вообще образование в этом вузе платное», – напомнил Юрий Науман. Так что о повальном равнодушии, слава Богу, нельзя говорить. Однако, по-видимому, приоритеты расставлены из рук вон плохо. Есть чему учиться.
Не все может государство
«Если уж учиться чему-то у американцев, так это отношению к людям в погонах, к ветеранам», – говорит генерал-майор Науман, напоминая, что ассоциация ветеранов США по объемам финансирования стоит на втором месте после Пентагона. «Министерство по делам ветеранов существует в 50 странах мира, в том числе в Белоруссии, Украине, – добавляет Александр Каньшин, председатель комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей. – У нас – ничего подобного. Однако не все должно замыкаться на государстве. Да, оно обязано, но оно не все может. Зато многое могут общественные организации и бизнес. На эту проблему нужно навалиться всем миром».
А пока Московский Дом Чешира жив просто чудом. Персонал временно работает без зарплаты – не впервой!, – телефонные счета и расходы на бензин генерал-майор Науман оплачивает из своей собственной пенсии, долги растут и уже сейчас составляют более 2,5 миллионов рублей.
«Как дальше жить будем – не знаю», – признается Юрий Иванович, но оптимизма не теряет. По его свидетельству, за 18 лет существования Дома Чешира безвыходных ситуаций не было: «Было время, когда сотрудники по 9 месяцев работали, не получая зарплаты – и не уходили. И сейчас не уходят».
Незадолго до Нового Года ситуация казалась тупиковой, – и вдруг на счет Дома Чешира пришло 150 тысяч рублей пожертвования. «А однажды, – рассказывает Юрий Иванович, – ко мне подошла старушка-пенсионерка. Сказала, что рядом с Домом живет, наслышана о нем и хочет помочь. И передала конверт. Неудобно было вскрывать его сразу. Когда она ушла, я вскрыл: там оказались две десятирублевые бумажки».
Прорвемся!
«Инвалиды, пожалуй, самая незащищенная категория населения», – сказал в самом начале конференции Александр Каньшин.
Вот только глядя на ребят из Дома Чешира – трое из них приехали в пресс-центр «МК» – назвать их беззащитными как-то язык не поворачивается. Это совсем молодые люди (большинству «чешировцев» меньше 30 лет), которые уже пережили больше, чем подавляющее большинство их сверстников, и не сломались. Недаром Юрий Иванович ими так гордится – каждым из них. Да и как не гордиться?! Например, Андрей Микулич, получивший осколочное ранение обеих ног в Чечне, и Саня Семенов, для которого война закончилась с ранением обоих глаз – оба умудрились не просто встать на ноги, но еще и закончить вуз с отличием. Максим Байков, спецназовец, подорвавшийся в Чечне на мине и вернувшийся домой без ног, в октябре 2008 года женился, в этом месяце ждет появления на свет первенца. Это уже не говоря об отваге, проявленной этими бойцами на военной службе. «В Доме в свое время жил паренек из той самой 9-й роты, о которой Бондарчук снял свой знаменитый фильм», – вспоминает Каньшин. «Звезд» тут нет, это такие же люди, просто очень мужественные, бойцы, чью доблесть не оценили по достоинству.
Государству, к сожалению, ни боевые офицеры и солдаты, ни их семьи не нужны. Так что, как сказал на пресс-конференции игумен Иоанн: «Если уж мы сами не стоим на защите страны с оружием в руках, давайте помнить о тех, кто за нас выполняет этот долг».
Валерия Посашко
Контактная информация:
Адрес: 119620, Москва, ул. Волынская, д. 5
Электронный адрес: domcheshir@mail.ru
Страничка в интернете: Боевое братство
Телефон/факс: 8 (495) 439 65 66; телефон 8(495) 439 65 22
Реквизиты Московского Дома Чешира:
ИНН: 7732066683
КПП: 773201001
Получатель:Региональная общественная организация «Общество инвалидов войны в Афганистане
«Московский Дом Чешира» Вернадское ОСБ № 7970/01039 г.Москва
Текущий рублёвый счёт: 40703810438350100121
Корреспондентский счёт: 30101810400000000225
Банк получателя: Сбербанк России ОАО г. Москва
БИК: 044525225
Почтовый адрес: 119620, Москва, ул. Волынская, д. 5
Яндекс-кошелек – 41001375905838
Вебмани – 149482389739