Немцы в Москве

Сотрудники «Берлинской городской миссии» лютеранской организации, помогающей бездомным, приехали в Москву с ответным визитом. В декабре 2010 года в Германии побывали представители ПСТГУ

Сотрудники «Берлинской городской миссии» лютеранской организации, помогающей бездомным, приехали в Москву с ответным визитом (в декабре 2010 года в 8 германских организациях, помогающих бедным, побывали проректор по развитию ПСТГУ иер. Георгий Ореханов и заведующая отделением социальной и молодежной работы миссионерского факультета Ирины Соловьевой). Связи были налажены и 11 апреля 2011 года немецкие гости изучали опыт российских коллег. О том, какой они увидели работу с бездомными в Москве этот репортаж.

Больше всего Ирину Соловьеву во время поездки в Германию поразило то, что сотрудники Берлинской миссии считают, что любая встреча с человеком – это священный акт. Ирина Вячеславовна десять лет проработала в Епархиальной социальной комиссии. Она комментирует: «У нас в социальной работе я такого отношения к людям не вижу ни у себя, ни у других. В Берлине я увидела, что достоинство человека, даже самого убогого, стараются не задеть. Вот очередь утром перед открытием магазина. На скамейке сидит бездомный, он читает газету, которую только что вытащил из урны. Он со всеми разговаривает, ему отвечают очень по-доброму, искренне. В нас же еще очень сильны стереотипы: если бездомный, то опустившийся, изгой».


Заместитель руководителя дезстанции №4 Елена Петровна Горина (в центре) показывает систему дезинфекции одежды.


Наши камеры сухожары, где прожаривается одежда бездомных, произвели на немцев неизгладимое впечатление.


В душевой.


«Здесь у нас лежит, пожертвованная для бездомных, одежда».


На дезстанции немецкие коллеги многому удивлялись. Например, зачем жарить одежду от вшей, если можно просто сжечь ее и дать новую. Но это им легко говорить. Ведь в Германии весь мусор строго распределен, и на каждой городской помойке есть специальные печи для сжигания таких «отходов». У нас же печей всего несколько, и все что в них сжигается, обставляется целой процедурой разрешений. По нашим правилам одежду после бездомных замачивают в дезрастворе. Потом дают новую, из пожертвованной. В России, одетого таким образом бездомного сразу можно выделить в толпе: шапка детская, пиджак клубный, брюки спортивные, на ногах «прощай молодость». Как рассказывает Ирина Вячеславовна, в Берлине, если уж дают новую одежду, то стараются подобрать в тон и в стиль. «Зачет» по соблюдению человеческого достоинства.


После осмотра дезстанции нас угостили чаем.

Мы и они. Действительно ли есть разница? Ведь все делают одно дело – помогают ближним. Как выяснилось, делаем его по-разному. За день экскурсии по различным московским социальным учреждениям, работающим с бездомными, это трудно не понять. Кажется все одно: и одежду новую дают, и социальный работник работает, и бесплатные столовые есть. Немецкие коллеги даже говорили, что внешний вид наших бездомных такой же, как и у берлинских. Тем не менее, оказалось, что в нашей работе есть важные отличия.


Руководитель направления по работе с бездомными «Берлинской городской миссии» Вальтер-Юргси Цимлер.


«Это все Москва? И тут Москва? Такая большая?» Немецкая коллега пальцем очерчивает на карте Москвы Третье транспортное кольцо. Она не уверена, модет бить надо очертить Садовое, — именно такого размера, по сравнению с Москвой, по ее мнению Берлин.


Конечно, мы заехали и в офис «Мобильной службы помощи бездомным», которой руководит Илья. Если автобус «Милосердие», в основном работает по определенному маршруту, рассчитанному так, что бы за ночь охватить все московские вокзалы, то автобус Мобильной службы чаще работает по всей Москве.


Ульрих, начальник дома ночного пребывания «Берлинской городской миссии».

Экскурсоводом для немецких коллег стал Илья Кусков, руководитель Мобильной службы помощи бездомным (Фонд «Помощник и покровитель»). С 2004 по 2007 год он был организатором и руководителем службы для бездомных автобус «Милосердие». Поэтому первым пунктом экскурсии стала дезстанция №4 около Курского вокзала, где каждое утро моются, проходят осмотр врача и соцработника подопечные автобуса «Милосердие».

Другой подход
На дезстанции №4 и обнаружилось первое существенное отличие. Бездомные, переночевавшие холодную зимнюю ночь в автобусе, прежде чем попасть на осмотр к врачу и беседу с социальным работником, должны пройти обязательную обработку от вшей. Потом они должны вымыться, и только потом, получив справку, подтверждающую, что вся процедура пройдена, они могут занять очередь к доктору. Некоторые бездомные очень хотят к врачу, а вот быть обработанными не хотят. Но что делать, им приходится раздеваться (для человека, который живет на улице, это сложная задача), потом опрыскиваться какой-то едкой жидкостью, ждать пятнадцать минут в холодном кафельном помещении и только потом мыться. Немцам такое серьезное отношение к дезинфекции показалось странным. Совсем не так ведется прием бездомных людей в Берлинской миссии. В Берлине сначала осматривает доктор без всяких мер предосторожности. Если помимо прочих болячек выясняется, что у подопечного есть вши, чесотка и так далее, только тогда он проходит специальную обработку. «Мы и поддерживаем их, и обнимаем, и все без всякой защиты», — рассказывает Светлана, доброволец Берлинской миссии. Светлана во время экскурсии была переводчиком. Она родом из Сибири, а в Берлине живет с 1996 года.


Доброволец Берлинской миссии Светлана в комнате работников «Мобильной службы помощи бездомным». Она родом из Сибири, но с 1996 года живет в Берлине.


Илья показывает свои «закрома». Это пожертвованные новые рубашки, которые раздаются бездомным, в том числе и на дезстанции№4


Это кроссовки, которые Илья купил на пожертвованные деньги. Он где-то нашел их по двести рублей. Илья все время налаживает контакты с разными торговыми фирмами. Ведь у многих есть товар, который занимает место на складе, но при этом, он вполне пригодный. Просто не модный.


Офис «Мобильной службы помощи бездомным» настоящий — в нем есть интернет. Светлана и Ульрих показывают нам сайт их миссии.

После экскурсии немецких коллег угощали чаем с пирогами. Обстановка располагала к доверительному разговору. Вопросы «а как у вас?» посыпались с двух сторон. Немцев очень поразило то, что в Москве церковные и общественные организации социальной направленности так тесно сотрудничают с государственными организациями. Илья Кусков начал сотрудничать с дезстанцией №4 с самого начала существования автобуса «Милосердие», то есть шесть лет назад. Отношения работников автобуса и дезстанции со временем только укреплялись, так, что теперь работа ведется в тесной спайке. «Мы просто не выжили, если бы не их помощь!» — говорит Илья. За примером консолидации церковной организации с госструктурами не пришлось далеко ездить.

Город порядка
Недалеко от платформы Перерва находится единственный в своем роде Центр социальной адаптации «Люблино». Или просто «Люблино», как называют его соцработники. Посещение этого центра особенно запомнилось немецким коллегам. Так как Центр государственный, он располагает всеми возможностями для адаптации бездомных. Как рассказала на экскурсии по Центру заместитель директора Людмила Никулина «где-то нет возможности пребывания днем, где-то нет психологической помощи, где-то нет общественного питания. А у нас все есть». Немецкие коллеги назвали его «городом в городе», так много в Центре оказалось разных возможностей для работы с бездомными и служб, заботящихся о повседневной жизни подопечных.


И вот мы в социальном приюте «Люблино».


Директор «Центра социальной адаптации в Люблино» Рамазанов Рафагать Кямильевич.


Кинозал «Люблино», где регулярно показывают фильмы. Вот и когда мы приехали, показывали какой то научно-популярный фильм.


Автобусы «Социального патруля».


Второй слева — начальник службы «Социальный патруль» Мудрицкий Андрей Юрьевич.

Руководитель направления по работе с бездомными «Берлинской городской миссии» Вальтер-Юргси Цимлер рассказал, что в Берлине тоже есть государственный приют для бездомных: «Но там все время беспорядки, алкоголь, недоброжелательность, насилие. Бездомные там незащищены», — пояснил он нежелание своих коллег сотрудничать с муниципальной организацией. «Насилие? Для нас это удивительно. У нас порядок и правила. Охрана, наблюдение, дежурные фельдшеры, санитары. Как сказали, так и сделали», — удивляется директор «Центра социальной адаптации в Люблино» Рафагать Рамазанов. «А у вас дают второй шанс, если человек оступился, сорвался, ушел?» — спрашивают немецкие коллеги. «И второй и третий», — отвечает Рафагать Кямильевич. В лютеранской «Берлинской городской миссии», в отличие от единственной берлинской муниципальной ночлежки, беспорядков как и в «Люблино», не бывает. Но там этого добиваются другим путем. В миссии отношения выстраиваются на доверии. «У нас большую роль играет коммуникация. Мы постоянно разговариваем со своими подопечными», — рассказывает Ульрих, начальник дома ночного пребывания «Берлинской городской миссии».


Ориентируясь на опыт Мобильной службы помощи бездомным, городские власти организовали на базе Социального реабилитационного центра в Люблино свой парк автобусов «Социальный патруль». Масштабы и мощность этой службы поразили немецких коллег.
В автобусах есть GPS навигаторы, отслеживающие место нахождения автобуса. В последствии, как говорит директор ЦСА Рамазанов Рафагать Кямильевич, в автобусах будут оборудованы камеры видеонаблюдения.


Всего в парке 10 машин, в каждой работает бригада по три человека.


Медсестра амбулатории приемного отделения. Как рассказал Анатолий Иванович, всего за день, через приемное отделение может пройти 100 человек


«Отделение физических инвалидов». именно в этом отделении, немецкие коллеги удивились доброжелательности персонала.


Обычная палата в отделении


Тумбочка православного.


Стена около кровати мусульманина.

В России у многих религиозных социальных организаций конечная цель – дать человеку новую жизнь, социализировать его. В Германии так вопрос не ставится. «Конечно, спасти человека окончательно – это высшая цель деятельности миссии, но для конструктивной работы нужно четко понимать ближайшую цель», — рассказывает доброволец миссии Светлана о работе дома ночного пребывания. – «Мы только помогаем не замерзнуть на улице, предоставляем убежище. Мы не стремимся изменить их жизнь или устроить их куда-то окончательно. Для этого есть другие организации». Приюты в Берлине разного уровня, но ночной приют «Берлинской городской миссии», в отличие от остальных не закрывается даже летом, когда уже необязательно спасать бездомных от холода. Приют «Берлинской городской миссии» самый открытый, туда пускают всех. Как сказали немецкие коллеги, «это приют с самым низким порогом пропускаемости».Образ жизни, привычки, стремления души – в этих сферах жизни бездомного работник миссии не имеет права на чем-либо настаивать. При входе в приют подопечные оставляют свой «багаж» в специальных ящичках. Иногда «багаж» – это наркотики и шприцы. Утром весь багаж отдается бездомному обратно. Никто не доносит в полицию, не предпринимает попыток насильственного исправления.

Чем помогают
Сейчас главной социальной проблемой, по мнению берлинских коллег, за последние десять лет стали беженцы из Восточной Европы, в том числе и из России. Ульрих, руководитель дома ночного пребывания в Берлинской городской миссии рассказывает, что есть беженцы даже из Чечни. Статус таких беженцев в Германии очень сложно подтвердить. Ведь многие из них приезжают как туристы, а это значит, что разбираться с ними должны в посольствах их стран. Но тем не мене в Германии стараются, как могут, интегрировать их в местную культуру, например, проводят семинары по межкультурной коммуникации.


Конечно это отделение, самое сложное.


Однажды президент французского благотворительного фонда приехал в «Люблино», и об этом телевидение сделало сюжет. Нам этот сюжет показали.


дело в том, что французских коллег поразил театр «Люблино», в котором, ясное дело, играют сами подопечные социального центра.


В столовой центра «Люблино» меню выглядит необычно. В этом месте германские коллеги… удивились!


Женское отделение. Оно маленькое. Что в Германии, что в России, процент женщин среди бездомных остается минимальным. Слава Богу.


В каждом отделении есть своя кухня. Подопечным социальный работник оформляет вместе с документами пенсию, которую они всегда могут получить в ближайшем Сбербанке.

Заместитель директора Никулина Людмила Ивановна, она и проводила нас по всем службам ЦСА «Люблино».

Если у нас главная помощь, по мнению Ильи, заключается в социализации, в определении на постоянное место жительства, то в Германии людям надо помочь заработать деньги. Это связано с тем, что среди наших бездомных преобладают, так называемые «трудовые мигранты», а в Германии должники по кредитам. Для помощи таким должникам в Берлине организованы двадцать квартир, где временно можно жить, искать работу и отдавать долги. Там же можно получить консультацию психолога. В России же разоряются предприятия, деревни, люди уезжают работать, их обманывают, или просто ничего не получается, а вернуться уже некуда, и вот, пожалуйста – новый бездомный на улицах Москвы. Правда, в Германии приезжих работников, тоже обманывают.

Главное впечатление на Берлинскую миссию произвел, конечно, Центр социальной адаптации в Люблино. «Хоть Центр и государственный, персонал относится к людям по человечески, это удивительно», — делится своими впечатлениями руководитель направления по работе с бездомными «Берлинской городской миссии» Вальтер-Юргси Цимлер. Еще немецких коллег поразила сплоченность муниципальных и общественных сил. Они не ожидали увидеть такую сплоченную работу. Конечно, это как при встрече гостей: убрались дома, подготовили тапки, приготовили стол, на время забыли о проблемах. Но, даже в нарочно убранном доме, любые гости почувствуют общую атмосферу. Так же получилось и в этой ситуации. Конечно, «Люблино» это образцово-показательный государственный приют, конечно за шесть лет работы Ильи с руководством дезстанции №4 разные проблемы решались, и не всегда приятные. Но общий дух — все же, сотрудничество. И именно атмосферу сотрудничества почувствовали работники германской социальной организации.


Швейная мастерская. Здесь подопечные могут подработать, или сшить себе одежду сами. Сейчас есть заказ на изготовление специальных сумок, для хранения вещей подопечных в камерах хранения центра.


Зинаида — душа местного театра. Она не только играет в спектаклях, но и сама шъет костюмы.


Вольфганг, руководитель автобуса kaltenbus, такого же, как у «Мобильной службы помощи бездомным» но только в Берлине, не удержался и сфотографировался с произведением умельцев из швейного цеха социального центра «Люблино»


Чай в кабинете директора.


Расстались тепло. Такие поездки для обмена опытом продолжатся. Все-таки лучше несколько раз увидеть, чем сотню раз слышать.

Текст и фото: Ирина СЕЧИНА

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version