Православный портал о благотворительности

«Нельзя помочь тому, кто не признает, что болен»

В Милосердие Zone прочитали лекцию клинического психолога Ольги Плющевой «Зависимости: сценарии и профилактика». Предлагаем краткий конспект

Смотреть комплексно

Основное и главное правило: на зависимость надо смотреть комплексно. Основные неудачи профилактики и лечения связаны именно с тем, что оно ограничивается одним уровнем. Например, человека положили в стационар, провели детоксикацию и выпустили. Болезнь непременно вернется вновь, так как работа проведена только на одном – биологическом – уровне. Что делать с деформациями на остальных – человек не знает.

Существует комплексная модель рассмотрения заболевания и выстраивания реабилитации – БПСД, где

Био – это физиология.

Психо — реакции и эмоции.

Социо — коммуникации и общественные связи.

Духовное — ценности, цели.

Таким образом, в поле зрения реабилитации попадают все уровни.

Биологический компонент зависимости — интоксикация, изменения в сердце, сосудах, почках.

Психологический компонент — зависимость от вещества.

Социокомпонент — сужение поля общения до тех, кто поможет употреблять.

Духовные проблемы — разрушение ценностей.

Восстанавливать в реабилитации нужно все уровни.

Зависимости бывают химические и нехимические. Химические вещества действуют на биологический уровень. При созависимости страдают психологический и более высокие уровни.

Химические зависимости – это зависимость от алкоголя, наркотиков, лекарственных веществ, принимаемых вне врачебной схемы.

Нехимическая — игра (включая казино и спортивные ставки), интернет, любовная созависимость, еда, шопинг, фанатизм (религиозный, спортивный, коллекционирование, секс, рискованное поведение, работа.

Важно. Сам факт приема вещества не равен болезни. Сами вещества не представляют собой воплощенное зло. То есть, вино в сочетании с культурой пития – это прекрасно, игра в уместных ситуациях позволяет ребенку познавать мир, а взрослому оставаться ребёнком, наркотические вещества были придуманы как лекарства. Важно что, как и сколько человек делает.

Ольга Плющева, клинический психолог. Фото: facebook.com

Симптомы зависимости

Потеря контроля — в количестве, в качестве. Например, увеличивая количество принимаемого алкоголя, человек в то же время постепенно переходит с элитных сортов на денатурат. Из процесса употребления исчезают все интересы и смыслы, кроме стремления употребить и получить быстрое удовольствие от употребления.

Человек пьет и пьянеет, играет и испытывает кайф от азарта игры, неожиданно тратит деньги, отложенные на другое, выходит из торгового центра и не понимает, зачем он купил эту вещь.

Абстинентный синдром — синдром отмены. Потеря ориентиров в отсутствии вещества или человека рядом (в случае любовной зависимости). Человек в панике задаёт вопрос: «Что делать с моей жизнью?»

Толерантность — получение вещества закрепляется в сознании как единственный способ получения удовольствия.

Например, чтобы получить эндорфины в результате физических упражнений, надо заниматься. Встреча с друзьями – это сложное и хлопотное мероприятие. Но очень просто выпить или открыть холодильник и достать тортик.

Доза, необходимая для получения реакции организма, сначала растет, потом падает. Алкоголик на определенном этапе пьет много, но потом хмелеет от одной рюмки.

Изменяется социальная реакция. У человека развивается реакция по принципу «муха-слон»: ему сделали мелкое замечание – в ответ возникает огромное напряжение.

Стадии развития болезни

Человек получил удовольствие от первого употребления:

— Формируется психологическая зависимость – «я запомнил, что употребление приносит удовольствие, это — быстрый и единственный способ его получить».

— Возникает физиологическая зависимость – «синдром отмены».

В процессе реабилитации надо работать со всей системой БПСД. Если работать только с одним звеном, рано или поздно напряжение накопится, человек сорвется и начнется бег по всей цепочке.

Именно поэтому, например, плохо работает кодирование алкоголиков. Да, человек прошел детоксикацию, если детоксикация была долгой, физиологическая зависимость тоже ослаблена. Но не преодолены проблемы человека в общении, не выстроены и не осознаны им цели, для чего не пить. В итоге какое-то время человек держится на силе воли, потом – срывается.

Помощь должна быть профильной. С биологическими проблемами – надо идти к врачу, с психологическими — к врачу и психологу, социальные проблемы эффективно решают группы самопомощи.

Вместо группы самопомощи возможна программа реабилитации — когда работают психологи-консультанты — амбулаторные и в стационарах.

Виды защит

Часто человек теряет границу между личностью и болезнью. Человек испытывает вину, обиду, горечь и включает защиты – ему слишком сложно вынести проблему, и сознание начинает выставлять различные барьеры от слишком тяжёлой нагрузки. Как способ вынести проблему могут использоваться

отрицание — сделать вид, что проблемы нет;

компенсация — наркотики замещаются другой зависимостью.

замещение – (ситуация «начальник сделал замечание — я зол, но начальнику ответить не могу — выплескиваю дома на ребенка);

Рационализация — объясняю свои чувства или получаю желаемое другим путем. (Сходно с поведением лисы из басни, которая не смогла достать виноград и, в конце концов, решила: «А виноград-то кислый»).

Именно включением психологической защиты можно объяснить то, что часто менее всего в курсе ситуации оказываются самые близкие люди. Они «не видят» происходящего, потому что их сознание отказывается его воспринимать.

Почти Бермудский «Треугольник Карпмана»

 

Часто в семье с созависимыми отношениями общение происходит по схеме:

Жертва — Спасатель — Преследователь

Особенности созависимой семьи. Она закрыта от других («у нас все в порядке»). О чувствах не говорят (если их заявлять, с ними надо что-то делать). Поведение заменяются манипуляциями.

Каждый в треугольнике страдает и одновременно испытывает удовольствие.

Жертва – «я ни за что не отвечаю, спасите меня, вы заставили меня страдать, вы и исправляйте».

Спасатель – «я не испытываю чувств, я знаю, как всех спасти, я все держу под контролем».

Преследователь — я знаю, как спасти всех правильно.

За всеми сторонами треугольника Карпмана закреплены чувства:

Жертва — жалость к себе,

Спасатель — вина, обида,

Преследователь — вина, гордыня.

Как правило, ролевое общение в семье разыгрывается по кругу.

Спасатель-жена алкоголика: «Опять ты пьяный, ты обещал лечиться! Давай я налью тебе супа!»

Жертва — муж-алкоголик: «Я ничего не обещал, ты нажаловалась начальнику, как я могу работать?»

Преследователь – ребенок: «Папа, не трогай маму! Мама, не трогай папу, он хороший!» Когда участникам становится скучно в одной роли, они меняются местами, но остаются в рамках треугольника. Выстраивать поведение вне рамок треугольника не могут, испытывают дискомфорт.

Зачастую треугольник Карпмана формируется в семье, где химической зависимости нет, но она была в родительской семье одного из супругов; тогда партнер выбирается по образцу неупотребляющего родителя. Например, если в родительской семье была гиперопека, человек выбирает в партнеры деспота. Если была гипопека — жертву.

Не попасть в треугольник Карпмана сможет жизнеспособный ребенок, у которого, несмотря на травмирующие отношения в семье, выстроилась целостная структура БПСД.

Профилактика зависимости

Большую устойчивость к зависимостям дает детский опыт безусловной любви. Родители, которые дают понять ребенку, что любят его любым, что на психологическом языке означает: «у тебя есть границы’.

Как способ выйти из уже сложившихся созависимых отношений может быть применена «жесткая любовь» — отдаление, принудительная расстановка границ. – Тем самым один из участников бывшего треугольника как бы заявляет: «У меня есть границы».

Например, при общении с наркоманом, который пытается эксплуатировать окружающих из позиции жертвы, «жесткая любовь» будет выглядеть так: «Да, я тебя люблю. Поэтому в холодильнике всегда будет минимальная еда. Но на все остальное ты в состоянии заработать сам. И денег на наркотики я тебе больше не дам».

Также профилактикой попадания в зависимости является адекватная оценка ребенка и открытое выражение чувств, в том числе отсутствие в семье «запретных» чувств. (Например, отсутствие формулировки: «Как ты мог это сделать?»)

Выход из треугольника Карпмана — прощение.

Основное средство от зависимости — остаться в реальности. Например, сформулировать проблему так: «То, что я сейчас не получу удовольствие, не означает, что я плох, что я не получу удовольствие никогда, что жизнь состоит только из удовольствий, что я не могу просить помощи».

Для успешного лечения очень важно поймать болезнь на ранней стадии. И, к сожалению, нельзя помочь тому, кто не признает, что болен.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version