- Россия – вторая родина шведов Нобелей. Эта семья приехала в нашу страну в 1837 году, три поколения Нобелей жили в Санкт-Петербурге до 1918 года, на протяжении 80 лет. Они развивали оборонную, металлургическую, машиностроительную, нефтедобывающую, нефтеперерабатывающую промышленность. Были известными меценатами.
- Шведского подданного Эммануила Нобеля, родоначальника русских Нобелей, в Россию привела… морская мина.
Он был талантливым изобретателем-самоучкой. Еще живя в Швеции, Эммануил получил архитектурное образование, конструировал плавающие мосты, придумал надувной матрас, увлекался исследованием взрывчатых веществ.
Однако в коммерческой реализации своих проектов ему страшно не везло – семья жила бедно. Супруга первого Нобеля занималась торговлей в молочной и овощной лавке, сыновья Роберт и Людвиг продавали на улице спички, Альфред постоянно болел и редко вставал с постели.
В 1837 году Эммануил предлагает российскому военному ведомству производить мины. У него уже есть проект сконструированной им морской мины. Демонстрация ее перед великим князем Михаилом Павловичем дает результат: Нобелю выделяются средства на организацию дела – 25 тысяч рублей.
Эммануил Нобель переезжает в Санкт-Петербург вместе с семьей и открывает механическую мастерскую «Нобель и сыновья», которая выполняет военные заказы.
- Эммануил дает своим сыновьям прекрасное домашнее образование – Роберт, Людвиг и Альфред перенимают от отца любовь к науке и страсть к изобретательству. Особо это проявилось у Альфреда – он увлекается химией под руководством известного ученого-химика Николая Зинина, занимается опытами с нитроглицерином.
В конце концов в Санкт-Петербурге Альфред Нобель изобретает динамит и в 1962 году патентует свое изобретение.
- Военные заказы заводу Нобеля перестали давать после поражения в Крымской войне. Эммануил Нобель вновь обанкротился и вернулся в Швецию. Но его сын Людвиг открыл на месте отцовских мастерских в Санкт-Петербурге завод «Людвиг Нобель». Здесь производились механизмы для кораблей и пароходов, первые трубы центрального отопления, сепараторы и многое другое.
В 1875 году Людвиг стал заниматься совершенно новым делом – добычей, транспортировкой и переработкой нефти. Вместе с братом Робертом, который однажды приехал в Баку и увидел, как из-под земли бьет нефть, они купили завод на Кавказе и стали вести дело. Альфред, который в тот момент жил в Швеции, помогал деньгами и советами.
Так как братья Нобель были людьми образованным, дальновидными и близкими к науке, они разработали программу развития нефтяной промышленности – допотопное ведение дел, царившее в этой сфере (например, транспортировка нефти в бурдюках и на арбах), их совершенно не устраивало.
Нобели устроили первый в России нефтепровод (его сконструировал известный инженер Владимир Шухов), раскинули большую сеть нефтехранилищ. По проекту самого Людвига был построен первый в мире нефтеналивной танкер под названием «Зороастр».
Цены на керосин в России, основной продукт нефтепереработки, благодаря Нобелям и их компании, получившей название «Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель» («Бранобель»), снизились в пять раз.
Людвиг Нобель считал, что керосин должен быть доступен и самым бедным людям. Товар должен производится безукоризненного качества, в большом количестве и как можно дешевле – таково было его правило.
- 40% прибыли компания «Бранобель» отдавала на поощрение и поддержание своих служащих. Это была, как сказали бы сейчас, мера корпоративной социальной ответственности Нобелей.
Они заботились о быте и самочувствии тех людей, что у них работали. Строили жилье для своих служащих – так называемые «нобелевские городки» (самые известные были построены в Санкт-Петербурге, Царицыне, Самаре, Баку). Это были образцы новой жилой среды для рабочих.
Жилая и рабочая зоны тут находились рядом, но не пересекались. В комплексе строились больницы и школы. Учитывалась и потребность человека в развлечениях, например, в Народном доме Нобеля на Нюстадской улице (сейчас Лесной проспект) в Петербурге был театральный зал и библиотека, где проводились публичные лекции по истории и естествознанию.
Здесь была запрещена продажа спиртного: Нобели были поборниками трезвости. Рабочие могли играть в теннис на специальном корте и принимать участие в ансамбле балалаечников.
В нобелевских городках занимались озеленением – даже в засушливом климате Баку разбивались сады, где возделывались разнообразные растения.
На побережье Черного моря для рабочих Нобелями были открыты первые «санаториумы», где можно было поправлять здоровье и отдыхать.
- Людвиг Нобель оплачивал образование своих сотрудников, поощрял способных, не жалел средств на открытие школ для рабочих. Он считал, что «никакие иностранные специалисты не в состоянии поднять русскую промышленность, здесь нужно рассчитывать только на собственные силы».
В 1866 году Людвиг основал Русское техническое общество, которое материально поддерживало любое успешное и многообещающее соединение промышленности и науки. Он стал инициатором введения в России системы метрических мер и весов, где использовались метры и граммы.
- Нобели в том числе вкладывали средства в развитие медицины. В 1892 году в России вспыхнула эпидемия холеры. Эммануил Нобель, сын и наследник Людвига, который к тому моменту уже скончался, спонсировал поездку двух врачей из санкт-петербургского Института экспериментальной медицины, который занимался предотвращением заразных болезней, в Баку – чтобы оградить своих рабочих от холеры.
Один из них был американский ученый Артур Блахштейн. Изучая холеру в бактериологической станции, устроенной в заводской химической лаборатории, он обнаружил микробов, влияющих на летальный исход при этом заболевании.
- Среди Нобелей были не только промышленники и изобретатели, но и врачи. Сестра Эммануила Людвиговича Марта Нобель-Олейникова стала врачом, несмотря на то, что в начале XX века для женщины это было затруднительно. Она поступила в Женский медицинский институт, для которого семья Нобелей тоже сделала немало.
На средства семьи в институте была оборудована по последнему слову техники глазная клиника на 40 мест (тут были рентгеновские аппараты и даже электрические звонки у изголовья кроватей) и факультетская хирургическая клиника, рассчитанная на 50 человек.
Во время Первой мировой войны Нобели открыли в Санкт-Петербурге госпиталь для раненых солдат на 180 коек (тут были лазарет с операционной, перевязочной и стерлизационной). Марта Людвиговна работала здесь старшим врачом.
Выздоравливающих пациентов здесь готовили к мирной жизни – сапожному делу и плетению корзин их обучал специально приглашенный мастер из Финляндии.
Марта Нобель-Олейникова устроила и содержала колонию для детей со слабым здоровьем работников завода «Людвиг Нобель». Колония размещалась в имении Нобелей Ала-Кирьола в Финляндии (ныне это поселок Ландышевка под Выборгом).
Ала-Кирьола стала последним пристанищем для русских Нобелей. Им пришлось покинуть Санкт-Петербург после революции. Из Финляндии Нобели спасались во время финской войны в 1940 году, когда началось наступление советских войск. Дом, похожий на замок, был взорван. Осталась только конюшня.
Уже в советское время, будучи пожилой дамой, Марта Людвиговна Нобель-Олейникова приехала из Швеции в Советский Союз, в Ленинград, чтобы увидеть места своей молодости. Она пришла в глазную клинику, возведенную ее семьей. Сначала ее даже не хотели пускать, но потом главный врач провел ее по перекрашенным коридорам и перестроенным палатам.
Марта была целеустремленной женщиной – так о ней рассказал ее внук Питер Нобель-Олейников, недавно побывавший в Москве с визитом. «Она была доброй, но при этом строгой. Она всегда добивалась того, что считала нужным», – рассказал он. Видимо, это семейная черта.
- Всемирно известная Нобелевская премия была учреждена Альфредом Нобелем в 1889 году после смерти его брата Людвига. Журналист, написавший некролог по случаю кончины одного из Нобелей, перепутал его с Альфредом, и назвал покойного Людвига «торговцем смертью» – из-за изобретения динамита. Но знаменитый изобретатель, хозяин 93 заводов, имеющий 355 патентов, ратующий за то, чтобы его самое известное изобретение использовалось только в мирных целях, решил остаться в памяти людей иначе.
Альфред Нобель пожелал в своем завещании, чтобы после все его состояние, которое в то время насчитывало 62 млн фунтов стерлингов по нынешнему курсу, было отдано на ежегодную премию тем, кто приносит пользу человечеству в области физики, химии, медицины, литературы и сохранения мира на земле.
Когда изобретатель динамита умер, разразился скандал – его наследники требовали отмены идиотского, с их точки зрения, благотворительного завещания, даже обращались с этим к королю Швеции Оскару II.
Единственный, кто поддержал своего родственника и не согласился оспаривать решение Альфреда, стал его племянник, русский Нобель – Эммануил Людвигович.
«Я не дам повода упрекнуть наше семейство в том, что оно присвоило денежные средства, принадлежащие заслуженным ученым», – сказала он королю Швеции.
За такой поступок Оскар II даже хотел посвятить его в рыцари. Но и от рыцарского звания русский Нобель отказался.
Конечно, известных фактов о Нобелях в России гораздо больше. Например, благодаря товариществу «Бранобель» в нашей стране были построены первые бензозаправочные станции с фиксированными ценами на топливо. Именно Нобели стали выпускать в нашей стране дизельные двигатели на своем заводе в Санкт-Петербурге. Но просто никто пока не собрал все эти факты в единой целое.
Книги, и не одной, достойны сыновья первого русского Нобеля, братья Роберт, Людвиг и Альфред. Масштабного описания ждет и удивительная жизнь Марты Нобель-Олейниковой. Достойна широкого описания и история усадьбы Ала-Кирьола – осколка навсегда погибшей Атлантиды.
Есть еще один важный факт о Нобелях в России. Его сформулировал праправнук Людвига Нобеля Майкл: «Альфой и омегой деятельности Нобелей в России была эффективность бизнеса и его социальный аспект. Ключевым фактором успешности бизнеса Нобелей было и то, что все они были надежными и абсолютно честными людьми».