Недавно, мы проводили в Санкт-Петербурге семинар, на котором говорили о том, как может общественная организация, не имея грантов, быть и активной и эффективной. Влиятельной. Когда перед началом выступления на экране появилось название нашего тренинга «Нефинансовые источники развития НКО», многие подошли к нам и сказали, что сейчас им расскажут сказку. Не стеснялись улыбок. Так крепко сидит в головах сотрудников наших НКО мнение, что для работы организации нужны только деньги. Конечно, деньги нужны, но нужны не только они.
Почему так происходит, что НКО только в деньгах видят свое развитие? Возможно, это чисто российский феномен. Некоторое время назад наши НКО активно учили умению жить, только имея ресурсы. Чаще деньги. Это целая эпоха. Приезжаешь куда-то на тренинг, и тебя обучают фандрайзингу, то есть добывать деньги. Многие даже подумали, что эффективность НКО измеряется суммой собранных денег. Этому нас научили западные фонды, возможно и не подозревая, что тем самым лишают наши НКО главного – умения взаимодействовать со СМИ, чиновниками, активными гражданами. Без этого взаимодействия НКО не может влиять на социальные процессы.
Многие НКО сами игнорируют местные СМИ, никак не пытаясь через них участвовать в общественных процессах. Не просто писать о том, как и кому помогают, а рассказывать про жизнь опекаемой социальной группы. О ее трудностях. И технологиях решения этих трудностей. Это необходимо, чтобы привлечь простых граждан, бизнесменов, представителей исполнительной и законодательной власти. Их тоже волнуют проблемы, с которыми работают НКО: социализация дети-сироты, реабилитация инвалидов, поддержка многодетных семей и многое другое. Когда в СМИ нет ни слова о том, что и как делает НКО, информационный вакуум никак не формирует общественное мнение. Нет поиска сотрудничества, совместного труда. И это только то, что могут дать НКО СМИ, в которых можно размещать свои материалы, статьи, вести колонку.
Даже слоган и логотип организации может принести проблемы или наоборот, прибыль. Чем сложнее восприятие слогана, логотипа, тем сложнее путь к потенциальному спонсору. Важно, чтобы символика отражала направленность и задачи организации.
Прозрачность деятельности, тоже источник будущих доходов. Чем чище организация, тем выше приток ресурсов.
Часто большим обсуждением заканчивается вопрос о сайтах организаций, о периодичности обновлений, ТИЦ и PR. Сайт вызывает непонимание: зачем он нужен, когда мы все друг друга знаем, и нас все знают. Это ложное мнение, потому что внутренний взгляд никак не соотносится с внешним. Организация обедняет себя тем, что никак не позиционирует свой информационный ресурс. Руководители НКО часто не догадываются, что, передавая свою визитку, передают возможность потенциальному спонсору зайти на сайт и изучить деятельность, найти и свой формат участия. Но когда сайта обновляется раз в месяц, выглядит никак, это никого не привлечет. Такое НКО не понимает, что сегодня сайт – пожалуй, главный инструмент привлечения и ресурсов, и партнеров. Часто приходится доказывать, что сайт даже важнее флагов и футболок, с которыми стоят добровольцы, привлекая к своей организации внимание. Человеку куда важнее самому найти информацию, и лично решить, будет ли он поддерживать эту организацию. Сегодня многие ищут возможность своего участия чаще через Интернет. Поэтому важно, чтобы поисковые машины видели сайт, чтобы у человека было больше возможностей на него зайти. И, конечно, сайт не должен быть мертвым, иначе больше его не посетят, а НКО потеряет помощника.
Создание собственных СМИ так же может придать НКО целостность, когда трансляция опыта и работы происходит через листовку, газету или журнал. Не всегда глянцевый, важно, чтобы можно было привлечь желающих к работе НКО.
Также полезно иметь баннер с символикой организации, который можно взять с собой при реализации той или иной программы. Для запоминаемости.
Часто НКО говорят о том, что не понимают, зачем им входить в те или иные комиссии и комитеты, куда их приглашает власть. А это тоже ресурс. И крайне важный. Откуда еще НКО может узнать, чем и как живет чиновник, каково его мнение о той или иной проблеме? Как еще донести до них законодательные инициативы, предложения, вовлечь их в общественные процессы, пригласить на мероприятие? К чиновникам можно обратиться за поддержкой в решении трудных вопросов, получить у них письмо поддержки при написании обращений, грантовых программ. Важно наладить неформальное общение, выйти на такой формат сотрудничества, при котором чиновник не будет так страшен, и ему самому будет интересно участвовать в общественных процессах. Но НКО отвергают эту возможность, часто видят в чиновниках врагов. И на этом пытаются заработать: «Мол, мы игнорируем власть и тем хороши. Мы настоящие борцы». Но это пробел в работе НКО! Система не меняется в войне. Чиновнику нужно предложить возможность, его перспективы, стать ему партнером и другом. Это возможно только участвуя в системной работе взаимодействия. Если НКО через какое-то время бросает посещать заседания и комитеты, тем самым показывает чиновникам свое непонимание и отсутствие желания сотрудничать, чиновники это подмечают, и уже ведут себя иначе, нежели тогда, когда НКО ищет сотрудничества.
Часто НКО чураются сотрудничать с церковью, ссылаясь на то, что это не материальный ресурс. Между тем, духовная поддержка для опекаемой социальной группы может быть даже важнее, чем материальная помощь. В детских домах, следственных изоляторах, больницах, исправительных учреждениях контакт со священником может реально изменить социальную ситуацию, духовное состояние подопечных. Можно построить рядом с учреждением храм или часовенку, тем самым создать новый вид контакта. Из опыта могу сказать, что это куда полезнее, чем дарить детям плазменный телевизор, от которого они не смогут оторваться, или устраивать бесконечные праздники.
Важно все: хорошая оргтехника, профессионалы, работающие в НКО, паблик релейшнз организации, добрая слава, репутация, награждаемость и т.д. Все это и есть нефинансовые источники, то есть то, что лежит у нас под ногами, просто надо наклониться и поднять их. Не ленясь и не стесняясь. Ведь это залог эффективности, главного, ради чего НКО начинает свою деятельность. Тем лучше опекаемой социальной группе. Ради этих людей, мы идем в социальные поля и ищем взаимодействия – главного гранта любого НКО.
Александр ГЕЗАЛОВ