Не погрешишь – не покаешься?
Одного человека мучила страсть блуда. Осознавая ее, не ища себе оправданий и борясь с ней, он молился перед иконой Божией Матери «Одигитрия» – плакал, просил прощения и читал молитву архангела Гавриила: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою…». Но каждый раз страсть побеждала. А он снова каялся и молился, – так начинается история появления чудотворной иконы «Нечаянная Радость».
Однажды, когда этот человек в очередной раз почувствовал, что не сможет отказаться от греха, он в отчаянии стал перед иконой Богородицы. Он каялся, что, все понимая и душой не желая грешить, телом не может удержаться. Уже собираясь уходить, он вдруг увидел, что Богородица обратилась в его сторону, а у Младенца Христа открылись язвы на руках, ногах и в боку. Из открывшихся ран потекла кровь.
Пораженный, человек упал на колени: «Госпожа, кто это сделал?» В ответ услышал слова Божией Матери: «Ты. Ты называешь Меня милосердной, но оскорбляешь своими беззаконными делами». Человек стал умолять Богородицу: «Владычица, пусть мои грехи не победят Твоей благости. Умоли о мне Сына Твоего!»
Матерь Божия обратилась к своему Сыну с просьбой о прощении. Но Христос молчал. Замер бедный человек – Бог решает его судьбу. Лишь на третье прошение Богородицы Христос ответил:
«Пусть совершится пожелание Твое. Ради Тебя отпускаются этому человеку его грехи. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы». Сердце грешника дрогнуло от нечаянной, незаслуженной радости Божьего прощения. Потрясенный, он поднялся с колен и поцеловал раны Христа. Страсть совершенно отступила.
Когда рассказываешь эту историю людям малоцерковным, они говорят: правильно, не согрешишь – не покаешься. В чем лукавство этих слов?
В том, что здесь авансом, самому себе дается индульгенция. Человек сначала «разрешает» себе погрешить, а потом идет каяться в расчете на прощение. Ведь под покаянием он понимает информирование Бога о нехорошем своем поступке с прибавлением заветных слов: «Боже, прости меня, грешного».
Бог в этой ролевой игре должен исполнить свою часть: выслушать, возможно, пожурить, да и прочитать (устами священника) отпущение грехов.
А как же? Ведь нет греха не прощенного, кроме не исповеданного. Бог-то милостив, знает, что мы персть-дым, что с нас взять-то?
Только вот грешник из истории с иконой так не считал. В его отношениях с Богом не было никаких заранее прописанных сценариев и ролей. Он каждый раз шел молиться в слезах, а не в спокойных рассуждениях, что Бог милостив и «должен» простить кающегося. Ведь, кто каялся, знает, что работа эта тяжелая: святые, умирая, говорили, что еще даже не положили начала покаянию.
А покаяние для грешника не было «сообщением» Богу о своих грехах – а то Господь сам не знает, в чем напортачило то или иное его творение. Этот грешник под покаянием понимал изменение, любое, самое маленькое, но в сторону – не грешить.
Но самое главное – он действительно желал для себя такого изменения. А это далеко не всегда очевидно.
Можно сколько угодно на словах просить Бога о том о сем, но в душе, глубоко в сердце, совершенно не желать меняться. А этот вот грешник меняться хотел. И Бог его услышал и помог.
Сюжет № 2
У этой истории есть еще одна версия, не связанная, правда, с появлением иконы «Нечаянной Радости», зато с неожиданным концом, на первый взгляд печальным.
Тоже был некий грешник, тоже ничего не мог с собой сделать, но искренне, от сердца Богу каялся без всякого самооправдания. Каялся, понимая всю, вроде бы, абсурдность такого греха-покаяния-греха-покаяния.
Однажды, молясь Богу, грешник в отчаянии сказал: «Господь, вот я сейчас молю Тебя, но ведь опять пойду грешить, прямо из церкви. На что Господь ему говорит: «Не бойся, ты не будешь больше грешить». В этот же момент человек умер. И – оказался в раю.
Казалось бы, не успел человек измениться, подкрепить делом свои слова. А Бог взял и принял его покаяние и поместил в рай. Ведь Бог знает меру каждого. И видит, что в сердце. А этот бедный грешник был готов скорее умереть, чем продолжать грешить. А это бывает с благоразумными разбойниками.
Чудотворные списки в Москве
О времени появления иконы «Нечаянной Радости» ничего неизвестно. Однако известно, что многие списки ее стали почитаться как чудотворные, – по молитвам перед этими образами происходили и происходят исцеления.
Старинная чудотворная икона Богородицы «Нечаянная Радость» – одна из святынь Москвы, с 1994 года находится в храме в честь пророка Илии в Обыденном переулке. Эта икона изначально помещалась в Кремле, в малом храме святых равноапостольных Константина и Елены, затем, после разрушения церкви она была передана в храм Воскресения Христова в Сокольниках. В смутные времена туда свозили все чудотворные и наиболее почитаемые иконы из разрушенных московских храмов.
Наиболее почитаемые иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» можно увидеть в храме в честь этой иконы в Марьиной Роще, в церкви святого Феодора Стратилата близ Чистопрудного бульвара.
Иконе молятся о даровании терпения, упования на помощь Божию, надежды, преодолении уныния и отчаяния, укреплении веры, а также от многих болезней.
Тропарь, глас 4-й:
Днесь вернии людие духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к Пречистому Ея образу, взываем сице: о, Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.