Встреча выпускников для Свято-Димитриевского детского дома, который является проектом Православной службы помощи «Милосердие», пока еще не традиционное событие. Выпускницы покинули дом своего детства не так давно, и на днях состоялась их первая встреча с самыми родными для них людьми: воспитателями, младшими сестрами-воспитанницами, учителями.
Семеро выпускниц прошлись по знакомым коридорам, заглянули в свои бывшие комнаты, обняли всех, по ком скучали. Так приезжают дети-студенты в родительский дом. Каждый понимает, что, увлекшись открытиями взрослой жизни, не успел, как следует, проститься с детством. И только в редкие часы таких встреч все возвращается. Забываются неурядицы, споры, вспоминается детская дружба, веселые поездки, а еще – рассуждения о вечном с интеллектуалом-водителем дядей Димой, лепка пирогов на кухне, под руководством бабушки Нади, разговоры по ночам…да что там разговоры, бои подушками!
«Подросли», – говорят воспитатели и учителя, с нежностью смотря на своих воспитанниц. Бывших детей в большой семье нет. Приятный парадокс: те, кто совсем вырос, для сотрудников детского дома никогда не станут взрослыми. Когда-то маленьких перепуганных девочек воспитатели впервые завели в этот дом. У каждой за плечами была своя трагедия. «Мама убила папу!», – долго кричала одна малышка по ночам. «Меня бросили», – говорила другая. У кого-то родители сгорели, перебрав лишнего. У кого-то – жили на вокзалах. На лицах нынешних улыбчивых нарядных девушек нет отпечатка их тяжелого начала жизни. Долгие годы любви и труда стерли ужас в детских глазах. Слезы, протесты, страхи – все было, все переживали вместе, иногда просто обнявшись вдвоем в пустой комнате. Незаметно становилось легче. А что сейчас?
Женя Кужелко – выпускница Свято-Тихоновского университета. Специалист по декоративно-прикладному искусству, или, как говорят подружки – мастер по вышиванию хоругвей. Инспектор учебной части в ПСТГУ.
Катя Алексеева – выпускница Свято-Димитриевского училища. Жена, сестра милосердия.
Ира Сычева – студентка педагогического факультета ПСТГУ, многодетная мама.
Катя Новоселова – операционная сестра Филатовской больницы в отделении детской кардиологии.
Оля Никифорова – студентка медицинского училища, скоро станет мамой.
Настя Горбунова – будущий филолог.
Большинство выпускниц (девушкам не больше двадцати пяти лет) уже замужем и стали мамами, все получили образование и квалификацию. Девочки выпускались в разное время, как правило – после замужества, когда воспитатели понимали, что теперь они могут жить самостоятельно. Если вдруг проблемы, неурядицы, беда – двери первого дома все так же открыты, нет первых выпусков и последних, родных девочек и не очень, бывших или настоящих.
«Чем больше будет проходить времени, тем с большей радостью и благодарностью вы будете вспоминать тех, кто заботился о вас, старался сделать вашу жизнь интересной, – отметил духовник детского дома, епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон, – вспомните ваши путешествия, спектакли, конкурсы. Не правда ли, есть что вспомнить? Может, вы были и недовольны чем-то – например, строгостью, соблюдением правил. Но теперь, когда стали взрослыми, вы наверняка понимаете, что если бы вас не научили здесь любить, трудиться, заботиться друг о друге, вы не смогли бы вырасти такими, какими сейчас стали. Мы немного грустим, но и очень радуемся за вас. Вас никогда нельзя было назвать сиротами, сердце каждого взрослого, находящегося здесь, было наполнено вами. Самое главное, чему мы хотели вас научить – вере в Бога, в воссоединение с Ним. Без Христа вы станете настоящими сиротами, как и всякий человек, который не знает Его. Мы рады видеть вас и в радости, и в горе. Вы навсегда останетесь нашими детьми, чтобы ни случилось. Никогда не забывайте, что у вас есть дом, который навсегда останется для вас родным».
Все, чем давно хотелось поделиться, было сказано и услышано. Не было торжественной официальной части, была долгожданная встреча семьи, в которой, наконец, все собрались. Фильм с рассказом о каждой выпускнице, концерт-подарок, вальсы на зеленеющей травой площадке двора – совсем скоро все это тоже останется только в памяти, фрагментами фотографий прошедших дней, перетекающих в годы, которые захочется вернуть.
«Выросли, красивыми стали, – говорит водитель, тот самый дядя Дима, – я дома храню диски с концертами, где они совсем еще малышки». «А я как сейчас помню день, когда меня сюда привели, – делится с подружками выпускница Даша, – мне девять лет было. Когда мне сказали, что везут в детский дом – я в слезы. Представляла себе что-то наподобие тюрьмы, даже еще хуже. В моей фантазии всплывал темный полуразваленный дом с разбитыми окнами, где ничего нет, кроме железных кроватей и заплаканных детей в рваных майках. Первое, что я увидела в окно, когда машина подъезжала – крест и купол. «Ну вот, – подумала я, – меня здесь еще и молиться будут заставлять». В моей семье, где я раньше жила, никто не был верующим. То, что я увидела, конечно, отличалась от моих представлений: светло, уютно, добрые взгляды. Но все-таки, воспитателям пришлось не один год помучиться, чтобы привести меня в чувство. А насчет веры – понравилось именно то, что никто ни к чему не принуждал. Я сама почувствовала в себе веру. Меня любили любую, хотя со мной было сложно».
«А вы будете меня учить?, – когда-то спрашивала семнадцатилетняя перепуганная девочка людей, которые предложили ей поехать в Свято – Димитриевский детский дом. В таком возрасте в детский дом обычно не берут, но Женю взяли, ведь живет на улице. За плечами – три класса начальной школы, с трудом умела читать. В детском доме Женя не получала знания, а глотала их, с удовольствием проводя свободные часы за учебниками. В результате – школу закончила экстерном, затем – институт. Да-да, та самая Женя, инспектор учебной части ПСТГУ…
Есть, о чем вспомнить, особенно тем, кто, держа ребенка за руку, вместе с ним поднимался по небольшому крыльцу и говорил, останавливаясь перед мягким ковром у лестницы: «Это – твой дом». Вечер закончится, выпускницы побегут к мужьям и детям. Впереди – сложности, радости. Какими бы ни были последующие дни, все же будут согревать слова людей, которым ты всегда будешь дорог: «Не забывайте навещать, звонить, писать».