На днях мне случилось посетить самое странное мероприятие на благотворительную тематику, какое я только встречал за свою жизнь. Мероприятие называлось «Презентация социальной сети взаимопомощи «Общее дело»» и оставило исключительно двойственное впечатление. Было откровенно жаль вложенных в это дело кем-то чужих ресурсов, ибо иного приговора, кроме как «не взлетит», я этому начинанию пока что поставить не могу.
Но обо всем по порядку.
Началось все с приглашения, вот такого вот, которое пришло на фондовскую почту и с самого начала вызвало у меня изрядный скепсис. Попыток соединить социальную сеть с благотворительным фондом, свести в рамках специального сервиса просящих и дающих, я встречал уже штук пять или шесть и все они закончились провалом. Во всяком случае, ни о каких их заметных успехах я так и не услышал, за исключением, разве что, сервиса Planeta.ru, которая выехала за счет обращения к классическим принципам краудфандинга и усиленной работе со звездами.
К тому же перечисленные на приглашении направления деятельности откровенно пугали своей разнородностью, а местами были просто непонятны. Как сочетаются в одной деятельности помощь детям-инвалидам и славянская культура? При чем тут (и что вообще такое) ДНК-генеалогия?
Особенно смутило меня, историка по образованию, словосочетание «истинная история» в сочетании со «славянской культурой». Из практики могу сказать, что почти всегда такое сочетание ведет в дебри поисков Гипербореи в Хибинских горах, «доледниковой цивилизации славяно-венедо-русов» и прочему антинаучному творчеству академиков вроде Валерия Чудинова, способному найти «славянские руны» где угодно.
Но, подумал я, что не президенту фонда «Предание», который одновременно благотворительный фонд, краудфандинговая платформа, мультимедиа библиотека, аудиостудия, навигатор по группам чтения Священного Писания и – в прошлом – туристический клуб, упрекать кого-то в разнородности деятельности. И решил заглянуть на сайт obschee.ru, указанный на приглашении.
В результате плохие предчувствия усилились, ибо оказалось, что на сайте «Общего дела» для того, чтобы пожертвовать, надо непременно зарегистрироваться, что противоречит всем известным принципам интернет-фандрайзинга. Сложилось ощущение, что люди, придумавшие этот проект, занимаются самодеятельностью, будучи уверены, что они первые в своем роде, и никто ранее до подобных вещей не додумался, а потому советов у профессионалов решили не спрашивать.
Но, подумал я, возможно, просто еще не все допилено до совершенства на сайте. И, в конце концов, фуршеты я люблю. Собрался и пошел на презентацию.
Мероприятие проходило в здании правительства Москвы и состояло из двух частей – благотворительной и культурно-исторической. В президиуме помимо нескольких неизвестных мне людей находилось трое лиц весьма узнаваемых – председатель московской Думы Олег Платонов, актер Сергей Безруков и писатель Михаил Задорнов.
Сперва была презентована благотворительная часть, и, если вкратце, то эта составляющая проекта реализована не слишком хорошо. А точнее откровенно плохо.
Главным действующим лицом в во всем мероприятии выступил банк с современным названием iMoney (который еще совсем недавно назывался «Алтайэнергобанк»), обычно занятый вопросами автомобильных кредитов. Суть проекта заключается в создании, насколько я понял, социальной сети с функцией краудфандинга, где люди будут не только общаться, но и смогут создавать проекты для сбора средств (подо что адаптирован интерфейс) и тем самым помогать друг другу. Президент банка выступил с приветственным словом, где рассказал о возможности помощи детям и других будущих хороших делах, которые можно будет делать с помощью нового интернет сервиса. Особенно он упирал на прозрачность сервиса, в котором пользователь видит, кому именно он перечислил свои средства, а также возможность выбора среди многих дел – какого-то одного или нескольких.
Непонятно только, что в этом уникального – подобные возможности реализованы на любой краудфандинговой платформе и на доброй половине сайтов благотворительных фондов. Неясно, что тут можно придумать принципиально нового – и полная прозрачность, и возможность выбора получателя платежа реализованы уже давно.
Тем более, что некоторые вопросы с прозрачностью работы «Общего дела» лично мне до сих пор не вполне ясны: ну да, поступления, допустим, отражаются вполне явно. А как отображаются траты? На счет какой именно организации собираются средства и как она ими распоряжается? Какова комиссия, которую взимает технический посредник (если он есть)? Кто всем этим руководит?
Когда я спросил об этом презентующего свое детище председателя совета директоров iMoney банка Сергея Вострикова, он пообещал во время фуршета демонстрацию принципов работы от программистов. В фойе действительно стоял ноутбук с проектором и показывал на стену главную страницу obschee.ru, но к нему так никто и не подошел и презентацию не провел.
И это только начало. Проект работает как краудфандинговая платформа – то есть любой человек может завести свое «дело» и, если оно будет одобрено модераторами, то и собрать средства. Принципы модерации никто не сформулировал, на сайте их тоже нет. Непонятно, куда, собственно, поступают средства после сбора, например, на помощь больному ребенку. Если на личный счет заявителя «дела», то как планируется отслеживать их целевое использование? Как будут выяснять реальность существования того, кто нуждается в помощи? Как планируется проверять просьбы на адекватность, дабы не просить людей спонсировать медицинских посредников и отдых всей семье в далекой стране под видом заботы о больном малыше? Кто будет выступать экспертами по медицинским и социальным проблемам? Как будут проверяться просьбы, и есть ли у авторов «Общего дела» вообще нормальный советник из числа признанных профессионалов социально ориентированных НКО?
Все это так никто толком и не объяснил.
Во время фуршета я поймал некоего человека, которого мне представили «председателем правления», он рассказал, что деньги собираются на специальном счету благотворительной организации, что направления деятельности определяет наблюдательный совет, за которым следит попечительский совет. Именно эти люди решают, кому собирать, а кому нет, и почему. Правда, ни одной фамилии уважаемых участников этих советов он не назвал.
И даже предложил мне направить мою кандидатуру на вакансию в члены наблюдательного совета – дескать, на сайте есть такая возможность. Правда, на сайте я такой возможности не нашел. Но если вдруг представители «Общего Дела» и банка iMoney это прочитают – то я готов. Потому что жалко смотреть, как ресурсы уходят откровенно в никуда.
Также председатель правления пообещал, что вся информация о тратах будет с документами выкладываться на сайте. Как, правда, они будут это делать, переводя средства на личные счета просителей (что также будет практиковаться), я не представляю.
Вообще, сайт также крайне бедно оформлен. В его работе моментально нашлись серьезные технические косяки, а полное отсутствие информации о руководящих органах, уставе, составе попечительского совета и так далее начисто убило желание принимать участие во всем проекте. Обещанные функции социальной сети, то есть возможность общения зарегистрированных пользователей между собой, кстати, тоже пока что отсутствуют.
То ли продукт исключительно сырой (но зачем тогда проводить презентацию?), то ли создатели его что-то очень серьезно недодумали.
Тем более, что я вообще не смог пожертвовать на предлагаемом сайте. Совсем. Даже когда специально для написания этого текста зарегистрировался, оказалось, что это только полдела. Потому что для этого надо было иметь еще одну регистрацию – в системе iClick, попросту говоря, мне потребовалось войти в список клиентов iMoney банка.
Я не знаю, сколько у этого банка клиентов. Возможно, их настолько много, что прочие смертные вообще не интересуют создателей проекта в качестве жертвователей. Потому что даже очень терпеливый и настойчивый человек не станет регистрироваться дважды, причем вносить свой работающий номер телефона в непонятно какую базу, чтобы просто сделать пожертвование. Я хотел дать немного денег фонду «Вера», чей проект на сайте присутствует. И, повторяю, не смог этого сделать.
Тогда я просто пошел на сайт самого фонда «Вера» и сделал пожертвование там. Это заняло у меня ровно 43 секунды времени.
Получается, что банк создал благотворительный проект для клиентов банка и желающих ими стать. Хотя в проспектах обещали миллион пользователей к июлю следующего года. Начинание в целом неплохое, но масштаб мероприятия говорил о куда больших претензиях, чем узкий корпоративный проект. Претензии были озвучены космического масштаба.
Потому что на презентации основное время заняла не благотворительная, а культурно-историческая часть, состоявшая в основном из многословных рассуждений писателя Задорнова об истинной и неистинной истории, о «правде» и «кривде», о том, что «здравствуй» означает «будь с деревом», о доледниковой русской цивилизации в районе Балтики, и многократно о том, что Рюрик не был шведом.
Рюрик для Михаила Задорнова – ключевой персонаж истории – о нем писатель даже снял фильм (который на DVD дарили гостям мероприятия), доказывающий, опять же, чисто русское происхождение первого русского князя, что подтверждается новой наукой ДНК- генеалогией, создатель которой Анатолий Клесов был также приглашен на мероприятие, но не смог прийти. Впрочем, с ДНК-генеалогией тоже не все понятно: сначала было заявлено, что выделенные в ходе исследований в рамках новой научной дисциплины двадцать основных мировых гаплогрупп не имеют отношения к национальности, а после ими же доказывалось нечто о национальной принадлежности Рюрика.
В идеологической области у руководства мероприятия наблюдается единство биологов, гуманитариев и финансистов. Банк непосредственно на презентации вручил гранты двум писателям в области «истинной истории», художественным словом несущим правду о том, что Святослав есть полководец равный Жукову. В целом же научная методология данного направления сводится к жонглированию топонимами, сопоставлению похожих между собой слов как имеющих общее происхождение, и подведению всех рассуждений под единственный тезис – «Русские самые-самые».
Самые древние, самые когда-то цивилизованные, самые лучшие полководцы, создатели алфавита и колеса и так далее. Рассуждения на эту тему, построение планов – как с помощью новой социальной сети взаимопомощи будут собраны деньги на новый фильм, реконструкцию древнерусских песен и игр, издание книг, а также проведение ДНК-исследований и заняло большую часть презентации.
Но фуршет, кстати, был вкусный. Так что не зря сходил.
В общем так. Если создатели данного продукта заинтересованы том, чтобы их социальная сеть стала нормальным благотворительным проектом – пусть обращаются, я смогу объяснить наиболее очевидные проколы в организации процесса. В данном случае наблюдается классический случай, когда ресурсы есть, а умения ими распорядиться нет: можно позвать Сергея Безрукова на презентацию, но если на сайте невозможно даже сделать пожертвование, то непонятно, к чему призывает исполнитель роли Пушкина и Иешуа Га-Норци.
Ну, а вся эта псевдоисторическая клюква может, несомненно, быть интересной зазывалочкой на сайт, способом вербовки сторонников и жертвователей, ибо люди, объединенные общей идеей, тем более столь глобальной, вполне способны к организованной филантропической деятельности. Благо, доказать, что русские еще и самый добрый народ, в данном случае будет возможно не только на материалах летописей и данных ДНК, но и на практике.
Впрочем, одного эффекта создатели проекта «Общее дело» уже добились. Немного подумав, я позвонил знакомому историку и заказал ему подробный разбор фильма Михаила Задорнова «Рюрик. Потерянная быль» с точки зрения строгой научной методологии. Как минимум три лекции по 40 минут или больше. Деньги на это дело я буду собирать в интернете.