О. Николая арестовали в 1939-м. Предложили «сотрудничать». «Я тебя самого загоню на восемь лет в лагерь, если не станешь выявлять антисоветски настроенных лиц!» – орал следователь.
Приближалась Пасха. О. Николай дал подписку о сотрудничестве и обещал прийти в отделение НКВД на третий день после Пасхи. Очень хотелось ему встретить еще одну Пасху на свободе, с самыми близкими. А уж потом…
«Хочу очиститься страданием – я его заслужил»
В назначенное время протодиакон собрал вещи, написал краткое заявление на имя начальника отделения НКВД с отказом от сотрудничества, простился с семьей и пошел в отделение. Отдал начальнику заявление: «Товарищ начальник, я отказываюсь от своей подписки и давал ее лишь потому, чтобы мне была возможность встретить Пасху и проститься с семьей. По моим религиозным убеждениям и по сану я не могу быть предателем даже самого злейшего моего врага…»
Начальник внимательно прочитал заявление и предложил отцу Николаю не спешить с ответом и дал ему время на размышления. Тогда отец Николай обратился к нему с письмом:
«Гражданин начальник! Разрешите мне объясниться с Вами письменно: я говорить много не умею по своей необразованности. Что вы от меня требуете, то я сделать не могу. Это мое последнее и окончательное решение.
Большинство из нас идет на такое дело, чтобы спасти себя, а ближнего своего погубить, – мне же такая жизнь не нужна. Я хочу быть чистым пред Богом и людьми, ибо когда совесть чиста, то человек бывает спокойный, а когда не чиста, то он не может нигде найти себе покоя, а совесть у каждого человека есть, только она грязными делами заглушается, а потому я не могу быть таким, каким Вы бы хотели…
Если я не могу быть агентом по своему убеждению, то это совершенно не доказывает, что я противник власти… Хотя я и семейный человек, но ради того, чтобы быть чистым пред Богом, я оставляю семью ради Него… Разве не трудно мне оставить… семью в восемь человек и ни одного трудоспособного? Но меня подкрепляет и ободряет дух мой Тот, ради Которого я пойду страдать, и я уверен в том, что Он меня до последнего моего вздоха не оставит, если я Ему буду верен, а отчет мы все должны дать, как жили мы на земле…
Вот вы говорите, что мы обманываем народ, одурманиваем и прочие безумные глаголы, – а можете ли вы об этом определенно сказать, когда, может, и церковных книг не брали в руки, и не читали их, и не углублялись в христианскую веру, а судите поверхностно.
Вот уже двадцать три года существует советская власть, и я ничем не проявлял себя враждебным по отношению к ней, налоги выплачивал исправно, дети мои учатся в советской школе, и вся моя вина лишь в том, что, будучи убежденным христианином, я твердо держусь своих убеждений и не хочу входить в сделку со своей совестью. Так я и хочу очиститься страданиями, которые будут от вас возложены на меня, и я их приму с любовью. Потому что я знаю, что заслужил их.
Вы нас считаете врагами, потому что мы веруем в Бога, а мы считаем вас врагами за то, что вы не верите в Бога. Но если рассмотреть глубже и по-христиански, то вы нам не враги, а спасители наши – вы загоняете нас в Царство Небесное, а мы того понять не хотим,
мы, как упорные быки, увильнуть хотим от страданий: ведь Бог же дал нам такую власть, чтобы она очищала нас, ведь мы, как говорится, заелись…
Разве так Христос заповедовал нам жить? – да нет, и сто раз нет, и поэтому нужно стегать нас, чтобы мы опомнились. Если мы сами не можем… то Бог так устроил, что вы насильно нас тащите в Царство славы, и поэтому нужно вас только благодарить».
Отец и сын
Отец будущего священномученика Николая Тохтуева был волостным старшиной, членом Государственной Думы от своего уезда в Пермском крае, руководил строительством народных школ, больниц и библиотек.
Во время Гражданской войны в 1918 году 15-летний Николай вместе с отцом пытался уйти с отступающими войсками белых вглубь Сибири. Уже доехали до Большого Сибирского тракта, а там увидели десятки тысяч людей, пытавшихся бежать от Советов. Люди были напуганы, дезориентированы, голодны, возникали ссоры, воровство. Отец предложил сыну задержаться, помочь в организации порядка, ночлега и питания. Да так и остались оба под красными.
Закончив Пермское училище псаломщиков, в 1922 году Николай женился и служил диаконом в Свято-Троицкой Церкви села Ашапа. Через три года архиепископ Кунгурский Аркадий (Ершов) заметил, что у сельского диакона на редкость красивый, мощный бас. И поставил его протодиаконом Успенского кафедрального собора города Кунгура.
В 1931 году сельский подросток заявил об о. Николае, что тот «плохо говорит о советской власти». Дьякона вызвали в ОГПУ и предложили написать записку о том, что он будет секретным осведомителем об антисоветских высказываниях церковнослужителей, с которыми общается. Чтобы избежать ареста, протодиакон Николай оставил записку со своим согласием, но доносить ни о ком не стал. Это не понравилось.
В 1933 году отец Николай был арестован, группу из 27 человек, в которую входили служители Церкви и миряне, обвиняли в ведении антисоветской деятельности. Протодиакон Николай попал в подвальную камеру, рассчитанную на 10 человек, в которой сидело 50. Сырость, духота, табачный дым, отсутствие вентиляционных отверстий.
По очереди измученные нехваткой воздуха заключенные пытались прильнуть к отверстию дверного волчка, но вместо глотка свежего воздуха они получали порцию зловоний, исходящих из уборной напротив. Многие умерли в первые же сутки ареста. Отец Николай продержался семь месяцев.
Который из двух исполнил волю Отца?
Протодиакон категорически отверг выдвинутые против него обвинения. Следователь напомнил, что отец Николай дал подписку о сотрудничестве с ОГПУ. Отец Николай заявил, что подписку он дал, но сотрудничать не стал и не станет. Тогда его приговорили к трем годам ссылки на Урал, но в тюрьме он переболел тифом, который дал осложнения. А после выздоровления о. Николай смог вместо ссылки поехать в Москву.
А тут опять эта напасть с «предложением» – настоятель Наро-Фоминского храма, где стал служить отец Николай, оказался секретным осведомителем ОГПУ и начал требовать, чтобы отец Николай оклеветал одного из священнослужителей. В противном случае обещал посадить его самого. Клеветать о. Николай отказался и стал искать новое место служения. Его настоятель был благочинным – главным священником во всей округе. Уйти от его «благочиния» удалось в храме поселка Болшево, где о. Николай прослужил до нового ареста в 1939 году.
… Прочитав письмо о. Николая, оставленное «гражданину начальнику», тот предъявил ему обвинение во враждебной настроенности к советской власти. На допросе во внутренней тюрьме НКВД на Малой Лубянке, чтобы избавить друзей от подозрений, отец Николай сказал, что у него близких знакомых нет, а со священниками болшевской церкви он общался только по богослужебным вопросам.
2 сентября 1940 года отец Николай был приговорен к восьми годам ссылки в исправительно-трудовом лагере в Севжелдорлаге (Коми). Но, как и многие заключенные, он умер от истощения и болезней 17 мая 1943 года и был погребен в безвестной общей могиле.
При подготовке статьи были использованы материалы книги:
Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Май. Тверь. 2007. С. 33–51.