Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Не разрисовать ли нам ВДНХ? Особые люди и их неправильное солнце

«А теперь обнимемся, и каждый загадает желание! И надо подпрыгнуть! Все сбудется — раз, два, три!» Так началось открытие магазина особого искусства «Наивно? Очень» в московском квартале Artplay

Тима Штроман. На стене за ним – его картины

Впрочем, прежде, чем воспарить над Artplay-ем в стремлении к самым фантастическим мечтам, гостям нового магазина-галереи предлагалось принять участие в мозговом штурме, полюбоваться на кружки, тарелки, футболки, подушки с принтами особых художников, пообщаться с некоторыми из этих необычных мастеров, послушать французские мелодии и угоститься конфетами.

Социально и очень тепло

Магазин «Наивно? Очень» — первый для одноименного проекта, который существует уже пять лет. Его запустили актриса Нелли Уварова вместе с Еленой Вахрушевой — в стремлении создать пространство для социализации людей, которые не вписываются в обычный мир, — людей с психо-неврологическими нарушениями.

Сначала были созданы «Особые мастерские» при московском технологическом колледже № 21, где взрослые дети получают творческие профессии, связанные с керамикой, столярным мастерством, полиграфией, текстилем, разведением цветов. Они создают простые вещи, с которыми не хочется расставаться ни на миг, потому что они помогают избавиться от удушающей сложности этого мира.

Проект «Наивно? Очень» можно назвать делом социального предпринимательства. Он не только дает возможность особым художникам встретить ценителей своего творчества, но еще помогает и существовать материально: изделия с принтами мастеров продаются — и теперь не только в интернете.

— Мы очень давно мечтали о магазине, — рассказывает Елена Вахрушева, прислонясь к стене соседнего с «Наивно? Очень» помещения (усталость и волнение дают о себе знать), — но у нас долго ничего не получалось. Мы не можем арендовать помещение в проходном месте — вряд ли кто-то обратит на нас внимание. Нужна была особенная атмосфера. И вот — мы ее нашли здесь, в Artplay.

Елена объясняет, что важнее всего для магазина — затронуть человеческую душу. И приводит пример: «Пока мы расписывали стены, многие подходили и фотографировались на фоне росписи. Поэтому место примечательное — в Atrplay же люди идут не за предметами первой необходимости, а чтобы что-то унести в душе».

Магазин «Наивно? Очень» обеспечивает всех гостей таким запасом тепла, что хватает надолго.

 

Об искусстве в чистом виде

Пока гости собираются, я знакомлюсь с Галиной Штроман. Она — мама 16-летнего художника Тимура Штромана. Вот и он неподалеку, рассматривает травинку, любуется на световой блик, подходит пожать руку и снова удаляется по своим делам.

Галина рассказывает о Тиме, а еще о том, что особых художников не интересует ничье мнение — их талант не зависит от славы и денег. Но как у всякого настоящего художника, у него бывают огорчения из-за того, что что-то не удается так, как он хотел бы.

Тимур Штроман начал рисовать еще в детстве.

— Воспитательница в детском саду ко мне подошла и показала его рисунки: они уже тогда отличались, — рассказывает Галина. — Все было другое, изображалось, например, не в том цвете. Помню, как ко мне бежали навстречу дети и кричали: «А Тима неправильное солнце нарисовал!».

С детства творит и <b>Роман Горшенин</b>, который с радостью соглашается поговорить. Роман стал известен после спектакля «Загадочное ночное убийство собаки», который шел в театре «Современник», — он нарисовал афишу и декорации для него. Его авторству принадлежит и фасадная роспись магазина.

— Я вместе с Таней расписывал. Я начал дома расписывать, потом и шар, человека курящего. Потом телевидение приезжало — им я показал, как звезды расписывать. Потом написал текст Хармса. С другой стороны тоже мои рисунки со зверями с человеческим лицом. Сова, рыба, улитка, заяц, гусеница, утка.

Спрашиваю у Романа, почему у зверей человеческие лица (и глаза необыкновенные).

— Мастер Таня посоветовала.

О Тане, художнице Татьяне Чемодановой, которая работает с особыми людьми, рассказывала мне и Галина Штроман. Иду на поиски. Пока ищу, вспоминаю слова Галины о том, каким образом та помогает ребятам: «Она не ведет их, она с ними советуется. Когда Тима пишет какую-то картину, она подходит и предлагает что-то изменить. Но сын волен отказаться… Таких педагогов по пальцам пересчитать можно — тех, кто умеет работать с нашими детьми. Таня им доверяет. Она считает, что то, что они делают, — это искусство в чистом виде».

Нахожу Татьяну в подсобке — она развешивает футболки на плечики: идут последние приготовления к открытию.

— С особыми людьми я работаю давно, это не утомляет, мы с ними на одной волне, — отвечая на мой вопрос, говорит Таня. И тут же продолжает: — Если бы в мире было больше особых людей, мир был бы лучше. Иногда у нас бывают коммерческие заказы, мы устраиваем конкурс среди художников. Ребята рисуют, а заказчик потом выбирает кого-то одного. Но все так радуются за товарища!

Таня рассказывает о Роме Горшенине: «Мы с ним — коллеги. Он был моим учеником несколько лет, а теперь он мой полноправный партнер… Особые люди — это абсолютно мой мир. Я так давно с ними рядом, что я не могу смотреть со стороны. И не вижу никаких особенностей».

Когда Татьяна Чемоданова произносит эти слова, я понимаю, что значит — «чистое искусство».

 

Семейный праздник, или Марафон безумных идей

Открытие «Наивно? Очень» было похоже на что угодно, но только не на некую «официальную часть», обещанную до этого организаторами. По небольшой площадке перед магазином бегали дети, которых никто не заставлял смирно сидеть на скамейках или в колясках, по насыпи где-то на уровне третьего этажа время от времени проезжали поезда, а Нелли Уварова совершенно неформально рассказывала о проекте.

— Мне хотелось бы представить всех наших ребят, без которых открытие магазина было бы невозможным. Роман, Тимур, идите сюда! Маша, а ты?

— Маша, подходи! — кричит Рома.

— Я стесняюсь! — отвечает Маша.

— Ну, Маша, подходи! — настаивает Рома.

В конце-концов, Маша выходит вперед. Нелли объясняет:

— Маша — наша большая любовь, дочь моей подруги. Благодаря ей в мою жизнь вошли особые люди, с которыми я вас всех хочу познакомить. Они дарят совершенно сумасшедшую радость.

Про радость Нелли не преувеличивает нисколько. Пока она говорит, я разглядываю сквозь стекла магазина картины Тимы Штромана. Глаза от них можно оторвать только для того, чтобы посмотреть на самого Тиму, который, набравшись смелости, благодарит всех-всех.

Татьяна Чемоданова, Елена Вахрушева, сотрудница магазина Настя Лаврентьева, Нелли Уварова, ребята-художники стоят небольшим полукругом у входа в магазин. Рома произносит: «Почти вся семья здесь!». Так и есть: «Наивно? Очень» — это уже семья.

— Когда мы придумали название проекта, мы решили отчаянно, смело мечтать, — продолжает Нелли. — Мечтать о том, что может происходит в нашей жизни, как будет развиваться проект. Мы мечтали о мастерской, мечтали о магазине – мечты сбылись. Теперь мы мечтаем, чтобы наши художники расписали вагон метро, поезд «Москва-Владивосток», самолет, корабль, дом. Почему-то мне кажется, что это случится…

Нелли Уварова предложила всем присутствующим придумать идею для приложения сил художников проекта «Наивно? Очень». За особенно жизнеутверждающий креатив давали подарки. И вот что получилось в итоге.

Было предложено разрисовать:

– Кремль и стену вокруг него, ведь она длинная;

– мавзолей, а то очень скучно;

– стены в библиотеках, детских садах, поликлиниках;

– каждый мячик для чемпионата мира по футболу-2017;

– мебель, автомобили, канализационные люки, фонарные столбы.

Рома Горшенин предложил разрисовать ВДНХ. И эта идея была встречена с большим воодушевлением — подумаешь, сейчас это всего лишь парк, а станет в миллион раз привлекательнее для москвичей и гостей столицы всех возрастов.

Кто-то предложил объявить следующий год годом наивного искусства, анимировать картины художников для заставки какого-нибудь телеканала, кто-то придумал флешмоб с применением спутниковой фотосъемки, кто-то получил приз за идею оформить под «Наивно? Очень» паралимпийское движение. Идей было столько, что их поток больше всего напоминал марафон. И, кстати, все идеи, даже самые безумные, принимаются до сих пор.

«Все идеи осуществимы!» — обнадежила всех Нелли Уварова.

А потом предложила обняться. И крепко-крепко пожелать исполнения загаданных желаний. Все гости без всякого лишнего стеснения крепко взялись за руки, зажмурились, подпрыгнули…  дружно оторвались от земли и полетели к неправильному солнцу.

В ожидании открытия
Освобождается стол для праздничного угощения
Тима Штроман наблюдает за миром из-за стекла магазина
Нелли Уварова рассказывает о Маше, которая рядом, и об особых людях
Раз-два-три! Полетели!
На открытии магазина «Наивно? Очень» каждый гость чувствовал себя нужным и важным
Встреча со старыми друзьями – это тоже открытие
Художники Татьяна Чемоданова и Роман Горшенин
У стены с магнитами. Оторваться невозможно

«Посмотри, может, тебе майка будет впору? И зебра на ней очень милая»

Магазин «Наивно? Очень» небольшой, но наполнен до краев. И очень напоминает арт-галерею.
Пока кто-то открывает магазин, я помечтаю
Кофе, чай и молоко будут всегда вкусными – это точно
Галина Штроман с сыном Тимуром, Тимой
Тима Штроман
Нелли Уварова с дочкой

Магазин «Наивно? Очень»

Футболку с принтами особых художников хочется каждому
Магазин открыт!

Магазин аходится на территории Центра Дизайна «ARTPLAY», ул. Нижняя Сыромятническая, дом 10, стр.7 Время работы ежедневно с 11-00 до 22-00

 

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?