Всем знакома картина: в вагон метро входит смуглая женщина с тихим ребенком на руках и говорит дребезжащим голосом об украденном кошельке, сгоревшем доме, неотложной операции. Многие граждане сочувственно откликаются, некоторые подчеркнуто выражают недоверие. Сейчас уже не секрет, что в метро не все нищие – настоящие. По одной из версий, просящие милостыню женщины с детьми — часто это цыганки или молдаванки — работают на определенную группу лиц. Чаще всего детей они берут «в аренду», крадут, либо подбирают брошенных.
В рамках общественного благотворительного проекта «Территория детства» действует группа добровольцев, которые решили защитить сирот от этой «мафии нищих». Для начала они решили провести расследование. Добровольцы во главе с Татьяной Кузнецовой, руководителем «Территории детства», пытались подойти к женщинам-попрошайкам с детьми и предложить свою помощь, работу, продукты, однако «мамы» берут только деньгами. В ответ на вопросы о документах, подтверждающих родительский статус, женщины мнутся, сердятся и, пользуясь первой возможность, исчезают.
Малыш такой «мамы», как правило, отличается подозрительным спокойствием, что очень сложно в метро для здоровых детей после 2-х месяцев, когда они начинают живо реагировать на звуковые раздражители. При попытке разбудить ребёнка ничего не удаётся, в лучшем случае он вяло шевелится, координация движений нарушена. Даже если ребёнок не спит, то не интересуется окружающими предметами, безучастен, ослаблен, пассивно сидит или лежит на руках, не играет. Может сильно плакать (от голода, боли), но и это бывает редко. При осмотре часто обнаруживаются признаки дистрофии или рахита. Такое вынужденно подавленное состояние младенцев в то время, когда им необходимы двигательная активность, резко тормозит их умственное и физическое развитие. Дети-груднички часто могут умереть от отравления и передозировок снотворными или алкогольсодержащими препаратами прямо на руках у «мамы», которая обязана достоять или доходить свое время, потому что если она не «додежурит» — будет платить штраф. Или ее изобьют. Живут женщины по многу человек в одной квартире (вместе с детьми), которые им снимают хозяева.
В Уголовном кодексе РФ содержится статья 151, согласно которой вовлечение несовершеннолетних в попрошайничество является уголовно наказуемым деянием, однако, по словам Татьяны Кузнецовой (юриста по образованию, она закончила Академию МВД), в последнее время по ней не было ни одного разбирательства. Кроме того, по ней можно привлечь только за вовлечение в попрошайничество относительно взрослого ребенка, способного руководить своими действиями – а никак не грудничка. Несколько лет назад в метро было подразделение по борьбе с попрошайничеством, сейчас оно, по неизвестным причинам, прекратило свое существование. По словам одного из сотрудников Московского уголовного розыска, были собраны материалы, но почему-то не только до суда не дошли, но даже в процессе следствия «растворились».
На уровне общественной и личной инициативы можно подойти и предложить свою помощь, но попросить предъявить документы, чтобы удостовериться, например, что это действительно ребенок женщины, которая просит милостыню, человек, не уполномоченный соответствующими органами, не имеет права. Кроме того, вписать в паспорт себе еще пару-тройку детей, как говорят, не составляет особого труда, а поддельность документов можно установить только в ходе открытого уголовного дела.
В неофициальных беседах некоторые рядовые сотрудники милиции говорят о том, все это – «абсолютная правда, но что мы можем?!», а нерядовые — «абсолютная правда, но нет команды сверху этим заниматься». Есть и другая банальная проблема — некоторые сотрудники метро сами являются участниками «бизнеса нищих»: «Ну конечно им отстегивают. В программе «Принцип домино» на эту тему участвовал мальчик, который сейчас в приюте, его также таскали, сейчас ему лет 9 уже, и он рассказал, что дядя милиционер подзывал и брал. На таком низовом уровне 100 процентов проплачено этим постовым, сотрудникам метро. А насчет верхушки – не знаю. Мне кажется, что рыба все-таки гниет с головы», — считает Татьяна.
Татьяна Кузнецова совместно с Алексеем Рудовым – автором проекта «К новой семье» (Фонд НОБФ «Приют детства») недавно обратились в Госдуму с предложением о внесении поправок в статью 151 УК РФ. Ответа пока не последовало. Начальнику Московского метрополитена г-ну Гаеву направлено письмо с обращением его внимания на эту проблему и предложениями транслировать за счет Проекта социальную рекламу, с разъяснениями: кто и для чего просит денег и какие процессы этим спонсируются.
По мнению Татьяны, «добрые граждане» не ведают, что творят, способствуя процветанию и укреплению могучего бизнеса нищих: «Посмотрите, сколько подают. Ведь Москва богатый город. Хотя подают не самые богатые. Я сама раньше подавала. Знаете, я продолжаю подавать бабушкам, инвалидам, все равно их бесконечно жаль. Но я знаю, что на нужды ребенка ничего из тех денег, которые я подам его «маме», не пойдет. Ну, вот мальчик рассказывал: кинет там такая «мама» кусочек хлеба, колбаски. Нет там нормального ни ухода, ни питания, ничего. Поэтому мы кормим дядей гнусных, которые истязают детей. Такая вот ситуация».
Те, кому стали известны конкретные факты эксплуатации детей нищими, могут позвонить по следующим телефонам:
Управление милиции по делам несовершеннолетних: 200-99-77, 200-86-28
Правительство Москвы (по вопросам противоправных действий сотрудников милиции при исполнении служебных обязанностей): 777-11-47
Главное управление собственной безопасности МВД: 239-07-30.
Сайт Милосердие.ru также осуществляет сбор информации на эту тему. Вы можете оставлять ее в качестве отзыва под этим материалом или высылать на наш почтовый ящик.
Желающих побеседовать и задать вопросы Т.Кузнецовой мы приглашаем на Круглый стол УСЫНОВЛЕНИЕ: ДЕЛО ДЛЯ ВСЕХ?, где ожидается ее выступление.