Не по Макаренко

Женя, скорее всего, не сможет жить самостоятельно. Артель – это место, где он будет жить постоянно. Он будет работать на огороде, заниматься хозяйством и домом. Сейчас ему только 16 и он еще числится в интернате. В Артель его берут на время для подготовки к будущему образу жизни. Как показала практика, это необходимо, потому что многие выпускники, расслабленные интернатовскими порядками, где за тобой убирают, готовят и т.д., не в состоянии приспособиться к новому образу жизни

Уже около года я езжу в «Артель», дом выпускников Бельско-Устьенского интерната для умственно отсталых детей в Псковской области.



Как правило, в силу разных причин в интернаты для УО попадает определенный процент более-менее нормальных детей. Особенно часто это случалось в девяностые годы, когда вторую группу инвалидности (умственная отсталость) могли влепить за плохое поведение, нежелание учится, регулярные побеги из обычных детдомов и тому подобных шалостей. Если бы эти дети росли в семье, они, скорее всего, были бы обычными людьми. Конечно, они вряд ли стали бы академиками, но и необходимости кормить их психотропными препаратами не возникло бы. Однако, выход из такого детдома после 18-ти лет (если нет родителей или родственников) для всех один – психоневрологический интернат.


Вот в такой компании:


Надо ли говорить, что происходит потом? Те, кто более адаптивен к этой системе бьют и отбирают деньги у тех, кому постоять за себя сложнее. Летом они сбегают на волю, едут в города, бродяжничают, грабят и т.д.

Артель была создана в прошлом году, как альтернатива существующему порядку. Это молодой проект, реализованный волонтерами псковского благотворительного фонда «Росток» и руководством Бельско-Устьенского интерната (Татьяна Николаевна Капустина, глава «Ростка», много лет работает в интернате заведующей) для того, чтобы некоторые воспитанники могли жить и работать в нормальных условиях, а наиболее сохранные дети – устроится в дальнейшем самостоятельно. Такие, как, например, Володя:


Володя попал в интернат из обычного детдома, откуда он постоянно сбегал и его постоянно искали. В какой-то момент директору это надоело, и его отправили в психиатрическую лечебницу. Там Володе поставили диагноз «умственная отсталость» и отправили в Бельско-Устьенский интернат. В детском доме, разумеется, быстро разобрались в его умственных способностях, и он стал одним из первых претендентов на «Артель».


Сейчас ему 19, он работает на пилораме, доучивается в обычной школе и, если сдаст экзамены и получит аттестат, пойдет учиться на механика.

Совсем другая ситуация, например, с Женей:



Он, скорее всего, не сможет жить самостоятельно. Артель – это место, где он будет жить постоянно. Он будет работать на огороде, заниматься хозяйством и домом. Сейчас ему только 16 и он еще числится в интернате. В Артель его берут на время для подготовки к будущему образу жизни. Как показала практика, это необходимо, потому что многие выпускники, расслабленные интернатовскими порядками (где за тобой убирают, готовят и т.д.), не в состоянии приспособиться к новому образу жизни (где все это надо делать самостоятельно и работать).

Таким примером был Миша:


Он жил в «Артели» полгода. Хороший парень. Вся беда в том, что он не хотел работать, а это – основное условие не только для проживания в семейном доме, но существования в этом мире вообще. Спустя шесть месяцев он написал заявление на его отчисление в ПНИ и уехал.


Недавно я звонил ему – он не жалеет. Его уже выпускают на улицу и разрешают снимать деньги с книжки (как инвалиду, ему идет пенсия).

Всей этой разношерстой компанией руководит воспитатель Галина Анатольевна.



Галина Анатольевна – сотрудник «Ростка» и это ее основная работа. Она постоянно проживает в Артели и день за днем «борется» с подопечными. Макаренко тут не работает. Марат может полтора часа мыть три тарелки, мечтая о встрече с Путиным, Игорь на весь день засесть у телевизора, а Володя умотать на велосипеде к деревенским в свое дежурство.


К каждому нужен подход, каждому надо свое внимание и контроль над ситуацией в целом. Кроме этого Галина Анатольевна ведет церковную воскресную школу в деревне.Надо ли говорить, что в этой деревне, как в принципе и во всех остальных деревнях нашей родины – разруха, пьянство и т.д. Чтобы проводить занятия нужны какие-то средства, а там их достать нереально. Галина Анатолиевна написала письмо и просила чтобы я разместил его где-нибудь в интернете. Его текст привожу ниже.

Братья и сестры!
В далекой деревне Бельское Устье на Псковщине есть храм иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша». Наш храм является приписным, службы в нем проводятся периодически. Мы не имеем постоянного священника настоятеля и не можем полноценно содержать церковь, оплачивать расходы.
В деревне живут дети. Это сельские ребятишки и их сверстники – сироты инвалиды из детского дома интерната, находящегося в Бельском Устье. Усилиями священника отца Сергия, настоятеля Никольского храма из города Порхов, и прихожан мы открыли воскресную школу. Наши дети посещают богослужения, изучают Закон Божий, историю прихода и края богатого традициями, готовят спектакли и выступления к православным праздникам. Помещение церкви и воскресной школы расположены в здании бывшей церковно-приходской школы, построенной в начале двадцатого века владельцами здешних дворянских усадеб Новосильцевыми и Гагариными для крестьянских детей. В начале двадцать первого века мы не в состоянии приобрести дрова, элементарную мебель, канцелярские товары для наших детей, которые изолированы от цивилизованного мира и лишены библиотек, кружков, спортивных секций и т.д. Многие наших детей живут в неблагополучных семьях. Поэтому воскресная школа является здесь духовным и творческим центром. Образовательная школа расположена в шести километрах от деревни и каждый день школьники преодолевают это расстояние пешком. А для больных детей из интерната храм и занятия в воскресной школе, посещение служб и общение со священником – единственная возможность приобщиться к вере, к духовным ценностям русской православной церкви и ее таинствам.
Для подготовки и проведения праздничного мероприятия – Рождественской елки – с Божьей помощью мы собрали 4 тысячи рублей, чтобы приобрести материалы – бумагу и краски, подарки, заплатить за работу истопнику. Подготовка к празднику требует ежедневных занятий. Здание необходимо топить дважды в день. Дети поставили театрализованное музыкальное представление и кукольный спектакль. Декорации, костюмы, игрушки и кукол сделали своими руками. Музыкальную аппаратуру заимствовали у детского дома. В Рождество мы выступали перед прихожанами и в интернате.
Мы стараемся учить детей добру, милосердию и любви. Но мы нуждаемся в помощи. Надеемся, кто-то откликнется на нашу просьбу и поможет с приобретением методических материалов, канцелярских принадлежностей или поможет деньгами.
Сто лет назад Бельское Устье было селом, так как в нем действовал храм Вознесения Господня – самый большой на псковской земле. Его закрыли о оставили на разорение и поругание местные власти в 60-е годы прошлого столетия. Мы молим Господа о восстановлении нашего исторического приходского храма и просим вас, православные, помочь нашим детям.
Спаси вас Господи!
Совет прихода Храма иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша».
Староста прихода – Надежда Немкова
Руководитель воскресной школы иерей отец Сергий.
Учитель воскресной школы и воспитатель артели выпускников детского дома интерната Галина Васильева
Писать можно по адресу: 182632, Псковская область, Порховский район, деревня Бельское Устье, Артель, Галине Анатольевне Васильевой.
тел. 8-81134-74459

Мне кажется, в Москве есть воскресные школы, у которых дела идут нормально. Может быть наладить какой-то контакт? Типа шефства. Чтоб они помогали с материалами и т.д. Ну и деньгами. В принципе, основное, что хотела бы Галина Анатольевна, чтоб на великие праздники, такие как Рождество и Пасха было немного денег подготовить выступления или съездить на экскурсию в Псков. Если что, вы можете позвонить ей напрямую и все обсудить.


Артель – это хорошая инициатива хороших людей. Ее развитие, как и многое другое зависит от денег. Володя не учился бы в школе, если бы мы не собрали средства на репетиторов и его доставку из глухой деревни в город три раза в неделю. Зависит это также и от воспитателя, потому что неизвестно как продвигались бы академические успехи этого ученика, если бы Г.A. регулярно не устраивала нагоняй за невыученные уроки. Но если за Галиной Анатольевной не заржавеет провести необходимые педагогические процедуры, то поиск денег занимает гораздо больше сил и времени. Надо ставить новый сарай под дрова, собственно, покупать эти дрова и уголь, ставить теплицы, ограду на огород и т.д.


Народ у нас очень странный: он охотно заваливает детские дома игрушками, купившись на смазливые мордашки из младших групп,..


…но думать о дальнейшей судьбе их обладателей ему что-то мешает.


Если кто-нибудь хотел бы как-то поучаствовать в этом деле, напишите на почту rostok-bu@yandex.ru
Все происходящее предельно прозрачно, любой, кто что-то пожертвует, может в любой момент приехать и посмотреть, что это было не зря.

РЕКВИЗИТЫ:
Псковская региональная общественная благотворительная организация
Росток ПРОБО «Росток», 182620 Псковская обл., г.Порхов, пер. Западный,6
рег. номер (ОГРН) 1056000900064
ИНН 6017009789
КПП 601701001
ОКПО 02810364 в Псковском ОСБ № 8630 г. Порхов, р/с 40703810451150100097
к/с 30101810300000000602
БИК 045805602
В счете указать: На проект «Артель – семейный дом».

Текст и фото – Дмитрия НАХИМОВА


Внимание! Комиссия по церковной социальной деятельности не собирает средства на этот проект. Чтобы помочь «Артели», переводите их на указанные реквизиты или связывайтесь по указанным контактам.

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version