С Кристиной Велигош мы познакомились в 2019 году – в интервью «Милосердию.ru» многодетная мама из Брянска рассказала, как потеряла новорожденную дочь из-за тяжелой врожденной патологии, а затем стала мамой особой девочки Ксюши с диагнозом spina bifida.
«Моя дочь стала моей молитвой», – говорила тогда Кристина. Не жаловалась и не задавалась вопросом «за что?». Они с Михаилом, родители четырех детей, производили впечатление абсолютно счастливых людей: «Просто Господь так ведет нас ко спасению. Для нашей семьи, наверное, необходим именно такой путь».
Спустя два с половиной года семейные обстоятельства Кристины сильно изменились: осенью 2021 года дьякон Михаил Велигош попал в аварию и впал в кому. Когда врачи не давали мужу никаких положительных прогнозов, Кристина узнала, что беременна.
Муж попал в аварию во время разговора по телефону
15 сентября Кристина и Михаил планировали свидание в кино – ведь и мужу с женой порой надо побыть наедине, чтобы никто, даже любимые дети, им не помешали. Он с утра отправился на литургию, Кристина ждала в гостях у подруги. Созвонились, Миша сказал, что освободился и уже едет, и внезапно послышался отдаленный шум, гул, связь прервалась. «Я тогда не придала значения, подумала, может быть, телефон разрядился или какой-то сбой. Не слышала ничего подозрительного – ни крика, ни звуков удара», – говорит Кристина.
Уже потом она поняла, что невольно стала свидетельницей аварии, в которую муж попал во время их разговора.
О том, что с мужем случилось неладное, Кристина узнала ближе к вечеру того же дня. Что поход в кино не состоится, не переживала: в семье часто случалось, что планы менялись и Михаил не успевал предупредить жену. А вот когда друг семьи вдруг позвонил и спросил: «Матушка, а почему по всем храмам нашей епархии поступило распоряжение молиться о здравии дьякона Михаила?» – напряглась.
Оказалось, что муж Кристины в больнице, в тяжелом состоянии. «Закрытая черепно-мозговая травма, отек мозга, перелом шейных позвонков, пациент в коме», – сухо сообщили врачи. Позднее Михаила признали виновником ДТП, но это, говорит Кристина, для нее было совершенно не важно. Она бросилась спасать мужа.
«Помню, встала перед иконой Спасителя и сказала: „Не отдам его! Как я без него буду? Я не отдам Тебе его и все!« Такое было живое дерзкое общение с Господом, но, мне кажется, оно Ему нравилось, потому что я была настоящая.
А еще я обращалась к нашей дочери, Василисе, которая ушла из жизни в 2018 году. Я говорила ей: „Пожалуйста, молись за папу. Нам папа очень нужен сейчас«. Это была живая вера, живое общение, я, может быть, никогда так не молилась и не буду молиться больше», – рассказывает Кристина. После этого в их с Михаилом жизни стали происходить несомненные чудеса.
«Ксюша кричала, как будто папу вытаскивала с того света»
Кристина Велигош написала о происшедшем на своей страничке в социальной сети. Блог об особом материнстве молодая мама стала вести во время беременности Ксюшей, постепенно вокруг нее собрались подписчики, которые помогали в трудную минуту, а также мамы детей с диагнозом spina bifida. Кристина ни о чем не просила свою группу поддержки, только умоляла: молитесь за моего мужа!
За сутки информация разошлась по другим православным блогам и приходским чатам, ее перепостили священники, топовые блогеры. «Я понимаю, конечно, что не все тут же бросали свои дела, брали акафист и вставали на молитву, но даже простое „Господи, помилуй«, когда люди читали новости о том, что произошло с Мишей, дорого для нас стоило», – с благодарностью вспоминает Кристина.
Вскоре ей написала подписчица Ольга: «Чем я могу помочь?». «Умоляю, спаси моего мужа!» – ответила Кристина. Она вспоминает, что Ольга и ее муж Алексей и раньше помогали их семье, оплачивали некоторые нужды младшей Ксюши и говорили, что таким образом отдают свой вариант десятины. В случае с Михаилом этим благотворителям удалось совершить невозможное: на специально оплаченном вертолете Михаила Велигош из Брянска доставили в Москву, в НИИ скорой помощи им. Склифосовского.
В пути пациент пережил две остановки сердца, но в итоге благополучно прибыл к лучшим специалистам, которые работают с жертвами самых тяжелых ДТП. Кадрами его транспортировки, больше похожими на фильм в стиле экшн, Кристина Велигош поделилась в своем блоге. «Не знаю, как объяснить то, что я тогда чувствовала, но я ни на секунду не сомневалась, что мы его вытащим, – говорит она. – Я просто об этом подумала, и мне Господь прислал нужных людей в нужное время».
Даже для повидавших многое врачей реанимации Склифа пациент был тяжелым. Они объяснили Кристине, что в перспективе, если Михаил выйдет из комы, он может навсегда остаться в вегетативном состоянии.
Когда у Кристины не оставалось сил даже молиться, эстафету перенимала маленькая Ксюша, которая поехала в Москву вместе с мамой, пока старшие дети остались в родном Брянске. «Ксюша очень звала тогда папу. Кричала, как будто вытаскивала его с того света. Я помню, смотрела на нее, плакала и думала, что ребенок сейчас сам за меня все делает», – вспоминает Кристина.
В один из дней, каждый из которых пока что не приносил хороших новостей, она вдруг поняла, что за хлопотами и переживаниями не заметила задержки. Списала на нервы и стресс, но тест на беременность показал, что малышу, который был зачат до аварии, уже три недели.
«Сначала немного испугалась, ведь до этого у меня были две очень тяжелые беременности. Но потом меня благословила моя мама, очень успокоила и поддержала, – улыбается сейчас Кристина. – Я почему-то была уверена, что раз появился этот ребенок, значит, он нам дан на радость и утешение».
«Когда я сказала, что беременна, у него как будто дыхание перехватило»
Пока Михаил был в коме, к нему в реанимацию не пускали: осенью 2021 года в Москве действовали строгие ковидные ограничения. По совету врачей Кристина записывала для мужа голосовые сообщения. Доктора говорили, что, когда больной слышал голос любимой жены, его пульс учащался.
Сработал ли этот способ, первоклассное лечение или что-то другое, но через три недели, перенеся пневмонию и операцию по поводу тромбоза, Михаил Велигош вышел из комы. В этот день Кристина молилась о его здоровье у могилы святой Матроны Московской на Даниловском кладбище.
«О своей беременности я говорила Мише и в тех голосовых посланиях, и потом, когда он уже очнулся – доктор давал нам возможность общаться по видеосвязи. Муж тогда еще не мог говорить из-за трахеостомы, но показывал свою реакцию глазами – то хмурился, то смотрел внимательно. Когда я сказала, что беременна, у него как будто дыхание на секунду перехватило», – рассказывает Кристина.
О состоянии мужа после того, как вышел из комы, она рассказывает без прикрас: он не ходил, не говорил, не мог себя обслуживать, не помнил многого – например того, что был дьяконом, но узнавал близких, не забыл имена детей, их дни рождения и слова молитв.
Сразу было понятно, что Михаилу потребуется долгая и качественная реабилитация. Кристина называет ее «возвращением папы и мужа» – в том смысле, что после аварии ее супруг стал другим человеком, и ему предстоит вернуть не только утраченные навыки, но и восстановить собственную личность. Она так и пишет в своем блоге: «Возвращайся поскорее» и публикует их совместные снимки из прошлой жизни. Михаил возвращается, и восстановление идет хорошими темпами.
«Со мной рядом сейчас не мой Миша, а немного другой человек, и нужно научиться принимать его такого»
С ноября 2021 года Михаил Велигош проходит дорогостоящие реабилитации. Первую смогли оплатить все те же благотворители, которые помогли с транспортировкой пациента в Москву, на остальные Кристина сама собирала средства в соцсетях. «Я только теперь поняла, как все было промыслительно и для чего на самом деле я вела свой блог», – делится она.
Несмотря на то, что семья пережила очевидную цепь чудес и буквально вернула мужа и отца к жизни, Кристина не спешит приукрашивать действительность. Да, благодаря тяжелой и кропотливой работе специалистов Михаил начинает ходить (пока что с поддержкой), говорит, возвращаются навыки самообслуживания. Но его ментальное здоровье все еще вызывает у супруги тревогу.
«Конечно, само то, что Миша очнулся после комы – огромное счастье. Но были и другие моменты: когда он долго смотрел на меня как в пустоту, не давал никаких реакций. Если я плакала, ему было все равно. Это было трудно, очень трудно. Самое сложное – принимать Мишу сейчас таким, сдерживать свои эмоции, не раздражаться на него. Сложно принять его другим. Мне как будто человека подменили», – говорит Кристина.
Но тут же оговаривается: ни в какие «ужасные» прогнозы врачей она не верила и не верит. Просто с самого начала отгоняла от себя все дурные мысли и повторяла: все обязательно будет хорошо. Она добавляет, что до аварии супруг был для нее настоящей опорой – всегда жалел, сочувствовал, очень помогал в уходе за Ксюшей, которая из-за spina bifida полностью парализована ниже пояса, не может двигаться и самостоятельно ходить в туалет. Теперь же все это, плюс трое старших детей, малыш в животе и уход за мужем легли разом на плечи Кристины.
«Я бы сказала, что вот она – настоящая любовь. Это значит принимать человека любым. Со мной рядом сейчас не мой Миша, а немного другой человек, и нужно научиться принимать его такого. Думаю, именно в этом и есть тот урок Бога, который Он мне послал. Я часто молюсь: „Господи, я все поняла!«, но знаю, что Бог видит мое сердце и не дает сразу того, о чем я прошу, постоянно возвращая меня к этому принятию. Сейчас я должна научиться любить мужа по-настоящему, в высоком смысле этого слова».
«Мне кажется, Бог абсолютно гениален»
«У Господа все премудро, – продолжает Кристина. – Я думаю, с течением времени мы поймем, к чему была эта авария, для чего такое испытание. Но сейчас у меня действительно самые настоящие живые диалоги с Богом. Я только повторяю: „Господи, я все поняла. Где я не ценила его, где я, может быть, неправа была – я все исправлю«. Но Господь как будто тянет это время. Словно спрашивает меня: „Ты точно поняла? Или просто на эмоциях сейчас обещаешь? Давай закрепим«».
А еще Кристина совсем не замечает того, что происходит в мире: очередная волна коронавируса, санкции, спецоперация на Украине словно проходят мимо. «У меня тут своя война», – объясняет она. Победой Кристина называет полное возвращение супруга к прежним навыкам, а пока мечтает о том, чтобы он смог встретить ее с ребенком – уже известно, что это будет дочь – из роддома и сам взял малышку на руки. Рожать Кристине в мае, время на борьбу еще есть.
«Ты знаешь, мне кажется, Бог абсолютно гениален, – сказала мне Кристина на прощание. – Он в любом случае дает мне больше, чем забирает. И как в нашей ситуации можно не доверять Богу, если он послал не только аварию, но и вертолет? Это же можно фильм снимать!
Или малышка – ведь за три года, прошедшие с рождения Ксюши, у нас не было детей, и вдруг я забеременела в таких обстоятельствах, и у меня появился еще один смысл жизни, дополнительный стимул. Я была у врачей, малышка, несмотря на все, что нам пришлось с ней пережить, абсолютно здорова – это ли не награда? Бог дал какую-то тяжесть, но Он меня не бросает! И сейчас, когда Миши нет рядом, у меня такое ощущение, что именно Господь – глава моей малой церкви».