Православный портал о благотворительности

Не осуждайте, а помогайте: как реагировать на детей, скандалящих на улице

Видео с визжащим ребенком, которое выложил в соцсетях житель Ростова-на-Дону, стало предметом бурного обсуждения: прав этот активный гражданин или он навредил семейству?

Скриншот с youtube.com

Житель Ростова-на-Дону Дмитрий Ваулин не только снял на видео женщину с детьми, один из которых впал в истерику (видео позже было удалено из соцсетей), но еще и обратился в правоохранительные органы и написал заявление в органы опеки.

«Ребенок этой женщины кричал уже минут 15. Я вышел посмотреть, что происходит, вообще ее ли это ребенок. Вызвал полицию – написал заявление в прокуратуру, выяснить кто такая и ее ли ребенок, требуется ли помощь отдела опеки над несовершеннолетними», – так рассказывает сам автор видеозаписи.

У женщины явно была непростая ситуация: в руках нужно было удержать одновременно коляску с малышом, пакеты с мусором и маленького сына, рядом шла дочь чуть постарше. Дмитрий Ваулин проявил настойчивость: потребовал от женщины представиться, назвать адрес, подтвердить, что орущий мальчик действительно ее сын.

Мужчина был удивлен происходящим, он заявил, что у него никогда не было такого опыта с собственными детьми (в ответ на эти слова на него обрушился гнев матерей, ведь чаще всего с истериками малышей в общественных местах сталкиваются они, а не отцы).

Как правильно себя вести в такой ситуации обеим сторонам? Как поступить прохожим, в которых закипает, возможно, недовольство и раздражение. А вдруг такие же чувства испытывает в данный момент и мама бьющегося в истерике ребенка?

Ксения Торопцева. Фото с сайта changeonelife.ru

Ксения Торопцева, многодетная приемная мама, поделилась с корреспондентом «Милосердия» своей историей.

Ксения замечает, что подобные случаи могут происходить в любой семье, но часто мы можем оказаться свидетелями истерики, например, ребенка с особенностями здоровья, или с травмированной психикой, надо не забывать, что все мы разные.

«Сейчас нашему Сереже 8 лет, но это происходит с того момента, когда мы привезли его в семью из детского дома. Он может орать, биться в истерике, в конвульсиях, до рвоты. Эти истерики похожи на поведение тяжелых аутистов. Сейчас истерики Сережи стали короче, раньше он мог кричать часами. Он мог падать на пол, кричать «Помогите!» Когда я пыталась его поднять и отвести в сторону, бил меня по лицу, в этот момент делал дела в штаны.

Сейчас нас уже хорошо знают в тех местах, где мы постоянно бываем, относятся с пониманием. Раньше же окружающие не понимали, что происходит. Например, мы ходили в бассейн, а после занятий заходили перекусить в кафе. Там он устраивал истерики, и как-то нам даже угрожали полицией и службой безопасности.

Теперь уже с нами дружат, – рассказывает Ксения Торопцева. – А однажды я его тащила домой, он кричал и упирался. Мимо шла женщина, она сказала: вы бьете ребенка, я слышала. Я вызываю полицию и службу опеки. Мы потом пришли к ней домой, вместе с Сережей. Я объясняла, какие у него есть особенности, почему это происходит, а Сережа сказал, что больше так не будет себя вести».

Как вести себя окружающим

Алена Синкевич, координатор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Фото: facebook.com/alyona.sinkevich

Надо разделять обычную житейскую ситуацию и преступление. «Если мы становимся свидетелями преступления, то мы уже не рассуждаем, тактичны мы или нет, наша задача отреагировать. Та ситуация, которая была вынесена в соцсети, – не преступление.

Это обычная история, – рассуждает Алена Синкевич, координатор фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам». – В этом случае в дело вступают уже культурные традиции той местности, где мы живем.

Например, община – это более закрытое сообщество, люди более связаны между собой горизонтальными связями , чем в мегаполисе, люди привыкли вмешиваться в дела друг друга, брать на себя ответственность за то, за что их не просили отвечать. А в мегаполисе разобщенность людей гораздо больше. Формируются иные законы.

Степень дистантности – это вопрос культурного уклада общества. Например, в США позиция такая – прохожий не вмешается в ситуацию, если преступления нет.

А если мама не справляется с истерикой ребенка и так далее, американцы будут делать вид, что не замечают этого. Но до тех пор, пока мама сама не попросит о помощи.

В этот момент они тут же становятся активными помощниками или сочувствующими. Мне эта позиция близка, я действую так же».

Если ситуация не угрожающая, не стоит вмешиваться. Другое дело, если, допустим, родитель находится в состоянии опьянения, и ребенку угрожает реальная опасность. В этом случае выход – обратиться в полицию или же обратиться к самой женщине, потребовав у нее контакты тех ее родственников, которые могут прибыть на место, взять детей и отвезти их домой, обеспечить их безопасность.

Если родитель бьет ребенка – как реагировать?

В Европе, если увидят хотя бы шлепок по попе ребенка, местные жители сразу же позвонят в полицию. Для нашего менталитета это не угроза жизни ребенка, а вот если вы видите нарушение всех границ, настоящее избиение, надо вмешаться. «Я бы просто собой закрыла ребенка и пресекла бы такое поведение взрослого», – дает совет Ксения Торопцева.

Что говорит закон?

Юрист Андрей Лисов. Фото с сайта businessandwoman.ru

С юридической точки зрения данная ситуация – если со стороны взрослого действительно есть нарушение закона и прав ребенка – выглядит следующим образом, замечает юрист Андрей Лисов: статья 63 семейного кодекса РФ устанавливает, что родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Неисполнение перечисленных обязанностей квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное статьей 5.35 кодекса об административных правонарушениях. Максимальный штраф за подобные действия – 500 рублей.

В 2016 году была дифференцирована ответственность за побои. Нанесение побоев близкими лицами стало квалифицироваться как административное правонарушение (статья 6.1.1 КоАП РФ). Для применения уголовной ответственности необходимо причинение легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности (статья 115 УК РФ).

Кстати, юрист напоминает, что в некоторых случаях вы обязаны оказать всю необходимую помощь пострадавшему (например, ребенку). Между прочим, можно тем самым и активизировать действия полиции, потому что если сотрудник полиции становится свидетелем побоев в отношении ребенка, но отказывается предпринимать действия, то его бездействие может быть расценено как оставление в опасности (статья 125 УК РФ).

Кроме того, в случае посягательства на жизнь и здоровье другого лица, вы имеете право защищать его в пределах необходимой обороны (статья 37 УК РФ).

«В случае совершения общественно опасных деяний, сопряженных с насилием, не опасным для жизни обороняющегося или другого лица (например, побоев) вы вправе действовать: оттеснить нападающего, задержать его и не дать продолжить насилие. Главное – не выходить за пределы», – советует Андрей Лисов.

Можно ли снимать фото и видео?

Фото с сайта goodhouse.ru

Запрет на съемку человека в общественном месте не установлен законодательством. Но вот использовать эти материалы – например, опубликовать в интернете, – вы уже не можете, напоминает юрист. У того, кто изображен на видео или фотоматериалах, могут возникнуть претензии, и это может перерасти в судебное разбирательство.

Исключение из этого правила – согласие на опубликование видео и фотоматериалов не требуется, если изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях.

Также согласие гражданина на обнародование и дальнейшее использование его изображения не требуется, если съемка происходит в общественных, государственных или иных публичных интересах (по статье 152.1 гражданского кодекса РФ).

То есть если вы стали свидетелем того, что в отношении ребенка (или любого другого лица) совершаются противоправные действия (допустим, взрослый куда-то тащит ребенка, тот упирается, кричит, что это чужой человек), можно заснять происходящее на камеру, при этом известив полицию.

Вмешиваясь, не навреди

Фото с сайта ficsakblog.hu

Что касается вопроса видеосъемки – это всегда палка о двух концах. Если вы свидетель какой-то ситуации, то что будет правильнее – снимать или спасать? Эта дилемма, напоминает Алена Синкевич, всегда стоит, например, перед журналистами в острой ситуации. И каждый сам решает, кто он в этот момент.

Если же вы уверены, что совершается преступление (например, ребенка явно похитили, его ведет чужой человек, или ребенка избивают), – действуйте. Вызывайте полицию. Вмешивайтесь сами, если полиция далеко, а вы можете что-то сделать.

«А если вы хотите придать огласку какому-то эпизоду, то лучше всегда подумать, что принесет это обнародование – больше вреда или пользы? Или если окажется, что ребенка вовсе не похитили, а это действительно конфликт между мамой и ее ребенком, – своим вмешательством вы можете навредить», – напоминает Алена Синкевич.

Спросите, не нужна ли помощь

В наших реалиях все немного иначе, чем за рубежом, отмечает Алена Синкевич. «Во-первых, у нас люди не умеют просить о помощи. Во-вторых, есть историческая ситуация – в жизни страны было много периодов, когда люди просто боялись друг друга, связи по горизонтали могли даже стоить жизни. Часто люди просто боятся общения. Поэтому я рекомендую помочь маме начать диалог. Спросите сами: «Вам нужна помощь? Я могу вам чем-нибудь помочь?»»

Обращаться к родителю, а не к ребенку

«Исходя из своего родительского опыта, я сама стараюсь категорически не вмешиваться в диалог матери с ребенком. Это можно и нужно сделать, если ребенок в истерике, но прежде следует предложить маме помощь. Ни в коем случае нельзя обращаться к ребенку – говорить надо с мамой и вмешиваться только с разрешения матери», – рекомендует Ксения Торопцева.

Поделитесь теплом, помогите одобрением

Олеся Лонгус, психолог, гештальт-терапевт. Фото: facebook.com/olesya.longus

«В первую очередь стоит задать себе вопрос: зачем я сейчас хочу вмешаться в чужие отношения, какие чувства я испытываю? – рекомендует Олеся Лонгус, психолог, гештальт-терапевт. – Как правило, первая реакция на улицах – это осуждение, или же нескончаемое желание срочно дать совет. Так стоит ли из-за собственных чувств вмешиваться? Если же вы видите, что мама кричит, выражает свое недовольство ребенку, то очевидно, что ей сейчас и самой непросто. Лучшее, что вы можете сделать, если все-таки не удержались и вмешались, это хоть как-то поддержать человека, которому плохо либо из-за собственного бессилия, или из-за бессонной ночи, никто не знает, из-за чего».

Психолог рекомендует: станьте тем самым исключительным прохожим, который пройдет и просто поддержит своей улыбкой, теплым словом.

«Это гораздо скорее переключит родителя на другой лад, чем ваши осуждения, претензии», – замечает эксперт. Любые недоброжелательные действия вызовут агрессию, человек будет защищаться.

Как вести себя родителям: не бойтесь диалога, попросите помощи

Мамам стоит научиться просить помощи. У нас только две руки, а если мы идем с несколькими детьми, малышами, и вдруг у кого-то начинается истерика или возникла какая-то проблема? Что делать? Не нужно пытаться героически справиться самостоятельно. Оглянитесь, найдите рядом с собой какого-то приятного человека и попросите помочь.

Не впадайте в ответную агрессию

Если к вам обратятся с критикой – будьте заранее готовы к тому, что кому-то не понравится возникшая ситуация, шум, крик, плач. Ответьте: «Я вас очень хорошо понимаю. Но я не справляюсь, может быть вы мне поможете?»

Объясните происходящее

Ксения Торопцева рекомендует не смущаться и объяснять окружающим нюансы поведения своего ребенка – им будет легче понять ситуацию, и общий накал страстей уляжется.

«Я знаю истории приемных семей нашего проекта, когда недавно принятый в семью ребенок начинает истерику где-то в транспорте, например, – рассказывает Алена Синкевич. – Мама видит кучу осуждающих взглядов. Сказать можно просто: «Это приемный ребенок, мы приняли его недавно. Простите его, пожалуйста, что он так себя ведет». Это работает организующим образом и на самого ребенка, он понимает, что он ведет себя неправильно. Правда, произнесенная спокойно, безоценочно, обычно никого не обижает».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version