Православный портал о благотворительности

«Нужно радоваться тому, что на сданные нами церковные ценности будет утолен голод умирающих людей»

Однако Церковь подставили, и только за один 1922 год было расстреляно не менее 6000 священнослужителей и монашествующих, – “как отказавшихся сдавать церковные ценности”

Голодающие. Фото с сайта https://regnum.ru/

В 2021 году – 100 лет голоду в Поволжье. В 1921-1922 году из-за сильной засухи голодом были охвачены регионы Поволжья, Южного Урала. Кубани и некоторых других областей, где проживало около 90 миллионов человек. Из них голодало не менее 40 миллионов человек.

Революция 1917 года, как следствие гражданская война, остановка и разрушение многих отраслей народного хозяйства, в том числе сельского, в котором была занята большая часть населения крестьянской России, отбирание новой властью «излишков» продуктов у крестьян, плюс ко всему – засуха на землях, полностью ориентированных на выращивание только капризной пшеницы и полностью зависимых от продажи зерна привели к страшным последствиям.

В этих условиях патриарх Тихон по всем храмам проводит сбор средств и организует Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим (сокращенно Помгол). Кроме того, патриарх обращается к христианам за рубежом – к православным Патриархам, к Римскому папе Бенедикту XV, православным людям в других странах.

23 июля 1921 г. в газете «Нью-Йорк таймс» (с разрешения советской власти) было опубликовано обращение патриарха Тихона к епископу Нью-Йоркскому с призывом к американскому народу оказать помощь голодающему населению России.

Что значит хорошая репутация

Обращения Патриарха и известных членов Помгола, пользовавшихся авторитетом на Западе, в том числе Максима Горького и Владимира Короленко, нашли живой отклик. Для сбора средств это было тем более важно, что в 1921 году власть большевиков на международной арене еще никто не признавал, а у Церкви и членов Помгола была хорошая репутация, чем и воспользовалась власть большевиков.

22 декабря 1921 г. Конгресс США после длительных дебатов одобрил выделение 20 миллионов долларов для закупки продуктов у американских фермеров для голодающих России.

«Продовольствие, которое мы хотим направить в Россию, является излишком в Соединенных Штатах, — заявил будущий президент Герберт Гувер. — Мы сейчас скармливаем молоко свиньям, сжигаем кукурузу в топках. С экономической точки зрения посылка этого продовольствия для помощи не является потерей для Америки». Он смог убедить консервативных, антисоветски настроенных законодателей в том, что помогать можно и без официального признания советского правительства».

К призыву помочь голодающей России присоединился знаменитый норвежский ученый Фритьоф Нансен, Международный Красный Крест, миссия Ватикана, протестантские благотворительные организации США и Германии.

Американцы первыми пришли на помощь

Голодающие дети в столовой АРА. Фото: republic.com.ua

Но самая важная роль принадлежала Американской администрации помощи (American Relief Administration). Ею руководил будущий президент США Герберт Гувер (с 1929 года). ARA первая стала помогать России. В состав этой полуправительственной организации в основном входили военные и резервисты. Изначально она занималась оказанием гуманитарной помощи населению европейских стран, пострадавших от Первой мировой войны, но в 1921 году полностью переключилась на помощь Советской России.

Горячие обеды детям Советской России от APA

20 августа 1921 года АРА подписала в Риге договор о помощи с наркомом России М. М. Литвиновым. По этому соглашению помощь АРА предназначалась исключительно для детей и больных, определяемых АРА. Согласно правилам, установленным АРА, пищу в столовых могли получать дети в возрасте до 14 лет, прошедшие медицинское обследование (там, где это было возможно), и признанные голодающими.
Каждый ребенок, прикрепленный к столовой АРА, должен был иметь специальную входную карточку (Admission Ticket), на которой делались пометки о посещении столовой. Горячий обед выдавался в строго определенное время. Порция должна была быть съедена в столовой, и уносить ее домой не разрешалось.
30 декабря 1921 года в Лондоне нарком внешней торговли Л. Б. Красин от имени правительства РСФСР подписал соглашение с АРА о питании взрослого голодающего населения.

Православное священство по просьбе ARA вошло в местные комитеты помощи

Помощь распределялась через сеть местных комитетов. Большинство сотрудников АРА составляли русские. В свой штат американцы охотно нанимали священников, дворян и представителей интеллигенции.

В деревнях американцев, приезжавших с помощью, часто встречали колокольным звоном, крестными ходами и молебнами.

Благодарное население просило сотрудников ARA дать портреты Гувера, чтобы поставить их в красном углу возле икон и молиться о здравии американского президента.

Представительства АРА были открыты в общей сложности на территории 38 губерний РСФСР. Помимо продовольственной помощи АРА также оказывало помощь в налаживании медицины, вакцинации и борьбе с вспыхнувшими эпидемиями и болезнями-последствиями голода.

Цифры

К 10 декабря 1921 года продовольствие АРА получали в Самарской губернии 185 625 детей, в Казанской — 157 196, в Саратовской — 82 100, в Симбирской — 6075, в Оренбургской — 7514, в Царицынской — 11 000, в Московской — 22 000, всего же 565 112 детей.
К ноябрю 1922 года АРА организовала в Башкирской АССР 138 приютов, 46 столовых на 21 570 человек, а в мае 1923 года — 765 столовых на 118 478 человек.
В мае 1922 года АРА уже кормила 6 099 574 человек, американское общество квакеров — 265 000, Международный Альянс «Спасем Детей» (Save the Children Alliance) — 259 751 человек, Нансеновский комитет — 138 000, шведский Красный крест — 87 000, германский Красный крест — 7 000, английские профсоюзы — 92 000, Международная рабочая помощь — 78 011 человек российских голодающих.
По оценкам Наркомвнешторга, АРА ввезла 36,3 миллиона пудов (ок. 595 тысяч тонн) продовольствия, медикаментов и одежды общей стоимостью 136 миллионов рублей золотом.

У АРА были и свои лайфхаки. Каждый живущий за пределами пораженной голодом страны, кто желал оказать помощь голодающим в России, покупал продуктовый купон за 10 долларов в американском банке либо в офисах АРА в Европе. Затем купон посылался по почте через АРА в РСФСР, где АРА находила человека-получателя, которому предназначалась посылка. Получатель относил купон в ближайший склад АРА и обменивал его на продуктовую посылку.

Вещевая посылка стоила не 10, а 20 долларов. Продовольственная посылка состояла из 49 фунтов муки, 25 фунтов риса, 3 фунта чая, 10 фунтов жира, 10 фунтов сахара, 20 банок сгущенного молока. В пересчете на килограммы вес посылки составлял примерно 53 кг. Затем состав посылок был несколько изменен, оставшись в пределах той же стоимости — 10 долларов.

Советская власть опомнилась

Крестьяне села Васильевка Самарской губернии и сотрудник АРА Джордж Мак-Клинток. Фото: world.lib.ru

Организация помощи голодающим Поволжья, созданная по благословению Патриарха Тихона в июле 1921 года, уже в августе 1921 года была упразднена советской властью. Власть увидела, как для нее важно взять инициативу по спасению народа в свои руки и создала свою организацию, правда, со старым названием Помгол.

26 августа Ленин попросил Сталина поставить на Политбюро вопрос о немедленном роспуске Всероссийского Церковного Комитета помощи голодающим и аресте или ссылке его лидеров, на том основании, что они будто бы «не желают работать».

Ленин также потребовал, чтобы прессе было указано «на сотни ладов» «высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев» его членов.

В сентябре 1921 года, на следующий день после того, как первая партия продовольствия от ARA поступила в Россию, и члены Тихоновского Помгола собрались для встречи с Каменевым, все общественники, за исключением двух человек, были арестованы ЧК и посажены на Лубянку. Через прессу их обвинили во всевозможных контрреволюционных деяниях.

Все ожидали смертной казни, но спасло вмешательство Фритьофа Нансена; выпущенные из тюрьмы, они были высланы кто за границу, кто в отдаленные места родного отечества.

Новый Помгол — правительственная Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК взяла работу в свои руки. А в декабре 1921 года советское правительство объявило о начале кампании по сбору именно церковных ценностей для помощи голодающим. Идея принадлежала В.И. Ленину.

Новое обращение патриарха Тихона

Патриарх обратился с воззванием к своей пастве, которое опубликовали «Из­ве­стия ВЦИК Со­ве­тов», №№ 5 и 22 се­го (1921) го­да:

«Ле­де­ня­щие ду­шу ужа­сы мы пе­ре­жи­ва­ем при чте­нии из­ве­стий о по­ло­же­нии го­ло­да­ю­щих: «Го­лод­ные не едят уже бо­лее сур­ро­га­тов, их дав­но уже нет. Па­даль для го­лод­но­го на­се­ле­ния ста­ла ла­ком­ством, но это­го ла­ком­ства нель­зя уже бо­лее до­стать, – пи­сал он. – По до­ро­гам и овра­гам, в сне­гу на­хо­дят де­сят­ки умер­ших го­лод­ных.

Ма­те­ри бро­са­ют сво­их де­тей на мо­роз. Сто­ны и вопли несут­ся со всех сто­рон. До­хо­дит до лю­до­ед­ства. Убыль на­се­ле­ния от 12 до 25%.

Из три­на­дца­ти мил­ли­о­нов го­ло­да­ю­ще­го на­се­ле­ния толь­ко два мил­ли­о­на по­лу­ча­ют про­до­воль­ствен­ную по­мощь». Необ­хо­ди­мо всем, кто толь­ко мо­жет, прий­ти на по­мощь стра­да­ю­ще­му от го­ло­да на­се­ле­нию.

По­лу­чив толь­ко на днях утвер­жден­ное Цен­траль­ной Ко­мис­си­ей по­мо­щи го­ло­да­ю­щим при ВЦИКе По­ло­же­ние о воз­мож­ном уча­стии ду­хо­вен­ства и цер­ков­ных об­щин в де­ле ока­за­ния по­мо­щи го­ло­да­ю­щим, мы вто­рич­но (первое обращение Патриарха прозвучало еще в июле 1921, когда благодаря им и была начата кампания о помощи России – прим. Ред.) об­ра­ща­ем­ся ко всем, ко­му близ­ки и до­ро­ги за­ве­ты Хри­ста, с го­ря­чею моль­бою об об­лег­че­нии ужас­но­го со­сто­я­ния го­ло­да­ю­щих.

Вы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, от­клик­ну­лись сво­и­ми по­жерт­во­ва­ни­я­ми на го­ло­да­ю­щих на пер­вый наш при­зыв (в июле 1921 года – прим. Ред.).
Про­тя­ни­те же ру­ки свои на по­мощь го­ло­да­ю­щим бра­тьям и сест­рам и не жа­лей­те для них ни­че­го, де­ля с ни­ми и ку­сок хле­ба и одеж­ду по за­ве­там Хри­ста.

Учи­ты­вая тя­жесть жиз­ни для каж­дой от­дель­ной хри­сти­ан­ской се­мьи вслед­ствие ис­то­ще­ния средств их, мы до­пус­ка­ем воз­мож­ность ду­хо­вен­ству и при­ход­ским со­ве­там, с со­гла­сия об­щин ве­ру­ю­щих, на по­пе­че­нии ко­то­рых на­хо­дит­ся хра­мо­вое иму­ще­ство, ис­поль­зо­вать на­хо­дя­щи­е­ся во мно­гих хра­мах дра­го­цен­ные ве­щи, не име­ю­щие бо­го­слу­жеб­но­го упо­треб­ле­ния (под­вес­ки в ви­де ко­лец, це­пей, брас­ле­ты, оже­ре­лья и дру­гие пред­ме­ты, жерт­ву­е­мые для укра­ше­ния свя­тых икон, зо­ло­той и се­реб­ря­ный лом), на по­мощь го­ло­да­ю­щим.

При­зы­вая на всех бла­го­сло­ве­ние Бо­жие, мо­лю пра­во­слав­ный рус­ский на­род, чад Церк­ви Хри­сто­вой, от­клик­нуть­ся на этот наш при­зыв. У ко­го есть две одеж­ды, тот дай неиму­ще­му, и у ко­го есть пи­ща, де­лай то же.

Будь­те ми­ло­серд­ны, как и Отец ваш Небес­ный ми­ло­сер­ден». (Воззвание Патриарха Московского и Всея Руси Тихона о помощи голодающим. 14 февраля 1922 г.//ГАГО. – Фонд 100. – Опись 1. – Дело 357).

Народное творчество

Патриарх Тихон с огородниками в Троице-Голенищево, 1921 г. Фото с сайта https://pstgu.ru/

Верующие тут же поддержали патриарха Тихона и стали собирать церковные ценности, дополняя призыв патриарха своими призывами, порой в стихотворной форме:

«Братие и сестры, затворим ли сердца свои для милости и сострадания к несчастным братьям нашим, предпочтем ли видеть храмы, украшенные золотыми и серебряными предметами или миллионы трупов от голода?!

Да не будет этого! Со взаимной любовью, взаимным уважением, горя любовью к гибнущим братьям нашим, придем на помощь им всем, даже жизнью своею. Этого ждет Христос!

«Любовь и милость — жертвы те,

Которых ждет Святая Сила

На недоступной высоте.

Не на треножник золоченый, —

На раны страж­дущих излей

Тобою небу посвященный,

Ненужный Господу елей

Ты с этой лептой благородной

Не к аналоям храмовым,

Но к очагу семьи голодной

Спеши, — к убогим и больным».

Ар­хи­епи­скоп Ан­то­ний (Быст­ров) возглавил Архангельскую кафедру в марте 1921 года. После оглашения в епархии воззвания патриарха Тихона, от церквей и монастырей с по­мет­кой «для го­ло­да­ю­щих По­вол­жья» стали поступать переводы не толь­ко на имя архиепископа Антония, но и са­мо­му Пат­ри­ар­ху. И очень скоро активный епископ 67 лет отроду был сослан в ссылку Нарымский край.

Советская власть повела дело так, что мирная передача церковных ценностей обернулась поводом обвинить Церковь в сопротивлении «народной власти» и расправиться с ней.

26 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии «из церковных имуществ, пе­ре­дан­ных в поль­зо­ва­ние груп­пам ве­ру­ю­щих… всех дра­го­цен­ных пред­ме­тов из зо­ло­та, се­реб­ра и кам­ней…», в том чис­ле всех освя­щен­ных пред­ме­тов. В начале марта 1922 года секретную комиссию по изъятию церковных ценностей возглавил Троцкий и энергично начал проводить ее планы в жизнь.

Шуйский процесс

Слева – свщм. протоиерей Павел Светозаров. Справа – памятник священнослужителям и мирянам, убитым при сопротивлении изъятию церковных богослужебных ценностей на фоне колокольни собора Воскресения Христова. Фото: Сергей Дорогань/wikipedia

Одними из первых по делу «сопротивления изъятию церковных ценностей» пострадали священники и миряне города Шуи.

13 мар­та 1922 г. в со­бо­р в Шуе пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. Храм был полон народа. При­сту­пить к опи­си иму­ще­ства члены комиссии тогда побо­я­лись. Но в тот же день ве­че­ром пре­зи­ди­ум уезд­но­го ис­пол­ко­ма экстренно по­ста­но­вил: «…вос­ста­но­вить чрез­вы­чай­ные ме­ры, свя­зан­ные с во­ен­ным по­ло­же­ни­ем, по которому «на­чаль­ни­ку гар­ни­зо­на и на­чаль­ни­ку ми­ли­ции… к ли­цам, на­ру­ша­ю­щим уста­нов­лен­ный по­ря­док… при­ме­нять ре­ши­тель­ные ме­ры вплоть до при­ме­не­ния ору­жия». Этим рас­по­ря­же­ни­ем опре­де­ли­лись даль­ней­шие со­бы­тия.

15 мар­та на со­бор­ной пло­ща­ди с утра стал со­би­рать­ся на­род. Лю­ди тре­бо­ва­ли, чтобы ми­ли­ция и крас­но­ар­мей­цы ушли от со­бо­ра. К со­бо­ру подъ­е­ха­ли ав­то­мо­би­ли с пу­ле­ме­та­ми, на­ча­лась стрель­ба. Тру­пы уби­тых по­ло­жи­ли на па­перть со­бо­ра, а потом увезли. Изъ­я­тия цер­ков­ных цен­но­стей в этот день не бы­ло.

Со сто­ро­ны ве­ру­ю­щих по­стра­да­ло два­дцать два че­ло­ве­ка, из них чет­ве­ро бы­ло уби­то. Из крас­но­ар­мей­цев ни один не был убит или тя­же­ло ра­нен.
Об­ви­не­ние в со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей бы­ло предъ­яв­ле­но священникам о. Пав­лу Све­то­за­ро­ву, о. Иоан­ну Рож­де­ствен­ско­му, о. Иоан­ну Лав­ро­ву, о. Алек­сан­дру Смель­ча­ко­ву и два­дца­ти ми­ря­нам. 2 мая все они были расстреляны.

Один из священников, отец Павел Светозаров, у которого еще раньше умерла жена, сам воспитывал малолетних детей. В последнюю ночь перед расстрелом (1 мая 1922 г.) священномученик Павел молился о судьбе своих детей. По его молитвам их не коснулись бедствия того времени, и они благополучно дожили до старости.

Заветы Ильича

19 мар­та 1922 го­да Ле­нин, вос­поль­зо­вав­шись про­ис­шед­ши­ми в Шуе со­бы­ти­я­ми, об­ра­тил­ся с ди­рек­тив­ным пись­мом в По­лит­бю­ро по про­ве­де­нию кам­па­нии по изъ­я­тию цен­но­стей:

«Имен­но те­перь и толь­ко те­перь, ко­гда в го­лод­ных мест­но­стях едят лю­дей и на до­ро­гах ва­ля­ют­ся сот­ни, ес­ли не ты­ся­чи тру­пов, мы мо­жем (и по­это­му долж­ны) про­ве­сти изъ­я­тие цер­ков­ных цен­но­стей с са­мой бе­ше­ной и бес­по­щад­ной энер­ги­ей, не оста­нав­ли­ва­ясь пе­ред по­дав­ле­ни­ем ка­ко­го угод­но со­про­тив­ле­ния.

Имен­но те­перь и толь­ко те­перь гро­мад­ное боль­шин­ство кре­стьян­ской мас­сы бу­дет ли­бо за нас, ли­бо, во вся­ком слу­чае, бу­дет не в со­сто­я­нии под­дер­жать сколь­ко-ни­будь ре­ши­тель­но ту горст­ку чер­но­со­тен­но­го ду­хо­вен­ства и ре­ак­ци­он­но­го го­род­ско­го ме­щан­ства, ко­то­рые мо­гут и хо­тят ис­пы­тать по­ли­ти­ку на­силь­ствен­но­го со­про­тив­ле­ния со­вет­ско­му де­кре­ту…

Один ум­ный пи­са­тель по го­судар­ствен­ным во­про­сам спра­вед­ли­во ска­зал, что ес­ли необ­хо­ди­мо для осу­ществ­ле­ния из­вест­ной по­ли­ти­че­ской це­ли пой­ти на ряд же­сто­ко­стей, то на­до осу­ществ­лять их са­мым энер­гич­ным об­ра­зом и в са­мый крат­кий срок, ибо дли­тель­но­го при­ме­не­ния же­сто­ко­стей на­род­ные мас­сы не вы­не­сут…

По­это­му я при­хо­жу к без­услов­но­му вы­во­ду, что мы долж­ны имен­но те­перь дать са­мое ре­ши­тель­ное и бес­по­щад­ное сра­же­ние чер­но­со­тен­но­му ду­хо­вен­ству и по­да­вить его со­про­тив­ле­ние с та­кой же­сто­ко­стью, чтобы они не за­бы­ли это­го в те­че­ние несколь­ких де­ся­ти­ле­тий.

Са­мую кам­па­нию про­ве­де­ния это­го пла­на я пред­став­ляю сле­ду­ю­щим об­ра­зом: чем боль­шее чис­ло пред­ста­ви­те­лей ре­ак­ци­он­но­го ду­хо­вен­ства и ре­ак­ци­он­ной бур­жу­а­зии удаст­ся нам по это­му по­во­ду рас­стре­лять, тем луч­ше…»

«Люди не от злобы своей действуют»

Слева – преподобномученик Ардалион (Пономарев), архимандрит. Справа – Священномученик Павел Ансимов. Фото с сайтов: http://cultmap.nbrkomi.ru/, nikolopokrov.ru

Преподобномученик Ардалион (Пономарев) служил на Урале во время страшного голода и эпидемий 1920-х годов. Чем мог, он делился с паствой. В Евангелии, которое он позже подарил своему младшему сыну Григорию (в будущем известному на Урале старцу), осталась запись, сделанная о. Ардалионом в тот период: «Это так нуж­но, здесь лю­ди не от зло­бы ж сво­ей дей­ству­ют, а это Бог через них хо­чет ис­пы­тать мое тер­пе­ние и сми­ре­ние. Бу­ду все тер­петь ра­ди Иису­са Хри­ста».

Священномученик Павел Ансимов в 1921 году был приглашен для служения в Успенский храм в станицу Ладожская на Кубани. Голод, который охватил южные губернии страны, коснулся и его семьи. Пока отец Павел со своей семьей добрался до станицы, чтобы хоть немного утолить чувство сильного голода, его супруга не раз становилась просить милостыню у сельских храмов.

Когда у отца Павла спрашивали, что такое счастье и как его обрести в такие тяжелые времена, священник отвечал: «Сча­стье – это спо­соб­ность че­ло­ве­ка ра­до­вать­ся все­му, что да­ет ему Гос­подь».

В Петербурге по сфаб­ри­ко­ван­но­му боль­ше­ви­ка­ми «де­лу о со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей» вместе с мит­ро­по­литом Пет­ро­град­ским Ве­ни­а­мином оказались са­мые близ­кие к нему свя­щен­ни­ки и ми­ряне – все­го 86 че­ло­век. Сре­ди при­го­во­рен­ных к рас­стре­лу был про­то­и­е­рей Ми­ха­ил Чель­цов.

Он знал, что осужден невиновно, но рассуждая о том, почему священники невинно отбывают заключение в тюрьмах, писал:

«Это Гос­подь так устро­ил, что нас, свя­щен­ни­ков, са­жа­ли по тюрь­мам, го­ня­ли по раз­ным се­ве­рам, югам и во­сто­кам.

С од­ной сто­ро­ны это бы­ло ис­куп­ле­ни­ем ви­ны на­шей и от­цов на­ших пе­ред на­ро­дом и пе­ред хри­сти­ан­ством за мно­гие на­ши пре­гре­ше­ния пе­ред ни­ми, а с дру­гой сто­ро­ны, — мы необ­хо­ди­мы бы­ли для за­клю­чен­ных, ибо в тюрь­ме без свя­щен­ни­ка тя­же­ло».

Отец Михаил сорок дней провел в камере смертников в ожидании расстрела. Приговор заменили на ссылку. О своих мыслях и переживаниях в этот период он написал в своей книге «Вос­по­ми­на­ни­я «смерт­ни­ка» о пе­ре­жи­том». Мученическая гибель настигла о. Михаила в 1931 году.

Священномученик Василий Соколов весной 1922 года с группой священников и мирян был осужден на смертную казнь по обвинению «в сопротивлении изъятию церковных ценностей».

Когда к нему в храм пришли «изымать», отец Ва­си­лий про­сил не забирать только пред­ме­ты, необ­хо­ди­мые для бо­го­слу­же­ния. Но было забрано все, «что блестело». Вскоре, на Благовещение, о. Василий попытался было сказать проповедь о празднике, «воз­бу­дить эту ра­дость в мо­их слу­ша­те­лях, но, на­блю­дая со­брав­ших­ся, я убеж­дал­ся в том, что на их ли­цах нет от­пе­чат­ка этой ра­до­сти. Вот я и счел нуж­ным пе­ре­ме­нить те­му мо­ей про­по­ве­ди… на та­кую, ко­то­рая в дан­ный мо­мент яв­ля­ет­ся наи­бо­лее же­ла­тель­ной…, – говорил о. Василий на допросе в ГПУ.

– Что, мо­жет быть, на­ша скорбь яв­ля­ет­ся след­стви­ем изъ­я­тия цер­ков­ных цен­но­стей? – Это не долж­но слу­жить при­чи­ной на­шей скор­би.

Я го­во­рил, что нам не нуж­но скор­беть об этих цен­но­стях, тем бо­лее что эти цен­но­сти пой­дут на по­мощь го­ло­да­ю­щим. Нуж­но еще боль­ше ра­до­вать­ся это­му, по­то­му что через это бу­дет уто­лен го­лод уми­ра­ю­щих лю­дей…

На этих ри­зах, ко­то­рые укра­ша­ли на­ши ико­ны, по­ко­ят­ся за­бо­ты и тру­ды мно­гих мил­ли­о­нов лю­дей, ко­то­рые из го­да в год вно­си­ли в цер­ковь свои гро­ши… Мы от­да­ем из на­ше­го хра­ма свя­щен­ные со­су­ды, ко­то­рых бы­ло че­ты­ре. Нам оста­ви­ли один, и, ко­неч­но, для по­треб­но­стей на­ше­го хра­ма это­го недо­ста­точ­но. И мы хо­те­ли про­сить ко­мис­сию дать нам еще один из со­су­дов, но, к со­жа­ле­нию, на­ши ста­ра­ния успе­ха не име­ли:

на­ше пред­ло­же­ние пе­ре­ме­нить священные со­су­ды на ве­щи до­маш­ние из зо­ло­та и се­реб­ра – бы­ло от­кло­не­но.

Ко­неч­но, это рав­но­душ­но не мо­жет пе­ре­не­сти на­ше хри­сти­ан­ское серд­це».

8 мая 1922 го­да был за­чи­тан при­го­вор три­бу­на­ла: один­на­дцать че­ло­век бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу и сре­ди них свя­щен­ни­ки Ва­си­лий Со­ко­лов, Хри­сто­фор На­деж­дин, Алек­сандр За­озер­ский, иеро­мо­нах Ма­ка­рий (Те­ле­гин) и ми­ря­нин Сер­гий Ти­хо­ми­ров.

9 мая 1922 го­да Пат­ри­арх Ти­хон на­пра­вил хо­да­тай­ство пред­се­да­те­лю ВЦИКа Ка­ли­ни­ну о по­ми­ло­ва­нии. «В си­лу опре­де­ле­ния Все­рос­сий­ско­го Со­бо­ра… – пи­сал он, – имею долг пе­ча­ло­вать­ся пред Ва­ми, как Пред­ста­ви­те­лем Выс­шей Го­судар­ствен­ной Вла­сти, о по­ми­ло­ва­нии осуж­ден­ных, тем бо­лее что ин­кри­ми­ни­ру­е­мо­го по­сла­ния они не со­став­ля­ли, со­про­тив­ле­ния при изъ­я­тии не про­яв­ля­ли и во­об­ще контр­ре­во­лю­ци­ей не за­ни­ма­лись».

27 мая арестованные были расстреляны.

Всего от голода в 1921-1922 году погибло не менее пяти миллионов человек, и только за один 1922 год было расстреляно не менее 6000 священнослужителей и монашествующих. Многие из невинно убитых прославлены Православной Церковью в лике святых.

Использованы источники: Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Население Советского Союза 1922-1991. – М.: Наука, 1993. – С. 10.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version