В 2021 году – 100 лет голоду в Поволжье. В 1921-1922 году из-за сильной засухи голодом были охвачены регионы Поволжья, Южного Урала. Кубани и некоторых других областей, где проживало около 90 миллионов человек. Из них голодало не менее 40 миллионов человек.
Революция 1917 года, как следствие гражданская война, остановка и разрушение многих отраслей народного хозяйства, в том числе сельского, в котором была занята большая часть населения крестьянской России, отбирание новой властью «излишков» продуктов у крестьян, плюс ко всему – засуха на землях, полностью ориентированных на выращивание только капризной пшеницы и полностью зависимых от продажи зерна привели к страшным последствиям.
В этих условиях патриарх Тихон по всем храмам проводит сбор средств и организует Всероссийский Церковный Комитет помощи голодающим (сокращенно Помгол). Кроме того, патриарх обращается к христианам за рубежом – к православным Патриархам, к Римскому папе Бенедикту XV, православным людям в других странах.
23 июля 1921 г. в газете «Нью-Йорк таймс» (с разрешения советской власти) было опубликовано обращение патриарха Тихона к епископу Нью-Йоркскому с призывом к американскому народу оказать помощь голодающему населению России.
Что значит хорошая репутация
Обращения Патриарха и известных членов Помгола, пользовавшихся авторитетом на Западе, в том числе Максима Горького и Владимира Короленко, нашли живой отклик. Для сбора средств это было тем более важно, что в 1921 году власть большевиков на международной арене еще никто не признавал, а у Церкви и членов Помгола была хорошая репутация, чем и воспользовалась власть большевиков.
22 декабря 1921 г. Конгресс США после длительных дебатов одобрил выделение 20 миллионов долларов для закупки продуктов у американских фермеров для голодающих России.
«Продовольствие, которое мы хотим направить в Россию, является излишком в Соединенных Штатах, — заявил будущий президент Герберт Гувер. — Мы сейчас скармливаем молоко свиньям, сжигаем кукурузу в топках. С экономической точки зрения посылка этого продовольствия для помощи не является потерей для Америки». Он смог убедить консервативных, антисоветски настроенных законодателей в том, что помогать можно и без официального признания советского правительства».
К призыву помочь голодающей России присоединился знаменитый норвежский ученый Фритьоф Нансен, Международный Красный Крест, миссия Ватикана, протестантские благотворительные организации США и Германии.
Американцы первыми пришли на помощь
Но самая важная роль принадлежала Американской администрации помощи (American Relief Administration). Ею руководил будущий президент США Герберт Гувер (с 1929 года). ARA первая стала помогать России. В состав этой полуправительственной организации в основном входили военные и резервисты. Изначально она занималась оказанием гуманитарной помощи населению европейских стран, пострадавших от Первой мировой войны, но в 1921 году полностью переключилась на помощь Советской России.
20 августа 1921 года АРА подписала в Риге договор о помощи с наркомом России М. М. Литвиновым. По этому соглашению помощь АРА предназначалась исключительно для детей и больных, определяемых АРА. Согласно правилам, установленным АРА, пищу в столовых могли получать дети в возрасте до 14 лет, прошедшие медицинское обследование (там, где это было возможно), и признанные голодающими.
Каждый ребенок, прикрепленный к столовой АРА, должен был иметь специальную входную карточку (Admission Ticket), на которой делались пометки о посещении столовой. Горячий обед выдавался в строго определенное время. Порция должна была быть съедена в столовой, и уносить ее домой не разрешалось.
30 декабря 1921 года в Лондоне нарком внешней торговли Л. Б. Красин от имени правительства РСФСР подписал соглашение с АРА о питании взрослого голодающего населения.
Православное священство по просьбе ARA вошло в местные комитеты помощи
Помощь распределялась через сеть местных комитетов. Большинство сотрудников АРА составляли русские. В свой штат американцы охотно нанимали священников, дворян и представителей интеллигенции.
В деревнях американцев, приезжавших с помощью, часто встречали колокольным звоном, крестными ходами и молебнами.
Благодарное население просило сотрудников ARA дать портреты Гувера, чтобы поставить их в красном углу возле икон и молиться о здравии американского президента.
Представительства АРА были открыты в общей сложности на территории 38 губерний РСФСР. Помимо продовольственной помощи АРА также оказывало помощь в налаживании медицины, вакцинации и борьбе с вспыхнувшими эпидемиями и болезнями-последствиями голода.
К 10 декабря 1921 года продовольствие АРА получали в Самарской губернии 185 625 детей, в Казанской — 157 196, в Саратовской — 82 100, в Симбирской — 6075, в Оренбургской — 7514, в Царицынской — 11 000, в Московской — 22 000, всего же 565 112 детей.
К ноябрю 1922 года АРА организовала в Башкирской АССР 138 приютов, 46 столовых на 21 570 человек, а в мае 1923 года — 765 столовых на 118 478 человек.
В мае 1922 года АРА уже кормила 6 099 574 человек, американское общество квакеров — 265 000, Международный Альянс «Спасем Детей» (Save the Children Alliance) — 259 751 человек, Нансеновский комитет — 138 000, шведский Красный крест — 87 000, германский Красный крест — 7 000, английские профсоюзы — 92 000, Международная рабочая помощь — 78 011 человек российских голодающих.
По оценкам Наркомвнешторга, АРА ввезла 36,3 миллиона пудов (ок. 595 тысяч тонн) продовольствия, медикаментов и одежды общей стоимостью 136 миллионов рублей золотом.
У АРА были и свои лайфхаки. Каждый живущий за пределами пораженной голодом страны, кто желал оказать помощь голодающим в России, покупал продуктовый купон за 10 долларов в американском банке либо в офисах АРА в Европе. Затем купон посылался по почте через АРА в РСФСР, где АРА находила человека-получателя, которому предназначалась посылка. Получатель относил купон в ближайший склад АРА и обменивал его на продуктовую посылку.
Вещевая посылка стоила не 10, а 20 долларов. Продовольственная посылка состояла из 49 фунтов муки, 25 фунтов риса, 3 фунта чая, 10 фунтов жира, 10 фунтов сахара, 20 банок сгущенного молока. В пересчете на килограммы вес посылки составлял примерно 53 кг. Затем состав посылок был несколько изменен, оставшись в пределах той же стоимости — 10 долларов.
Советская власть опомнилась
Организация помощи голодающим Поволжья, созданная по благословению Патриарха Тихона в июле 1921 года, уже в августе 1921 года была упразднена советской властью. Власть увидела, как для нее важно взять инициативу по спасению народа в свои руки и создала свою организацию, правда, со старым названием Помгол.
26 августа Ленин попросил Сталина поставить на Политбюро вопрос о немедленном роспуске Всероссийского Церковного Комитета помощи голодающим и аресте или ссылке его лидеров, на том основании, что они будто бы «не желают работать».
Ленин также потребовал, чтобы прессе было указано «на сотни ладов» «высмеивать и травить не реже одного раза в неделю в течение двух месяцев» его членов.
В сентябре 1921 года, на следующий день после того, как первая партия продовольствия от ARA поступила в Россию, и члены Тихоновского Помгола собрались для встречи с Каменевым, все общественники, за исключением двух человек, были арестованы ЧК и посажены на Лубянку. Через прессу их обвинили во всевозможных контрреволюционных деяниях.
Все ожидали смертной казни, но спасло вмешательство Фритьофа Нансена; выпущенные из тюрьмы, они были высланы кто за границу, кто в отдаленные места родного отечества.
Новый Помгол — правительственная Центральная комиссия помощи голодающим при ВЦИК взяла работу в свои руки. А в декабре 1921 года советское правительство объявило о начале кампании по сбору именно церковных ценностей для помощи голодающим. Идея принадлежала В.И. Ленину.
Новое обращение патриарха Тихона
Патриарх обратился с воззванием к своей пастве, которое опубликовали «Известия ВЦИК Советов», №№ 5 и 22 сего (1921) года:
«Леденящие душу ужасы мы переживаем при чтении известий о положении голодающих: «Голодные не едят уже более суррогатов, их давно уже нет. Падаль для голодного населения стала лакомством, но этого лакомства нельзя уже более достать, – писал он. – По дорогам и оврагам, в снегу находят десятки умерших голодных.
Матери бросают своих детей на мороз. Стоны и вопли несутся со всех сторон. Доходит до людоедства. Убыль населения от 12 до 25%.
Из тринадцати миллионов голодающего населения только два миллиона получают продовольственную помощь». Необходимо всем, кто только может, прийти на помощь страдающему от голода населению.
Получив только на днях утвержденное Центральной Комиссией помощи голодающим при ВЦИКе Положение о возможном участии духовенства и церковных общин в деле оказания помощи голодающим, мы вторично (первое обращение Патриарха прозвучало еще в июле 1921, когда благодаря им и была начата кампания о помощи России – прим. Ред.) обращаемся ко всем, кому близки и дороги заветы Христа, с горячею мольбою об облегчении ужасного состояния голодающих.
Вы, православные христиане, откликнулись своими пожертвованиями на голодающих на первый наш призыв (в июле 1921 года – прим. Ред.).
Протяните же руки свои на помощь голодающим братьям и сестрам и не жалейте для них ничего, деля с ними и кусок хлеба и одежду по заветам Христа.
Учитывая тяжесть жизни для каждой отдельной христианской семьи вследствие истощения средств их, мы допускаем возможность духовенству и приходским советам, с согласия общин верующих, на попечении которых находится храмовое имущество, использовать находящиеся во многих храмах драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления (подвески в виде колец, цепей, браслеты, ожерелья и другие предметы, жертвуемые для украшения святых икон, золотой и серебряный лом), на помощь голодающим.
Призывая на всех благословение Божие, молю православный русский народ, чад Церкви Христовой, откликнуться на этот наш призыв. У кого есть две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Будьте милосердны, как и Отец ваш Небесный милосерден». (Воззвание Патриарха Московского и Всея Руси Тихона о помощи голодающим. 14 февраля 1922 г.//ГАГО. – Фонд 100. – Опись 1. – Дело 357).
Народное творчество
Верующие тут же поддержали патриарха Тихона и стали собирать церковные ценности, дополняя призыв патриарха своими призывами, порой в стихотворной форме:
«Братие и сестры, затворим ли сердца свои для милости и сострадания к несчастным братьям нашим, предпочтем ли видеть храмы, украшенные золотыми и серебряными предметами или миллионы трупов от голода?!
Да не будет этого! Со взаимной любовью, взаимным уважением, горя любовью к гибнущим братьям нашим, придем на помощь им всем, даже жизнью своею. Этого ждет Христос!
«Любовь и милость — жертвы те,
Которых ждет Святая Сила
На недоступной высоте.
Не на треножник золоченый, —
На раны страждущих излей
Тобою небу посвященный,
Ненужный Господу елей
Ты с этой лептой благородной
Не к аналоям храмовым,
Но к очагу семьи голодной
Спеши, — к убогим и больным».
Архиепископ Антоний (Быстров) возглавил Архангельскую кафедру в марте 1921 года. После оглашения в епархии воззвания патриарха Тихона, от церквей и монастырей с пометкой «для голодающих Поволжья» стали поступать переводы не только на имя архиепископа Антония, но и самому Патриарху. И очень скоро активный епископ 67 лет отроду был сослан в ссылку Нарымский край.
Советская власть повела дело так, что мирная передача церковных ценностей обернулась поводом обвинить Церковь в сопротивлении «народной власти» и расправиться с ней.
26 февраля 1922 года ВЦИК издал декрет об изъятии «из церковных имуществ, переданных в пользование группам верующих… всех драгоценных предметов из золота, серебра и камней…», в том числе всех освященных предметов. В начале марта 1922 года секретную комиссию по изъятию церковных ценностей возглавил Троцкий и энергично начал проводить ее планы в жизнь.
Шуйский процесс
Одними из первых по делу «сопротивления изъятию церковных ценностей» пострадали священники и миряне города Шуи.
13 марта 1922 г. в собор в Шуе пришла комиссия по изъятию церковных ценностей. Храм был полон народа. Приступить к описи имущества члены комиссии тогда побоялись. Но в тот же день вечером президиум уездного исполкома экстренно постановил: «…восстановить чрезвычайные меры, связанные с военным положением, по которому «начальнику гарнизона и начальнику милиции… к лицам, нарушающим установленный порядок… применять решительные меры вплоть до применения оружия». Этим распоряжением определились дальнейшие события.
15 марта на соборной площади с утра стал собираться народ. Люди требовали, чтобы милиция и красноармейцы ушли от собора. К собору подъехали автомобили с пулеметами, началась стрельба. Трупы убитых положили на паперть собора, а потом увезли. Изъятия церковных ценностей в этот день не было.
Со стороны верующих пострадало двадцать два человека, из них четверо было убито. Из красноармейцев ни один не был убит или тяжело ранен.
Обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей было предъявлено священникам о. Павлу Светозарову, о. Иоанну Рождественскому, о. Иоанну Лаврову, о. Александру Смельчакову и двадцати мирянам. 2 мая все они были расстреляны.
Один из священников, отец Павел Светозаров, у которого еще раньше умерла жена, сам воспитывал малолетних детей. В последнюю ночь перед расстрелом (1 мая 1922 г.) священномученик Павел молился о судьбе своих детей. По его молитвам их не коснулись бедствия того времени, и они благополучно дожили до старости.
Заветы Ильича
19 марта 1922 года Ленин, воспользовавшись происшедшими в Шуе событиями, обратился с директивным письмом в Политбюро по проведению кампании по изъятию ценностей:
«Именно теперь и только теперь, когда в голодных местностях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления.
Именно теперь и только теперь громадное большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо, во всяком случае, будет не в состоянии поддержать сколько-нибудь решительно ту горстку черносотенного духовенства и реакционного городского мещанства, которые могут и хотят испытать политику насильственного сопротивления советскому декрету…
Один умный писатель по государственным вопросам справедливо сказал, что если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый краткий срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут…
Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий.
Самую кампанию проведения этого плана я представляю следующим образом: чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше…»
«Люди не от злобы своей действуют»
Преподобномученик Ардалион (Пономарев) служил на Урале во время страшного голода и эпидемий 1920-х годов. Чем мог, он делился с паствой. В Евангелии, которое он позже подарил своему младшему сыну Григорию (в будущем известному на Урале старцу), осталась запись, сделанная о. Ардалионом в тот период: «Это так нужно, здесь люди не от злобы ж своей действуют, а это Бог через них хочет испытать мое терпение и смирение. Буду все терпеть ради Иисуса Христа».
Священномученик Павел Ансимов в 1921 году был приглашен для служения в Успенский храм в станицу Ладожская на Кубани. Голод, который охватил южные губернии страны, коснулся и его семьи. Пока отец Павел со своей семьей добрался до станицы, чтобы хоть немного утолить чувство сильного голода, его супруга не раз становилась просить милостыню у сельских храмов.
Когда у отца Павла спрашивали, что такое счастье и как его обрести в такие тяжелые времена, священник отвечал: «Счастье – это способность человека радоваться всему, что дает ему Господь».
В Петербурге по сфабрикованному большевиками «делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей» вместе с митрополитом Петроградским Вениамином оказались самые близкие к нему священники и миряне – всего 86 человек. Среди приговоренных к расстрелу был протоиерей Михаил Чельцов.
Он знал, что осужден невиновно, но рассуждая о том, почему священники невинно отбывают заключение в тюрьмах, писал:
«Это Господь так устроил, что нас, священников, сажали по тюрьмам, гоняли по разным северам, югам и востокам.
С одной стороны это было искуплением вины нашей и отцов наших перед народом и перед христианством за многие наши прегрешения перед ними, а с другой стороны, — мы необходимы были для заключенных, ибо в тюрьме без священника тяжело».
Отец Михаил сорок дней провел в камере смертников в ожидании расстрела. Приговор заменили на ссылку. О своих мыслях и переживаниях в этот период он написал в своей книге «Воспоминания «смертника» о пережитом». Мученическая гибель настигла о. Михаила в 1931 году.
Священномученик Василий Соколов весной 1922 года с группой священников и мирян был осужден на смертную казнь по обвинению «в сопротивлении изъятию церковных ценностей».
Когда к нему в храм пришли «изымать», отец Василий просил не забирать только предметы, необходимые для богослужения. Но было забрано все, «что блестело». Вскоре, на Благовещение, о. Василий попытался было сказать проповедь о празднике, «возбудить эту радость в моих слушателях, но, наблюдая собравшихся, я убеждался в том, что на их лицах нет отпечатка этой радости. Вот я и счел нужным переменить тему моей проповеди… на такую, которая в данный момент является наиболее желательной…, – говорил о. Василий на допросе в ГПУ.
– Что, может быть, наша скорбь является следствием изъятия церковных ценностей? – Это не должно служить причиной нашей скорби.
Я говорил, что нам не нужно скорбеть об этих ценностях, тем более что эти ценности пойдут на помощь голодающим. Нужно еще больше радоваться этому, потому что через это будет утолен голод умирающих людей…
На этих ризах, которые украшали наши иконы, покоятся заботы и труды многих миллионов людей, которые из года в год вносили в церковь свои гроши… Мы отдаем из нашего храма священные сосуды, которых было четыре. Нам оставили один, и, конечно, для потребностей нашего храма этого недостаточно. И мы хотели просить комиссию дать нам еще один из сосудов, но, к сожалению, наши старания успеха не имели:
наше предложение переменить священные сосуды на вещи домашние из золота и серебра – было отклонено.
Конечно, это равнодушно не может перенести наше христианское сердце».
8 мая 1922 года был зачитан приговор трибунала: одиннадцать человек были приговорены к расстрелу и среди них священники Василий Соколов, Христофор Надеждин, Александр Заозерский, иеромонах Макарий (Телегин) и мирянин Сергий Тихомиров.
9 мая 1922 года Патриарх Тихон направил ходатайство председателю ВЦИКа Калинину о помиловании. «В силу определения Всероссийского Собора… – писал он, – имею долг печаловаться пред Вами, как Представителем Высшей Государственной Власти, о помиловании осужденных, тем более что инкриминируемого послания они не составляли, сопротивления при изъятии не проявляли и вообще контрреволюцией не занимались».
27 мая арестованные были расстреляны.
Всего от голода в 1921-1922 году погибло не менее пяти миллионов человек, и только за один 1922 год было расстреляно не менее 6000 священнослужителей и монашествующих. Многие из невинно убитых прославлены Православной Церковью в лике святых.
Использованы источники: Андреев Е.М., Дарский Л.Е., Харькова Т.Л. Население Советского Союза 1922-1991. – М.: Наука, 1993. – С. 10.