21 декабря в Зале Церковных Соборов Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открылось очередное ежегодное заседание Епархиального собрания города Москвы.
Предстоятель Русской Православной Церкви, являющийся правящим епископом города Москвы, выступил с докладом, в котором освещаются наиболее актуальные вопросы церковной жизни, подводятся итоги уходящего года и намечаются перспективы на ближайшее будущее. Особое внимание в докладе Святейшего Патриарха уделяется сфере церковно-общественных отношений, проблемам духовного здоровья граждан России, православному воспитанию и образованию, вопросам богослужебной практики, нюансам гражданского законодательства, касающимся деятельности церковных структур, пенсионному обеспечению клириков, а также ведению приходской отчетности.
Большое внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II уделил и вопросам церковного социального служения. Предлагаем вашему вниманию фрагменты из его доклада.
Столичный мегаполис — это концентрация множества социальных проблем. Разобщенность, одиночество, отчаяние — к сожалению, приметы нашего времени, особенно вопиющие на фоне блеска огней большого города. Сюда в поисках лучшей доли стекаются люди со всей России и ближнего зарубежья. Многие из них терпят житейское крушение, оказываются жертвами обмана или собственных страстей, становятся бездомными. Больные, одинокие старики, брошенные дети, инвалиды взывают о сострадании. Да и любой самый благополучный человек может в один миг стать больным, всеми оставленным и несчастным.
Каждый день у нас с вами есть возможность послужить в лице ближнего Христу. И каждый день в наши храмы обращаются люди с различными просьбами о помощи в беде.
Особенно часто просят денег на еду, одежду, лекарства, просят помочь добраться до дома, купить билет на поезд. Конечно, все мы знаем — среди тех, кто приходит с просьбами, много обманщиков. Как же поступить батюшке или работнику храма? Я думаю, что самое важное — не отказать в помощи тем, кто действительно в ней нуждается. Если даже десять просителей обманывают, одиннадцатый может оказаться человеком, которого действительно постигла беда, которому некуда идти. Нельзя, чтобы такой нуждающийся человек затерялся, чтобы ему отказали потому что, мол, «все обманывают». Надо чтобы в Церкви любой человек мог найти помощь. Не надо оскорблять просителя недоверием, подозрениями — можно не давать денег, но покормить, дать одежду или лекарства. Люди, которые приходят в храм со своими нуждами, должны быть приняты с любовью. Главное, чего не надо жалеть — это времени на то, чтобы разобраться с конкретной нуждой человека, вникнуть в его обстоятельства. Можно попросить кого-то из прихожан поехать вместе с ним на вокзал и посадить в поезд, отдав проводнику билет. Если проситель приехал издалека, можно связаться по телефону с епархией, откуда он прибыл, с органами власти на месте, чтобы навести о нем справки. Часто за помощью обращаются люди неуравновешенные и болящие, и прежде чем отправлять человека куда-то, нужно понять, ждут ли его там и стоит ли ему туда ехать.
Если просят денег на лечение ребенка, надо связаться с больницей и узнать, какие суммы необходимы, попросить все нужные справки и документы.
Откуда же приходскому священнику взять на все это время? У него обязательно должны быть помощники на приходе специально для таких социальных дел. Многие наши прихожане, особенно молодежь, чувствуют себя невостребованными, ищут церковного дела — их обязательно надо привлекать к такому служению милосердия. Надо воспитать наших сторожей и свещниц, чтобы они знали, как им поступать, когда к ним обращаются с просьбой о помощи.
В особенно сложных случаях приходу должна помогать Комиссия по церковной социальной деятельности. Ее телефон 107-70-01 должен быть обязательно известен каждому дежурному священнику. К помощи комиссии можно прибегнуть, когда нужно устроить беспризорного ребенка в приют или в православный детский дом, или когда надо найти место для ночлега бездомному, оказать ему медицинскую помощь. У комиссии есть возможность распространить просьбу о помощи в СМИ, привлечь благотворителей или добровольцев. Есть связи в регионах и необходимая для решения социальных вопросов информация.
Недалеко от каждого храма есть больница, или дом престарелых, или детский дом. Я уверен, что все вы, бываете в них, не отказываетесь, когда вас приглашают, чтобы поисповедовать и причастить больного старика или ребенка. Клирики многих храмов бывают в больницах и других социальных учреждениях с поздравлениями на Рождество и Пасху, и отрадно видеть, насколько это всегда радует и подопечных, и персонал таких учреждений. Должна ли Церковь ограничиться исполнением треб и праздничными поздравлениями? Я думаю, она может помогать насельникам социальных учреждений и пациентам больниц не только духовно. Приходское священство должно организовать мирян для помощи больным и одиноким. Во всем мире огромную роль в помощи слабым, больным, несчастным играют добровольческие организации. Русская Православная Церковь — это самая многочисленная конфессия России, и к ней большинство россиян относится с доверием и уважением. К социальной работе Церкви можно привлекать и не вполне пока воцерковленных, но отзывчивых и совестливых людей. Дела милосердия, настоящая христианская любовь быстрее многих слов покажет им дорогу к спасению, к жизни во Христе.
В больнице, в близости смерти, в страдании, человек особенно нуждается в духовном утешении. Пока, к сожалению, в окормлении больниц и социальных учреждений нашего города нет системы. Самая насущная задача — обеспечить возможность оперативно, быстро найти священника для причащения умирающих. Пока что в большинстве случаев приглашение священника организуют родственники — прихожане наших храмов, призывая знакомого им батюшку. Приход священника в лечебное учреждение должен быть продуман и организован.
Прежде всего следует распределить больницы между городскими храмами. В столице сейчас 56 городских и клинических больниц, 11 ведомственных, 27 детских, 63 специализированные и 18 госпиталей (то есть всего 175 больниц), а приходских храмов у нас около 300.
Если в самой больнице есть храм или молитвенная комната, необходимо, чтобы расписание служб висело в каждом отделении. Пациентам должны быть известны имя и телефон священника, отвечающего за храм.
Во многих наших городских больницах есть требные сестры — в НИИ им. Склифосовского, в Бакулевском институте сердечно-сосудистой хирургии, в Морозовской детской клинической больнице, в Первой градской больнице, в госпитале им. Бурденко. Окормляющие эти больницы священники могут подтвердить: когда есть требная сестра, служение священника значительно облегчается: все предварительные переговоры с больными и их родственниками, «сортировку» больных по срочности, объяснение смысла таинств, подготовку к исповеди и причастию берет на себя сестра. Она обходит палаты и выясняет, желает ли кто-то причаститься или собороваться, дает литературу, отвечает на вопросы. Часто служение требных сестер охотно и с большим успехом несут наши пожилые прихожанки, пенсионерки.
Хочу обратить внимание настоятелей тех храмов, при которых есть сестричества (всего в столице 10 сестричеств) или группы милосердия (таких в Москве 35). В группе милосердия обязательно должны быть требные сестры. В ближайшем времени при Комиссии по церковной социальной деятельности должны быть открыты курсы требных сестер, где следует обучать на примере не только московских, но и других российских храмов, в которых опыт служения требных сестер насчитывает уже по несколько лет. Храмы, которые имеют такую финансовую возможность, могли бы включить должность требной сестры в свое штатное расписание, и поставить таким образом это служение на более прочную основу.
Но надо сделать так, чтобы возможность экстренного вызова священника существовала круглосуточно. Комиссия по церковной социальной деятельности должна продумать и организовать круглосуточный телефон, по которому можно пригласить батюшку к умирающему. Я думаю, что это нам вполне по силам. Комиссия должна также найти и привлечь на работу мирян-диспетчеров этой службы.
Тем, кто отвечает за подготовку договоров о сотрудничестве Церкви с департаментами здравоохранения и соцзащиты, надо помнить, что от их заключения зависит во многом отношение администрации лечебных учреждений к появлению там наших мирян-добровольцев. Надо, чтобы со стороны Церкви эта работа была доведена до конца.
Служение мирян-добровольцев необходимо в наших сегодняшних больницах. В неврологических отделениях старики могут лежать годами? Что одинокие старики умирают там не от перелома, а от пролежней, которые некому обрабатывать? В наших государственных больницах не предусмотрены должности сестер по уходу, а зарплаты мизерные — у персонала просто не хватает сил, чтобы выхаживать одиноких больных, подходя к ним индивидуально. Этот недостаток индивидуального внимания и тщательного ухода и могут восполнить добровольцы, организованные Церковью. Мы все видели с вами примеры такой эффективной церковной помощи после прошлогодних терактов в Москве и Беслане. Тогда священники и миряне, посещавшие их от лица Церкви, составляли списки нужд, покупали необходимое. Отмечу: те функции, которые взяла на себя Церковь, не могли быть выполнены ни одной специальной службой.
Служение больным может быть для наших прихожан духовным лекарством, помощью в борьбе со страстями. Это живой опыт доброделания, который очищает и питает душу. Как сказал авва Дорофей, «больной более благотворит нам, чем мы больному». Задача священника — ободрить и организовать тех, кто желал бы послужить ближнему и так исправить свою душу, но не знает, где конкретно это сделать. Многие храмы при наших больницах являются приходскими. Клирики в них хорошо знакомы с нуждами больницы и могут направлять туда для помощи своих прихожан, собирая группу желающих потрудиться в больнице после воскресного богослужения. Пусть поначалу эта группа будет состоять из двух-трех человек: Господь, видя их усердие, пошлет со временем им помощников. Если у прихожанина есть на совести какой-то тяжелый грех (все мы знаем, например, как распространен сейчас грех аборта) можно посоветовать ему пойти помогать в больницу, чтобы научиться деятельной любви.
Чтобы группа милосердия не распалась, надо обучать сестер, повышать их профессиональный уровень, чтобы они могли расти в избранном ими деле. Для тех, кто желал бы посвятить себя служению больным без остатка, есть вечернее отделение училища сестер милосердия, есть православные патронажные службы, которые всегда нуждаются в работниках. При Комиссии по церковной социальной деятельности существуют различные курсы. Комиссия должна принимать и обучать всех желающих послужить ближнему, организовывать обмен опытом между приходскими сестринскими группами.
В Москве сейчас около 40 детских домов. Большинство из них окормляется тем или иным из наших храмов (без внимания осталось около десяти детских домов, и я хотел бы поручить Комиссии по церковной социальной деятельности обратить на них внимание настоятелей расположенных поблизости храмов). У многих наших приходов есть опыт общения с детдомовскими детьми. Но, к сожалению, пока больше он сводится в основном к поздравлению детей и воспитателей с главными церковными праздниками. Само по себе это немало и обязательно нужно. Но главное, что мы с вами должны помнить, когда мы сталкиваемся с проблемами детских домов: важно не прийти в детский дом или приют, а хотя бы на время забрать ребенка оттуда, вывести его из детдомовской замкнутой среды в нормальный мир. Не каждый приход может устроить свой православный детский дом. Но можно приводить детей из детского дома на богослужение, а потом пойти с ними на прогулку, в зоопарк, в музей. В храме прп. Марона Пустынника некоторые прихожане берут детей из детского дома в гости — и оказывается, что самое интересное для детдомовского ребенка — это заниматься самыми простыми домашними делами вместе со взрослыми: стирать, готовить обед, мыть посуду — это оказывается гораздо интереснее телевизора, к которому дети привыкли и в детдоме. Ведь в детских домах дети воспитываются «на всем готовом», так что часто не имеют никакого преставления о том, откуда берется та или иная еда, что хлеб продается в батонах, а не кусочками, и что такое вообще поход в магазин за продуктами. Для ребенка из детского дома драгоценно самом по себе общение со взрослым, совместное дело.
Кроме детских домов, существуют дома ребенка — там находятся малыши от рождения до 4 лет. Таких домов ребенка в столице 20. Детей оттуда забрать на время нельзя, надо приходить туда и заниматься с детьми, направлять туда добровольцев.
По свидетельству батюшек, найти добровольцев для работы с малышами бывает не трудно. Труднее наладить отношения с администрацией дома ребенка. Надо не забывать, что работники этих учреждений делают свое дело в тяжелейших условиях и за минимальную плату. Они живут среди постоянного горя и страданий. Они раздражены постоянной критикой в свой адрес. Они нуждаются не в нашей критике, а в нашей поддержке. Они сами должны почувствовать заботу Церкви, понять, что священник и прихожане приходят не как контролеры, а как помощники. С работниками детских домов и домов престарелых тоже надо заниматься, приглашать их в воскресную школу для взрослых, устраивать поездки по святым местам. Мы знаем, например, что когда Синодальный отдел по взаимодействию с правоохранительными органами устраивал такие паломничества для работников московских тюрем, отзывы были самые благодарные — люди, которых все воспринимают как «надзирателей», почувствовали человеческое к себе отношение, а значит, и сами расположились к Церкви.
Самый лучший способ помочь ребенку-сироте — это усыновление. Пока, к сожалению, среди усыновителей церковных людей не слишком много. Однако опрос, проводившийся журналом о делах милосердия «Нескучный сад» в московских приходах, показал, что наши прихожане эту идею воспринимают с одобрением. Комиссия по церковной социальной деятельности должна популяризировать усыновление, знакомя наших прихожан с примерами таких семей. Сейчас при Комиссии действуют курсы приемных воспитателей, на которых можно подробно узнать юридические нормы усыновления, познакомиться с особенностями возрастной психологии детей, переживших потерю родителей, узнать, что конкретно надо делать, если созрело решение усыновить ребенка. Конечно, принять на воспитание сироту — огромная ответственность, здесь не должно быть поспешности и импульсивности, и наши духовники должны очень внимательно и с рассуждением относиться к такому желанию своих чад, а также с особым тщанием окормлять прихожан, уже усыновивших сирот, помогать им.
Я хотел бы обратить ваше внимание, а значит и внимание ваших прихожан, на проблему нищих с малолетними детьми. Известны случаи, когда дети с которыми просят милостыню — не родные, на них нет никаких документов, они находятся под воздействием снотворного, истощены от недоедания. В Москве существует светская группа добровольцев, которой удалось отобрать несколько младенцев у таких профессиональных нищих и устроить в дома ребенка (для одного малыша были найдены усыновители). Если человек подает милостыню ради Христа, из сострадания, не пытаясь оценить ситуацию, эту милостыню примет Господь. И, конечно, не спросит с нас, как и на что потратит деньги нищий. Существование обманщиков и преступников – не повод отказывать всем в подаянии. Но если у христианина возникала потребность разобраться с конкретным случаем, если он чувствует, что с ребенком что-то не в порядке (он заторможен, сонлив, истощен) он должен знать, что в этом случае можно и нужно обратиться в милицию. Подробную информацию о том, как действовать в такой ситуации, можно получить в Комиссии по церковной социальной деятельности или на ее сайте «Милосердие.ру».
Как свидетельствуют священники, регулярно посещающие дома престарелых, залог многолетней плодотворной работы — личный контакт священника с администрацией социального учреждения. Также необходимо заключение договора в письменной или устной форме о проведении богослужений в стенах учреждения. Обычно, когда дело касается духовных потребностей пожилых людей, противодействия со стороны администрации не бывает — видимо, сам возраст насельников, приближающихся к последнему жизненному порогу, к этому располагает. Необходимо, чтобы в каждом московском доме престарелых были храмы или хотя бы молельные комнаты. Домов престарелых у нас сегодня 14. До сих пор Комиссия по церковной социальной деятельности не уделяла пристального внимания работе в них. Надо чтобы она исследовала ситуацию с окормлением престарелых в таких учреждениях, при необходимости оказала помощь церковным общинам, возникающим там. Также следует обратить внимание на то, что кроме интернатов для ветеранов в столице есть так называемые социальные дома (таких три), где компактно проживают одинокие престарелые люди.
Многие из людей старшего возраста, чья юность пришлась на годы воинствующего безбожия, очень мало или совсем ничего не знают о Церкви, хотя, может быть, хранят какие-то еще детские воспоминания о церковных праздниках. По опыту много занимающихся с пожилыми людьми священников, большинство нынешних людей старшего возраста, родившихся в 1920-1940-х гг., не имеют ни религиозного опыта, ни причастности к православной традиции, и являются нередко носителями суеверий. Все это должен учитывать священник, окормляющий дом престарелых.
При окормлении дома престарелых также очень важно служение требной сестры. Надо подробно и обстоятельно беседовать с пожилыми людьми, объясняя им смысл церковных Таинств. Кроме того, для обитателей дома престарелых внимание и участие, возможность просто поговорить с новым человеком чрезвычайно важно. Большинство людей старшего возраста болезненно переживает трагедию одиночества. Это одиночество требует активного пастырского вмешательства.
Бывает, что помощниками священника становятся верующие сотрудники дома престарелых. И конечно, необходимо привлекать активных прихожан к посещению домов ветеранов, составлению списков желающих причаститься, раздаче икон, крестиков, молитвословов, патронажной помощи заболевшим. Очень хорошо, когда с поздравлениями в дом престарелых приходят дети наших воскресных школ — это большая радость и утешение. Важно не забывать поздравлять наших ветеранов не только с церковными праздниками, но и с Днем победы, с другими памятными датами Отечества, а в ведомственных домах престарелых (такие есть) и с профессиональными праздниками. Ветеранам и самим есть что рассказать нашим прихожанам, особенно детям.
Заботясь о церковном погребении усопших, надо добиваться от администрации социальных учреждений составления списков верующих насельников этих учреждений, чтобы в случае кончины можно было похоронить их церковным чином, предать земле.
За множеством больших и малых дел нашего церковного служения мы не должны забывать тех, кто когда-то нес такое же служение в наших храмах, а теперь стал стар и немощен. В каждом приходе надо собрать сведения о престарелых, вышедших за штат или почивших священнослужителях. Надо оказать всемерную помощь вдовам и семьям почивших, ухаживать за их могилами, заботиться об оставшихся одинокими престарелых или немощных клириках. Комиссии следует выявить нуждающихся в помощи и доложить мне о том, какую помощь оказывают им их приходы.
Все вы наверняка не раз видели бездомных, живущих на улицах нашего города, собирающихся на вокзалах или греющихся в метро. По приблизительным данным МВД России, в Москве около 80 тыс. бездомных. Это выброшенные жизнью за борт люди, опустившиеся, чаще всего страдающие алкоголизмом. Среди них очень много приехавших в Москву на заработки и обманутых работодателями. Зимой множество бездомных оказывается в больницах с обморожениями, язвами, гангреной. Многие из бездомных — инвалиды с ампутированными в результате обморожений конечностями. Опустившийся, дурно пахнущий, грязный человек обычно вызывает страх и отвращение, а не желание помочь. К нему страшно подойти, даже если он лежит на земле и, может быть, умирает. Можем ли мы равнодушно проходить мимо замерзающего человека, даже если его облик изуродован греховной жизнью и он уже давно — жертва страстей. Одному человеку трудно что-то предпринять в такой ситуации. Однако в нашем городе есть люди, сочувствующие бездомным, и есть кого позвать на помощь.
При Комиссии по церковной социальной деятельности с марта 2003 года действует группа помощи бездомным. В ней работает в основном православная молодежь: добровольные помощники и оплачиваемые социальные работники, которые опекают бездомных в 10 московских больницах и принимают отдельные просьбы еще из пяти больниц. В опекаемых больницах удается помочь примерно 80 бездомным в месяц. Сотрудники группы предоставляют им одежду, инвалидную технику, иногда организуют уход, оформляют документы, разыскивают родственников, для чего налаживают контакты с различными организациями по всей России и ближнему зарубежью, организуют отправку к прежнему месту жительства (уезжают в родные города от 10 до 20 человек в месяц).
С ноября 2004 года работает еще один проект — служба «Милосердие». Служба организует рейды ночного автобуса, чтобы подобрать замерзающих людей с улиц Москвы. Автобус выезжает шесть раз в неделю по отработанному маршруту. Маршрут автобуса пролегает по Садовому кольцу в окрестностях вокзалов и центральных станций метро. В бригаде работает фельдшер и медицинская сестра. В автобусе оказывают первую медицинскую помощь, предлагают горячий чай и пищу. Бездомные, их одежда и рабочая одежда сотрудников проходит санитарную обработку. Утром бездомным выдают недостающую теплую одежду, а социальный работник при необходимости приобретает билет домой. Если вы или ваши прихожане увидели замерзающего человека, можно позвонить по телефону 764-49-11, и автобус «Милосердие» подберет его.
Если обычно в Москве за зиму замерзало больше 600 человек, то за прошлую зиму, когда на улицах дежурил автобус «Милосердие» (с конца ноября по апрель) — всего 80. Автобус подобрал на улицах Москвы 550 замерзавших.
В летнее время служба тоже работала — как передвижной медпункт в местах скопления бездомных, ежедневно принималось до 60 человек.
Службе «Милосердие» очень нужны помощники. Если среди ваших прихожан есть желающие поучаствовать в спасении замерзающих, направляйте их в Комиссию.
Помочь бездомным можно также, организуя сбор теплой одежды, которая им всегда бывает нужна. Во всех трудных случаях можно обращаться в Комиссию по церковной социальной деятельности, у которой большой опыт работы с бездомными.
К сожалению, есть категория людей, которой наши приходы оказывают помощь далеко не в той степени, в которой это возможно. Я говорю об инвалидах — незрячих, глухих и слабослышащих, людях с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Чаще всего инвалиды-колясочники, запертые в своих домах, не имеют никакой возможности добраться до храма. Надо помочь людям, которым так сильно нужна помощь Божия и церковная жизнь, попасть на богослужение. У многих наших прихожан есть автомобили, возле храмов в воскресный день бывает даже трудно припарковать машину — неужели никто из прихожан не найдет времени довезти до храма инвалида или старика? Молитва страждущего человека особенно доходчива ко Господу, и как хорошо, если у нас будут такие молитвенники. Комиссии по церковной социальной деятельности я поручаю связаться с обществами инвалидов и отделами по помощи инвалидам в московских ЦСО, и помочь храмам собрать информацию об инвалидах, нуждающихся в церковном попечении.
Отдельный вопрос — участие в богослужении детей-инвалидов с нарушениями развития. Эти дети не такие как все, они заторможены или наоборот гиперактивны, могут вести себя странно, кричать. Неправильно заранее считать их одержимыми. От таких детей врачи предлагают мамам отказаться еще в роддоме. Родители, которые не отказались от таких детей — герои. Многие мамы детей с нарушениями развития жалуются, что в наши православных храмах встречают непонимание и раздражение — потому что их дети «мешают» во время службы. Все работники храма должны обращаться с такими семьями с особой любовью, бережно. Можно специально пригласить маму с ребенком-инвалидом на богослужение в будний день, когда народу мало и они никому не помешают, да и ребенку будет спокойнее, чем в толпе. В некоторых храмах Подмосковья даже проводятся специальные богослужения для таких мам с детьми, священники, знакомые с этой проблемой, могут посоветовать, разъяснить особенности таких детей.
Особой зоной нашего церковного внимания должны стать государственные интернаты для детей-инвалидов. Там живут как раз те несчастные дети, от которых отказались родители. Ситуация там очень тяжелая. Зарплата у обслуживающего персонала, как правило, очень низкая. Поэтому в них всегда большая текучесть кадров, и за детьми ухаживают в основном женщины, которые просто не смогли найти другую работу. Обычно в отделении на 30 детей работают две-три санитарки, а кормить больных детей очень сложно — часто они не могут проглотить пищу, или не открывают рот, или постоянно двигаются во время кормления. Иногда кормление одного ребенка занимает полчаса. Бывает так, что одних детей кормят в завтрак, других — в обед, третьих — в ужин.
В Москве домов-интернатов для детей с глубокой умственной отсталостью семь, в них в общей сложности живет около 2 тысяч детей, из них около 500 лежачих. Только двум из этих учреждений активно помогает Церковь. Но и этот опыт показывает: такая помощь очень нужна и действенна. В штате дома-интерната №8 с 1996 года работают православные специалисты (прихожане храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник») или приглашенные ими сотрудники. Для детей, которых раньше никто ничему не обучал, разработана уникальная программа реабилитации. Главное условие работы — заботливое человеческое отношение к детям. В результате не только изменилась обстановка в интернате и самочувствие детей, но и диагнозы многим детям были изменены на более легкие. В доме-интернате №11 с 2002 года постоянно работают сестры милосердия из Свято-Димитриевского сестричества и училища сестер милосердия, а также добровольцы. Сестры взяли на себя уход за отделением самых тяжелых лежачих детей (их 30 человек, кормить их можно только из соски) и помогают в более легком отделении лежачих (там, где дети могут есть с ложки). Дети заметно поправились, начали улыбаться. 12 детей переведено в более легкие отделения, потому что несколько лежачих прежде детей благодаря сестрам научились ходить или передвигаться на коляске, а некоторые научились есть с ложки. Кроме того что положено делать по инструкции, сестры играют с детьми, слушают с ними музыку, помогают священникам причащать этих детей. Директор и врач интерната с радостью отмечают перемены, произошедшие с детьми. В 2003 году в доме-интернате открыт домовый храм во имя св. блгв. царевича Алексия.
Надо, чтобы Комиссия о церковной социальной деятельности познакомилась с администрацией остальных интернатов для детей-инвалидов и привлекла православных добровольцев для помощи им.
Работу с заключенными у нас ведет Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, а в московских СИЗО – комиссия по тюремному служению при епархиальном совете Москвы. Слава Богу, во всех московских тюрьмах есть храмы, активно идет миссионерская работа среди заключенных. Многие приходы ведут с заключенными духовную переписку, собирают вещевые и продуктовые посылки. Но вот заключенный освобождается, и оказывается, что ему чрезвычайно трудно как-то устроиться. Особенно это касается освобождающихся из колоний для малолетних преступников. Обычно освобождающиеся подростки следуют к месту своего постоянного жительства через столицу (колония покупает для них билет). И естественно, многие не доезжают до дома, тут же еще на вокзале попадая в околокриминальный водоворот.
Сотрудники Комиссии по церковной социальной деятельности приняли участие в помощи этим подросткам. Их нужно встретить на вокзале, накормить и как-то занять в течение дня, а вечером посадить на поезд домой. Из опыта общения с освободившимися малолетними заключенными видно, что главная проблема для них — то что дома их либо никто не ждет, либо ждут прежние сомнительные компании. А между тем многие из подростков еще могли бы выйти на нормальную жизненную дорогу, если бы им было на кого опереться. Я считаю, что Комиссия должна привлечь другие московские приходы к попечению о малолетних освобождающихся заключенных, сделать эту помощь более организованной, и обязательно связываться с церковными приходами по месту жительств освобождающихся и оказывать им поддержку на месте.
В притворе каждого храма должна быть доска объявлений, на которой можно разместить просьбу о помощи. Сейчас в наших храмах висит много объявлений рекламного характера: о православных товарах, соевых продуктах, выставках, паломнических службах. Это, конечно, полезная и нужная информация, но основное место на наших информационных стендах должно быть уделено делам прихода и помощи нуждающимся. На стенде обязательно должно быть имя и телефон ответственного а социальную работу в храме, справочный телефон Социальной комиссии (107-70-01) и адрес ее интернет-сайта «Милосердие.ру», где много полезной информации о церковном социальном служении и есть возможность оперативно разместить просьбу о помощи. Сейчас интернет-странички есть и у многих столичных приходов, там среди других новостей из жизни общины тоже следует помещать просьбы прихожан о помощи.
Конечно, не у каждого прихожанина есть возможность пользоваться интернетом. Но у нас есть добрый обычай зачитывать просьбы о помощи с амвона. К этому средству можно прибегать и когда надо собрать группу добровольцев.
Если вам известны нуждающиеся в помощи люди, помощь можно привлечь через передачи православного радио, на котором Комиссия по церковной социальной деятельности еженедельно выпускает часовую передачу. Обычно просьбы о помощи, прозвучавшие по радио, находят большой отклик у наших прихожан, и общими усилиями, слава Богу, удается собрать деньги на лечение и вещевую помощь.
В заключение хочу сказать, что в добрых делах не обязательно стремиться к какому-то большому размаху, организационному масштабу, а можно и нужно начинать с малых дел, не отказывая в помощи тем конкретным людям, которые к нам обращаются. Если мы видим страдающего человека — это и есть наш ближний, которому мы должны послужить, не отговариваясь нехваткой времени для более важных дел. С нас спросится на Страшном суде за это. Лучше «потерять» свое время — и приобрести гораздо большее, потому что «блажены милостивые, ибо они помилованы будут».
На состоявшемся епархиальном собрании участникам были розданы изданные нашей Комиссией сборники, сборники документальных православных фильмов о милосердии «Кто мой ближний», а также журнал «Нескучный сад»