Кому-то не хватает денег, чтобы купить на каждого члена семьи по две пары обуви на сезон, кто-то не может обеспечить своих родственников новой одеждой, когда старая износилась, а кому-то не на что купить и самые нужные лекарства… О том, почему стали бедными люди, обращающиеся сегодня за помощью к Церкви, и о том, как могут их поддержать более благополучные сограждане, мы поговорили с работниками Православной службы помощи «Милосердие».
– Те, кто приходят к нам за помощью, находятся у черты бедности, – говорит руководитель группы работы с просителями службы «Милосердие» Виктория Стронина, – некоторые говорят, что им не хватает на еду. Для других наша помощь – возможность сэкономить семейный бюджет, потратить средства на какие-то другие нужды.
Временные трудности
– К нам за помощью обращаются малоимущие семьи с детьми, многодетные, матери-одиночки.
Часто кризисным для семьи становится период, когда все дети маленькие. Мама не может полноценно работать, семья живет на зарплату папы или на пособия. Денег остро не хватает. Потом дети подрастают, идут в школу, там их кормят, мама может вернуться на работу, и семье становится полегче, пока у детей не наступит подростковый возраст.
Тогда запросов опять становится больше, подростки хотят модно выглядеть, не всегда соглашаются донашивать за кем-то одежду, больше едят… Часто бывает, что мама приходит и объясняет свою нужду так: «У меня вот двое подростков».
Можно сказать, что эта нуждаемость временная. У таких просителей есть тенденция со временем выбраться из трудностей, когда дети вырастут.
Инвалидами становится вся семья
А следующая категория – люди, которые находятся в бедности хронически, и вряд ли из нее выкарабкаются. Причиной этого, чаще всего, бывает болезнь. Бывает, к нам приходит человек с инвалидностью, начинаем спрашивать, в чем его нужда, выясняется, что у него и жена – инвалид, и у детей инвалидность. И думаешь: Господи, как же так получилось?!
Разговаривая с такими просителями, мы поняли, что когда один человек в семье заболевает, то остальные берут на себя и уход за ним, и его содержание, эта повышенная нагрузка нередко подрывает их здоровье.
В результате инвалидизируется вся семья.
Их доходом становятся только пенсии по инвалидности, особенно не хватает денег на лекарства. Такие семьи нуждаются хронически.
Одиноким старикам не хватает вкусненького
Еще одна распространенная категория просителей – это одинокие пенсионеры, которым не помогают дети. От них немного запросов. Они приходят скорее поговорить, почувствовать тепло, но никогда не отказываются от продуктов, особенно просят что-нибудь вкусненького: конфетки или пастилу. Говорят, на это пенсии не хватает.
В конце месяца у нас наплыв людей гораздо больше, чем в начале. Мы полагаем, это связано с тем, что пенсии и социальные выплаты бывают в первых числах месяца. Поэтому в последнюю неделю месяца, когда деньги у пенсионеров кончаются, число посетителей у нас вырастает вдвое, а то и больше.
Часто к нам обращаются приезжие, те, у кого в Москве нет своего жилья.
Такие люди – всегда в зоне риска, потому что снимать жилье в Москве или Подмосковье дорого, а платить за него надо – «вынь да положь». Очень сложно всегда быть готовым отдать значительную часть своего бюджета.
Что-то случилось, и ситуация уже становится критической. Одно из последних обращений к нам: глава многодетной семьи на работе повредил палец, провел на больничном месяц, и вот уже семье нечем платить за квартиру и нечего есть.
Социально ослабленные люди
И последняя категория – это так называемые «социально ослабленные люди». У них нет никакого диагноза, они могут работать, но почему-то они вот такие, безалаберные, что ли… Не могут устроиться на работу, наладить свою жизнь, расставить приоритеты. Из-за этого попадают в долги, в социальное неблагополучие, из которого могут выбраться, а могут и остаться в нем навсегда.
Казалось бы, в Москве есть возможности, для всех найдется работа. Но образования толком нет, на работе удержаться не получается, везде конфликты, все как-то не срастается, и человек хронически находится в таком нуждающемся положении…
Когда человек хронически нуждается, и ему все время не хватает денег, есть вероятность, что он может потратить их не совсем разумно. Это особенно касается социально проблемных семей, которые не могут справляться со своей жизненной ситуацией.
Часто вместо того, чтобы пойти заплатить за квартиру, нуждающийся может потратить полученные деньги на сиюминутную радость, потому что ему тяжело живется.
Поэтому большинство помогающих организаций предпочитают натуральную помощь, или непосредственно оплату необходимой услуги.
Что нужно нуждающимся?
Нужны продукты, средства гигиены, бытовая химия, детское питание, нужны деньги для оплаты лекарств. Если бы наши возможности позволяли, мы бы могли раздавать продукты не один раз в месяц, а два. Это было бы очень востребовано. Можно было бы добавить в набор, который мы выдаем подопечным, бытовую химию. Это всегда дефицит, ее редко жертвуют.
Было бы здорово закупать для раздачи молочные и мясные продукты. Скоропортящиеся продукты мы не можем принять в качестве пожертвования, так как не можем быть уверены в том, что они должным образом хранились.
Семьи с маленькими детьми всегда просят памперсы. Много их никогда не бывает. Нужны каши, детское питание. Для школьников всегда нужны канцелярские товары – тетрадки, ручки, линейки… К 1 сентября все время просят портфели.
Сколько людей получают помощь в службе «Милосердие»
Ежемесячно к нам приходят около 700 человек. Это число растет на 10% каждый год: чем больше мы о себе рассказываем, тем больше приходит нуждающихся. Для нас это очень непросто.
Например, не так давно нашелся благотворитель, который оплатил закупку продуктов и покупку лекарств на полгода. Мы смогли у наших постоянных жертвователей просить привозить то, что обычно в дефиците. В мае эти деньги закончатся.
Для нас это проблема: люди привыкли, что здесь можно получить увесистый пакет со всем необходимым. Если нет денег, приходится сокращать объемы и частоту помощи, и это, конечно, печально.
Действительно так много тех, кому не на что купить ботинки?
Да, их очень много. Доходы населения сильно падают. Жизнь становится все более трудной, «технологичной». Все больше людей остается «за бортом», не у дел, особенно в больших городах.
Им нужны не только продукты или одежда. Коммунальные платежи, проезд, лекарства, медицинские обследования, парикмахерская, детские кружки, школьные экскурсии и поездки, бытовая техника стала работать не больше 3-5 лет. Все это стоит денег, заработать которые сложно. Люди не укладываются в свои семейные бюджеты. И любая помощь позволяет что-то сэкономить на то, что по-настоящему важно.
Хочу сказать читателям «Милосердия»: помогайте людям сегодня – и завтра, когда у вас возникнет сложная ситуация, найдется тот, кто поможет вам!
Как правило, наши жертвователи – это те, кто сами пережили нужду, и хотят помочь другим нуждающимся. Или наоборот – просители, которые приходят, говорят: я вчера помогал сам, а сегодня мне нужна помощь. Если у нас сегодня все хорошо, это не значит, что так же хорошо всем, и что наша ситуация завтра не изменится. Нужно думать о тех, кто рядом!
Гуманитарный центр: подопечные – бедные матери
– Подопечные Центра гуманитарной помощи службы «Милосердие» – женщины в кризисной ситуации, матери с детьми, матери-одиночки, многодетные, – рассказывает завскладом центра Елена Сидорчук. – На одного ребенка берут примерно по десять вещей, у кого трое детей – возьмут 30. Конечно, мы стараемся, чтобы матери получали новые вещи.
– Многие ли из них нуждаются в обуви?
– Да почти все. Детскую забирают всю, благо ее приносят в большом количестве. Женскую – смотря что. Нам чаще всего приносят туфли с каблуками, а просят обувь без каблуков.
К нам обращаются много нуждающихся и из Москвы, и из Подмосковья, и из соседних областей. Говорят, что там большая проблема с тем, чтобы что-то получить. В Москве, например, для новорожденных выдается «собянинская коробка». В регионах такого нет.
– Это важно для нуждающихся матерей?
– Конечно. Мы пытаемся собрать для них то же самое, набор наподобие этой коробки.
– Сколько женщин обращается за помощью?
– На учете стоит очень много, ежемесячно приходят в среднем человек 200.
– Как можно помочь? Какая помощь востребована, помимо денежных пожертвований?
– Очень нужны памперсы, средства гигиены. Их катастрофически не хватает. Мы ориентируемся на то, чтобы мамочкам детей до 2 лет выдавать средства гигиены и памперсы, они их спрашивают. Но их просто нет, никто не несет. В крайнем случае приносят открытые упаковки, то, что осталось. Нет такого спонсора, который покупал бы для них коробки памперсов.
– Какую одежду лучше жертвовать в гуманитарный центр «Милосердия»?
– В идеале – новую. Потому что очень много приносят одежды «от бабушек». Бабушка умерла, родные собирают эту одежду в кучу и несут нам. Естественно, нам это куда-то надо девать, тратить деньги на вывоз. В то же время вещи, как мы понимаем, могли бы быть востребованы в регионах.
Очень хотелось бы найти автоволонтеров, которые помогли бы нам вывозить пожертвованную в Москве одежду в регионы, для епархиальных и других центров помощи…
Нужны новые женские вещи, пусть без этикеток, но в хорошем состоянии. Нехватка детских вещей, с шести лет, особенно на мальчиков.
– В чем причина бедности матерей, обращающихся за помощью?
– Конечно, есть и такие женщины, которым проще попросить, чем заработать. Но их немного, по нашему опыту. В регионах много нуждающихся вдов. После смерти мужей им трудно вытягивать детей, оплачивать необходимые расходы.
Отсутствие работы – не существенная проблема для Москвы, но она может быть актуальной для приезжих. Может быть работа с низким доходом. Еще одна причина – инвалидность или болезнь женщины, или ее мужа, в таком случае семье тоже будет тяжело.