На днях на одном из центральных телеканалов показали шоу с участием добровольцев одной общественной организации. Они вынесли проблему на обсуждение, но когда передача вышла в эфир, проблема не только была решена, но и усугубилась. Передача была смонтирована так, что многим показалось, что в происшедшем виноваты именно добровольцы.
Добровольцы не имели опыта участия в подобных шоу-проектах и никак не могли повлиять на его исход. Они не задумывались о том, что есть монтаж, рейтинговость программы, умелое сведение происшедшего в шоу. Законы шоу выше нравственности, и это норма. У такой программы нет цели решить ту или иную проблему. Редакторы и продюсеры не могут встать на сторону одной из сторон, даже если внутренне они симпатизируют кому бы то ни было. Таков жанр, такова реальность. И чем профессиональнее гости студии, сидящее в креслах и диванах, тем больше шансов, что та или иная проблема будет и освещена, и решена. Но пока это случается крайне редко.
Грамотное поведение добровольца на телевидении никак не изучается и не рассматривается. Никто не думает о том, что добровольца надо готовить к этом, что ему придется смотреть в камеру и что-то говорить. Даже лидеры НКО, приходя на телепередачу, не часто могут повлиять на ситуацию, когда в студии разворачиваются события, на которые необходимо реагировать так, чтобы участие во всем этом принесло пользу.
На своем примере могу сказать однозначно, что если у той или иной программы стоит задача собрать рейтинг и максимальное количество зрителей, а соответственно и рекламы, то команда этой программы будет делать все, чтобы программа была и интересной, и острой, и провокационной. И это норма. Вопрос в другом: готово ли НКО, вступая на территорию шоу-программы, поставить свое имя на кон, чтобы решить ту или иную проблему? Думаю не каждая. Ведь выход на телевидение – это тоже механизм. Но участвуя в таком шоу не всякую острую проблему можно решить, это факт. Вообще стоит ли рисковать репутацией, если реально не знаешь, что из этого выйдет? Все зависит от уровня подготовки того, кто идет на передачу, знаний жанра, личных знаний и опыта. Но то, что идти на такие передачи надо, это факт. И правилам эффективного участия надо учиться.
Тем, кто идет на шоу проект, необходимо понимать, что есть законы и правила, которые работают в этом проекте, и их надо знать. Никогда нельзя спрогнозировать поведение ведущего, приглашенной звезды, потому что неизвестно, насколько звезда погружена в обсуждаемую проблему. Нельзя надеется на поддержку зала и других экспертов, потому что они только что узнали о той или иной проблеме, а дать трезвую или четкую оценку может только человек знакомый с темой. Во время съемки передачи опытный продюсер, чувствуя, что тема начинает вянуть или распадаться на куски или появляется явная симпатия к какому-то герою, старается сделать все, чтобы изменить ситуацию. Специально обученные люди могут все это поправить, для этого они и работают на ТВ. Для этого есть много способов: приглашение эпатажных персон, задавание острых вопросов (часто не в тему), неожиданный выход знакомого или свидетеля и так далее. Во всем этом многообразии крайне редко бывают случайные непродуманные ходы или люди. Шоу не терпит случайностей и накладок, все выверено и выстроено еще задолго до начала съемок. И если кажется, что вокруг все орут и нет общей темы, монтаж и подводки все это превращают в нужный смотрибельный продукт. Это надо учитывать и стараться во время съемок не совершать ошибок, которые при монтаже сделаются выпуклыми.
Желательно помнить о том, что ты всегда находишься в кадре. Не ковырять в носу, не чистить одежду, не делать ужимки и корчить лицо – все это в кадре смотрится очень остро. И опытный оператор, поняв, что у вас есть какие-то проблемы, будет ловить вас, потому что в кадре будет нужный персонаж. Не желательно переходить на крик, потому что это смотрится несколько странно, если только этого не требует ситуация. Нельзя ругаться со зрителем, зритель в зале – почти тот же, что у экрана. А значит, симпатии будут не на вашей стороне. Надо стараться говорить небольшими блоками завершая мысль, потому что длинный монолог вообще никто не станет слушать. Важно и то, как вы оденетесь, вплоть до мелочей. Но главное, что в кадре должен находиться человек, который будет пытаться решить ту или иную проблему компетентными знаниями и грамотным поведением. На такие передачи надо идти, чтобы больше людей узнало о той или иной проблеме и появилось больше сторонников и ресурсов для ее решения.
Не говорите шоу: «нет», учитесь в нем жить.
Александр ГЕЗАЛОВ