В Свято-Софийском социальном Доме, нашем Домике, ребята, которые не могут говорить, осваивают языковую программу Макатон.
Академики макатонских наук
Осваивают настолько успешно, что воспитатели за ними не успевают. И уже отчаялись составить «макатонский словарь», словарный запас ребят растет быстрее.
Использование жестов делает коммуникацию возможной для людей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи. Потенциальные пользователи Макатона — дети и взрослые с широким спектром коммуникативных трудностей (расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, множественными нарушениями), а также их окружение: родители, специалисты, родственники и друзья.
В группе «Академики» пятеро воспитанников от 11 до 15 лет: Антон, Тоша, Архип, Кирилл и Наташа. Все они переехали сюда из детского дома 6 лет назад, когда Домик был основан. У каждого – свои особенности развития, свои сложности. Обычной речью пока никто не владеет.
Макатон позволяет выражать свои желания, мысли и чувства при помощи жестов, звуков и карточек. Насколько это важно – судите сами.
Красивая и умная
У Наташи ДЦП и серьезные нарушения слуха и зрения. Родители отказались от нее сразу после рождения. В 5 лет девочка попала в Домик.
Она все время кричала. Это была ее первая и единственная реакция на все – плохое и хорошее. Воспитатели терялись. Было не понятно, как помочь.
При этом Наташа хорошо понимала обращенную к ней речь и очень хотела общаться. Рада встрече – кричит, не хочет расставаться – кричит.
– Наташа могла проснуться утром и сразу начать кричать, – рассказывает воспитатель группы «Академики» Юлия Сальникова. – Сейчас, когда она освоила Макатон, она жестами говорит: «Мне больно». И ты понимаешь, наверное, за ночь затекла нога и надо ее помассировать.
Наташа теперь активно общается. Приходит кто-нибудь в гости, она его встречает, здоровается, рассказывает, что рада его видеть, спрашивает, «а есть ли у тебя конфетка?», приглашает попить чай.
– Раньше читаешь книгу и одновременно все самое важное переводишь жестами. Теперь можно просто читать, потому что рядом сидит Наташа и все, что нужно, показывает. Она сейчас все, что слышит, сопровождает жестами, – рассказывает Юлия.
Как-то на именинах Домика к Наташе подходили гости и говорили: «Какая ты сегодня красивая!» А Наташа синхронно переводила и всегда к слову «красивая» добавляла – «и умная».
Компот, какао и кисель
– Сначала мы использовали только те жесты, которые приняты в программе Макатон. Потом в сотрудничестве со специалистами стали вводить свои, опираясь на русский жестовый язык. Иногда упрощаем, договариваемся, как мы будем показывать то или иное слово, – рассказывает Юлия Сальникова. – В жестовом языке бывают довольно сложные комбинации, мелкая моторика должна быть хороша развита. Нашим ребятам не все под силу.
У нас, например, жест, который обозначает слово «компот» – указательным и средним пальцами правой руки нужно постучать по шее. Вообще это и есть буква «К». И «какао» мы показывали этими же пальцами, но стучали уже по подбородку. Но потом вспомнили, что еще бывает кисель, стали думать, как быть.
Нашли в Макатоне жест «какао», достаточно сложный, там показывается молоко и шоколад. Но мы его освоили. А тот, что у нас обозначал какао, теперь кисель.
Прирожденный спикер
Антону 14 лет, у него синдром Дауна и другие нарушения развития. Он очень общительный мальчик, и ему легко даются даже сложные жесты. Он «прирожденный спикер», – говорят в Домике.
– Однажды мы думали, как показать жестами слово «Бог». Рассуждали вслух. И тут Антон показывает палец наверх. В жестовом языке буква «Б» так и складывается – указательный палец вверх, а средний немного сгибается и получается буква «Б». А он сам догадался, – говорит Юлия.
У нас были споры, нужно ли учить отдельно «Иисус Христос». Может быть, это лишнее, дети не поймут. Но мы чувствовали в этом потребность, и дети откликались. И сейчас, когда мы молимся «Христос Воскресе», ребята очень эмоционально показывают жестами «Христос Воскресе из мертвых».
Как можно сказать, что они не понимают, что говорят? Они понимают.
Страхи уходят
Антону 15 лет, у него хромосомные нарушения. Он не только отлично освоил Макатон, но и сам стал придумывать жесты. Сообразил, как показать машинку на пульте управления. После того, как воспитатели научили жесту «машина» (крутить руками воображаемый руль), Тоша его дополнил, стал показывать переключение рычага на пульте.
– Однажды, когда мы собирались в храм и говорили ребятам, что будем причащаться, Тоша сложил руки на груди, как к причастию. И мы рты открыли, действительно, вот же готовый жест, как мы сами не догадались? – рассказывает Юлия.
У Антона много страхов. Раньше не всегда можно было догадаться, что его пугает. Например, работающая кофемашина. А когда Тоша объяснил, взрослые стали спрашивать, можно ли сделать кофе или подождать, пока ты поешь?
И Тоша привык. Сейчас он нам отвечает: «Да, можно включать. Это похоже на то, как автобус едет», – говорит Юлия. – Страх, который назвали и разделили с кем-то, легче преодолеть. Дети стали совсем другие, у них снизилась тревога, они открылись.
Понять себя
Вечером мы с ребятами всегда обсуждаем, как прошел день. Вспоминаем, какие были события, спрашиваем, что понравилось, какое у них было настроение, что они чувствовали.
Сначала ребята всегда говорили: «Я рад», потому что мы, взрослые, давали такой образец – «я рад, сегодня хороший день».
В какой-то момент совершенно неожиданно дети стали говорить свое: «мне было страшно», «я переживала», «я удивился». Этому их никто не учил. Они сами смогли понять свои чувства и передать их. Это очень ценно.
– Когда я впервые увидела ребят, все они производили впечатления людей с тяжелыми нарушениями, потому что раньше никто с ними не занимался, не учил общаться. Мы все проделали огромную работу, чтобы ребята начали проявлять себя, чтобы они поверили, что в этом есть смысл, что общение делает мир интереснее и безопаснее, – комментирует региональный тренер языковой программы Макатон в России, ведущий специалист Центра лечебной педагогики «Особое детство» Екатерина Лебедева. – Не возникает у человека желания общаться, если он не видит, на что это может повлиять. И как же они раскрылись, как много мы про них узнали! Они оттаяли и даже стали шутить на Макатоне!