Православный портал о благотворительности

Пророчества о России и мире: чему верить?

В кризисные моменты истории растет интерес к пророчествам – это можно заметить даже по публикациям соответствующих подборок в интернете. В последние 10 лет всплески наблюдались в момент участия России в военной операции в Сирии в 2015 году, в начале пандемии 2020 года и – сейчас

Что говорили святые и старцы о будущем России и мира? Стоит ли доверять сказанному и как должен относиться к пророчествам православный христианин?

Пророчества о России: от Серафима Саровского до наших дней

Обращаясь к «горячей» теме пророчеств о будущем, нужно проявлять бдительность. Как минимум проверить, не появилось ли какое-либо изречение, приписываемое духовному лицу, совсем недавно, на злобу дня. А если нет – откуда эти слова известны, кто и когда их записал. Вот несколько пророчеств о судьбе нашей страны, которые считаются достаточно достоверными.

Серафим Саровский, как полагают, предсказал восстание декабристов, Крымскую войну, революцию 1917 года и гонения на Церковь.

Среди еще не сбывшихся, видимо, пророчеств – создание в последние времена всеславянского царства, рост территорий России, захват Константинополя и Иерусалима силами России, рождение антихриста между Москвой и Петербургом в городе «Москвопетроград».

Сюда же относятся слова о «всеславянском государстве Гога и Магога» и о Восьмом вселенском соборе, который будет предшествовать концу света. Эти мысли святого можно найти в одном из первых житий преподобного, составленном митрополитом Вениамином (Федченковым), в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима (Чичагова) и записках его духовного чада Николая Мотовилова.

Часть пророчеств, которые сохраняли и передавали друг другу сестры Дивеевского монастыря, касается судеб обители. Например, он предсказал закрытие, а затем восстановление монастыря, перенесение туда его мощей, говорил, что в последние дни антихрист не сможет перейти святую Канавку, а в Дивееве до скончания веков будет служиться литургия. Казанскую церковь, которая стоит за оградой монастыря и в свое время дала ему начало, Бог возьмет на небо нерушимой, говорил преподобный, в то время как все остальное на земле будет уничтожено.

Преподобный Серафим Вырицкий известен как человек, который предсказал победу СССР во Второй мировой войне, возрождение Церкви и открытие крупных монастырей, переименование Ленинграда в Санкт-Петербург. Одно из самых известных пророчеств Серафима Вырицкого касается времен, когда оскудеет вера:

«Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь всегда будет гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный, непредсказуемый характер. Страшно будет дожить до этих времен».

Серафиму Вырицкому также часто приписывают пророчества о том, что Китай постепенно захватит Сибирь, а «Восток будет креститься в России», но достоверность того, что это пророчество действительно было сказано Серафимом Вырицким, под сомнением.

Оптинским старцам также часто приписывают то, что на самом деле говорили совсем другие люди. Поэтому, если вам интересно их мнение о будущем, надежнее всего опираться на письма и поучения, выложенные на официальном сайте Оптиной пустыни.

Большая часть пророчеств оптинских старцев относится к началу XX века и богоборческим временам. Например, преподобный Амвросий писал одному из своих духовных чад: «Не хлопочи о ризе; я передумал, решил, что лучше теперь не делать ризу на Калужскую икону Божией Матери. Первое, у нас денег мало… Второе, вспомнил я слова покойного митрополита Филарета, который не советовал делать ризы на иконы, потому что «приближается время, когда неблагонамеренные люди будут снимать ризы с икон».

«Последние времена мы не увидим, а потомки наши увидят», – передавал слова оптинского старца Макария насельник Варсонофий.

Наш современник, почитаемый многими архимандрит Кирилл (Павлов) (1919–2017) предрекал скорую войну и голод. Своим духовным чадам он обещал, что они доживут до последних времен.

«Сейчас надо, чтобы верующие настраивали и готовили себя ко всевозможным испытаниям и скорбям. К этому идет. Но надо, чтобы не паниковали, не унывали и не отчаивались. И если Господь попустит какие-то испытания, нужно безропотно, с радостью и надеждой, со спокойствием в душе сподобиться Царствия Небесного», – говорил архимандрит в интервью 2000-го года изданию «Русь Державная».

«Из уст отца Кирилла слышались и пророчества, – вспоминает писатель Олеся Николаева. – Часто, когда ему задавали вопрос о том, как достойно устроить свою жизнь, он благословлял покупать деревенский дом с печкой, колодцем и кусочком земли, словно подталкивая к мысли о том, что придут такие времена, когда только там можно будет и обогреться, и прокормиться».

Пророчества об Украине: истинны или нет?

Многих сейчас волнует происходящее на Украине. В сети зашкаливает количество пророчеств об этой стране, но удостовериться в их подлинности часто невозможно.

Например, популярны пророчества некоего иеромонаха Анатолия Киевского, скончавшегося в 2002 году. Пишут, что он утверждал, будто по улицам Киева будут скакать на лошадях люди с саблями, одетые в древние одежды, и говорить, что они украинцы, но истины за ними стоять не будет, «одна только пустота». Эти люди будут изымать книги на русском и церковнославянском языках. Говорил он и о том, что провалится земля на Крещатике, пророчил войну между братскими народами, а после нее – еще один, более сложный и затяжной конфликт с участием множества государств. Однако об иеромонахе Анатолии нет почти никаких биографических данных, а пророчества распространялись в основном через брошюры, изданные чадами священника уже после его смерти.

Не менее широко тиражируются и пророчества одесского старца Ионы (Игнатенко). В 2012 году, накануне своей смерти, старец говорил о войне, которая начнется через год после его кончины. «В одной стране, которая меньше, чем Россия, возникнет развал, будет пролито много крови.

Кровавая война будет длиться два года и завершится победой русского царя» – приводят его слова многочисленные анонимные паблики. Затем следуют слова о трех Пасхах, первая из которых будет кровавой, вторая – голодной, а третья – победной.

В некоторых вариантах пророчества встречается упоминание того, что «в первую неделю Великого поста из России станут уходить все «сатанинские продукты»», а также предсказание, что «христиане и мусульмане станут сообща защищать свою Родину», однако большинство подобных публикаций датированы мартом – апрелем 2022 года, что заставляет усомниться в их подлинности.

Военный конфликт предрекал и весьма авторитетный старец – Зосима (Сокур), который был духовником Донецкой епархии и умер в 2002 году, задолго до того, как начало зреть нынешнее противостояние.

«Гнев Божий – войны – приближается стремительно, и никуда мы не денемся, – говорил он. – Как бы мы ни кричали о мире… Мы сами уже гнев Божий приближаем. На наши главы упадет эта огненная чаша гнева Божия, беда будет. И скоро придет время, преступников будет больше, чем нас, нормальных еще более или менее людей. Времена тяжкие, не надейтесь на лучшее.

Будущее поколение еще хуже: стеклянные глаза все, оружие везде. Он может в любую минуту в тебя выстрелить ради забавы. Такое время сейчас лукавое идет, мир в тяжком зле лежит. Уже борьба приближается антихристова и жуткое растление и падение нравов у общества нашего, что мы и видим».

В чем разница между пророчеством и прогнозом?

«В Священном Писании пророчество – это изъявление воли Божьей в этом мире и об этом мире», – пишет библеист Илья Гриц в своей книге «Внимая голосу пророков». Именно этим пророчество отличается от прогнозов и предсказаний, которые говорят о земном.

«Единственное, к чему имеет отношение пророчество, – это к мере добра и зла, царящих в мире, к росту греха и к противостоянию ему святости Церкви».

Гриц также подчеркивает, что пророчество относится скорее не к времени, а к Вечности и может быть актуально в любой момент, в отличие, например, от предсказания или прогноза, которые быстро теряют свою актуальность.

Представить себе, как прорицается пророчество в наши дни, можно благодаря рассказу митрополита Тихона (Шевкунова), который касается духовного опыта архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

«В 2000 году все, кто были тогда рядом с отцом Иоанном, услышали вдруг от него такое повествование, – вспоминал владыка Тихон. – Ему ночью было особое видение, голос. Пророческое прозрение. Определенные слова. И на следующий день это повторилось с точностью до каждого слова. Когда мы слышали от отца Иоанна про это, мы не очень понимали. Слишком загадочны были слова. <…>

«Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите. Виновных не ищите. Молитесь. Будьте в жизни всегда и во всем осторожны».

Сохранились сделанные рукой отца Иоанна на тетрадном листе в клетку записи – их можно увидеть, например, в книге «Божий инок».

Что сами святые и старцы думали о своих предсказаниях?

Митрополит Вениамин (Федченков) приводит случай с одним монахом, который спрашивал святого Серафима Саровского о том, не ныне ли уже наступает конец мира. Старец отвечал: «Радость моя! Ты много думаешь о Серафиме убогом. Мне ли знать, когда будет конец миру сему и наступит великий день, в который Господь будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его? Нет, сего мне знать невозможно».

Паисий Святогорец в ответ на вопрос, когда произойдут предрекаемые им события, отвечал: «Они задерживаются ради тебя и ради меня для того, чтобы мы приобрели доброе духовное устроение. Бог терпит нас, потому что, случись все это сейчас, мы с тобой пропали. Будем постоянно готовыми, а когда это время приблизится – увидим».

Келейница старца Николая Гурьянова Татьяна Гроян (после смерти о. Николая женщина увлеклась идеями, не поддерживаемыми священноначалием Церкви, – например, о святости царя Иоанна Грозного (т. н. царебожие) – прим. ред.) вспоминает такие его слова: «Зачем устрашать людей этой бездной зла и все время говорить о зле?! Нагнетание тревоги и страха ни к чему хорошему не приведет. Люди не выдержат этого давления.

Тревога уже перешла в неизлечимый страх. Людьми овладел ужас – и они стали рабами слухов. Паники, страха и ужаса. Так человек теряет свободу… Теряет Веру, мужество, Надежду… Про Любовь уже говорить не приходится… Все с ужасом ждут антихриста, и все их мысли посвящены ему и его смрадным делам… Как это не верно!

Человек боится всего – физической смерти, уничтожения, гонений, потери близких, голода. Многие и сейчас уже лишились от этих страхов рассудка, а что потом?! Ведь мы созданы Богом как Его образ и подобие – и так страшимся антихриста, совершенно забыв, что мы Божии!»

Как появляются пророчества? Как проверить их подлинность с точки зрения исторической науки?

Чаще всего пророчества фиксируют духовные чада – таковы, например, записки Николая Мотовилова о Серафиме Саровским. Слова древних святых и старцев могут быть записаны в монастырских патериках, а в случае с нашими современниками, например Паисием Святогорцем, доступны даже аудиозаписи. Что-то отражаемся в частной переписке, дневниках и даже журналистских репортажах, но главный канал распространения – устная традиция. Сначала пророчества пересказывают те, кто их слышал, затем те, кому рассказали они, и так постепенно информация расходится широко.

Проверить то, что эти устные пророчества и правда принадлежали тому или иному святому или старцу, зачастую не представляется возможным, поскольку для этого нужно добраться до первоисточника.

В некоторых случаях такая работа, впрочем, совершается. Пример тому – книга «Я говорил со святым Нектарием» о св. Нектарии Эгинском, в которой об опыте общения с ним рассказывают простые рыбаки, моряки, местные жители, монахини. Все эти свидетельства были проверены автором М. Мелиносом.

Само по себе устное распространение информации о святом и сохранение таким образом памяти о нем лежит в русле православной традиции, в этом нет ничего дурного или зазорного. Есть даже вполне научный термин, который используется историками – «живое предание», когда ученики хранят память о своем учителе, монахи – о старце, игумене.

Однако соблюдать трезвость и информационную гигиену в случае с пророчествами не лишнее. Если найти первоисточник самостоятельно не удается, важным критерием может быть время, с которого стало широко известно то или иное пророчество. Например, регулярно появляются новые «пророчества» Ванги (слепая женщина из Болгарии, которой приписывают дар предсказания; скончалась в 1996 году – прим.ред.) которые озвучивают люди, якобы вступавшие в контакт с провидицей. В СМИ они проникают уже ПОСЛЕ того, как событие совершается. Так, задним числом, Ванга «напророчила» ковид, теракты, конфликт в Сирии и много других событий.

Тема пророчеств в современной богословской среде несколько маргинальна, отмечает преподаватель кафедры богословия Московской духовной академии священник Димитрий Артемкин: «Исследователи обычно не решаются работать с предсказаниями о будущем, сделанными в XX и XXI веке. Даже если эти высказывания приписываются прославленному святому, не всегда возможно доказать их аутентичность. Кроме того, не существует формальных критериев, которые позволили бы отличить подлинное пророчество от обыкновенного частного мнения».

Зато за исследования пророчеств могут взяться историки – их инструментарий позволяет установить подлинность того или иного высказывания, проследить его путь. А вот подтверждение или опровержение того, что пророчество сбылось, не входит в круг их интересов: для историков пророчество – лишь документ эпохи и свидетельство почитания святого.

Как изучаются пророчества, можно рассказать на примере наследия греческого святого конца XVIII века Космы Этолийского. В Греции он известен как человек, который предсказал освобождение страны от турецкого игра, а в мире – как тот, кто предвидел и сумел описать будущий технический прогресс (и одновременное падение нравов). Правда, его авторство самого известного пророчества – «Придет время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольших коробок, а их рога будут торчать на крышах» – подвергается сомнению.

«В случае со святым Космой мы имеем огромный массив памяти о нем. Люди фиксировали каждое слово святого, сохранились не только пророчества, но и его письма, предметы, с ним связанные, – кресты, гребни, часть облачений. Территория, где он проповедовал, хранит память в виде вещественных источников, устной и письменной традиции», – объясняет Афанасий Зоитакис, историк, автор монографии «Житие и пророчества Космы Этолийского».

Тексты, которые остались от святого (в том числе поучения, которые записывались с его слов и подвергались личной редактуре Космы Этолийского) можно датировать с помощью специальных методов – изучая бумагу, чернила, стиль написания. Что касается изучения устной традиции, здесь работали так же, как с фольклором: исследователи путешествовали по деревням и селениям, где бывал святой, и фиксировали рассказы местных жителей о нем. «Пророчества Космы Этолийского всегда имели много свидетелей, они многократно произносились в разных местах, фиксировались в разных рукописях. И до сих пор, если приехать в современную Грецию, вам поведают: «Моя прапрабабушка была на проповеди святого и слышала то-то и это», – рассказывает Зоитакис.

Историк подчеркивает: для того, чтобы счесть какое-либо высказывание святого истинным, а не приписываемым ему, хорошо бы, чтобы оно повторялось в нескольких источниках. Если оно встречается лишь в одном, пусть даже и письменном, который, казалось бы, должен иметь приоритет перед устной передачей, могут возникнуть сомнения. «В таких случаях более достоверным считается коллективное свидетельство, то, что было произнесено перед крупным скоплением людей, и они это записали», – говорит Афанасий Зоитакис.

Кстати, в наследии Космы Этолийского есть пророчества, о принадлежности которых именно к этому святому ученые спорят до сих пор. «Такая полемика связана с текстами пророчеств, которые появляются в книгах начала XX века», – комментирует историк. Сомнения, по словам Афанасия Зоитакиса, возникают потому, что ранее эти пророчества нигде не фиксировались, при том что уже в первой половине XIX века, через 30 лет после смерти святого, который скончался в 1779 году, были распространены письменные источники, содержавшие пророчества св. Космы, но некоторых текстов в них не было – в том числе и предсказания относительно бесов в виде коробок с рогами, которые очень напоминают современные телевизоры.

На что пророчество тебя вдохновит?

Читая некоторые пророчества, можно впасть в уныние – слишком страшными видятся большинство из них; не трудно разглядеть в грозных словах и приметы нашего времени. Игумен Пантелеимон (Королев) предостерегает от излишнего увлечения пророчествами.

«Интерес к этой теме вполне понятен: ответ на вопрос „Что делать сейчас?« напрямую зависит от предположения, сколько нам еще осталось.

Вряд ли можно найти в истории человечества век, в котором не было бы апокалиптической тревоги, когда люди бы не ужасались, видя войны и катаклизмы, и не сетовали, что „во многих охладела любовь«, как предрекал Сам Христос (см. Мф. 24:12).

Люди, имеющие тонкое духовное устроение и особую благодать, действительно могут чуть более точно предсказывать, что будет в ближайшее время. Но тут же встает вопрос истолкования, потому что часто слова, которые мы воспринимаем как пророческие, довольно смутны, и понять, исполнились ли они в конкретных исторических событиях, сложно. Стоит думать о том, как, когда и кому эти слова о будущем были сказаны старцами и святыми и главное – с какой целью, на какую деятельность они должны вдохновить? Если пророчество побуждает к тому, чтобы провести внутреннюю работу, принести покаяние и исправить жизнь, как ниневитяне, которые получили от пророка Ионы предупреждение, что через три дня их город погибнет, – значит, мы все воспринимаем правильно. Если же слова старца заставляют нас лишь запасаться водой, едой, копать подземное убежище и спасать себя и ближний круг – это имеет очень мало общего с христианством.

Да, этот мир ждет кончина, нам стоит к этому быть готовыми, и об этом говорит не только Евангелие – апокалиптические настроения типичны и для ветхозаветной, и для христианской картины мира. Но нет никакой устойчивой схемы действий, которая избавила бы нас от тех бед, которые будут приходить во Вселенную. В Апокалипсисе Иоанна Богослова говорится о двух категориях людей – одни взносят хвалу Богу, а другие воздают поклонение страшным зверям, восседающим на них блудницам и прочим мерзостям. И разделение между этими категориями людей проходит не по степени их технической подготовленности к катастрофам, а по внутреннему выбору: хотят ли они воздавать славу Богу – или прилепляться к своим шкурным страстям».

Коллажи Дмитрия Петрова

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version