После теракта люди боятся пользоваться транспортом. Страх понятен. Как с ним справиться? Что делать в этой ситуации? С этим вопросом мы обратились к нескольким священникам из Москвы и ближнего Подмосковья.
Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе (Москва), завкафедрой догматического богословия ПСТГУ:
— Надо просто делать свое дело, молиться Богу и положиться на Его волю. С каждым из нас в любую минуту что-нибудь может случиться: сосулька упадет на голову, машина наедет. Я очень боюсь, что после сегодняшнего теракта националисты начнут громит таджиков, которые совершенно ни при чем.
Протоиерей Димитрий СМИРНОВ, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке:
— Я не считаю себя вправе советовать другим, что делать в этой ситуации. У кого нет необходимости куда-то ехать, сегодня, наверное, лучше не ехать, потому что с передвижением по Москве проблемы. Цель любого террора – вызвать панику, привести всех в состояние кошмара. Но паника только усугубляет проблемы, лишает людей здравого смысла. Наоборот, надо собраться.
Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии:
— Ежедневно в ДТП погибает больше людей. Но теракт страшен тем, что мы на примере террористов видим, до какого озлобления может дойти человек. Террористы во все времена стремились вызвать панику в обществе. И если люди перестанут ходить на работу из-за того, что взорвали вагон, террористы будут только радоваться. Думаю, сегодняшняя трагедия – напоминание всем нам о вечной жизни, о том, что с каждым может такое случиться.
Конечно, правоохранительные органы должны при помощи всего населения бороться с этим злом, по возможности выявлять его. Наверное, надо использовать опыт стран, которые сталкиваются с терроризмом чаще. Но ни в коем случае не надо озлобляться на другие нации. Этим христианин только опозорит свою веру, а русский человек – свой народ. А если он начнет вымещать свою злобу на представителях других народов, наверняка пострадают невинные люди. Мы только вызовем на себя гнев Божий.
Протоиерей Феодор КРЕЧЕТОВ, настоятель храма великомученика Георгия в Грузинах, духовник детского дома «Павлин»:
— Мы понимаем, что террористы не вездесущи, что вероятность стать жертвой террористов меньше, чем попасть в автокатастрофу, но жестокость и внезапность терактов выбивает нас из колеи. Тем не менее надо надеяться на Господа. И понимать, что виноват в этой трагедии не чеченский народ, а только отдельные люди, которых специально делают сумасшедшими.
Протоиерей Димитрий ОЛОВЯННИКОВ, настоятель храма иконы Владимирской иконы Божьей Матери в г. Мытищи Московской области:
— Надо оставаться христианами и оказывать помощь каждому человеку, который в ней нуждается.
В некоторых СМИ, в интернете пишут, что у террористов есть вероисповедание, в данном случае ислам. Нет у них никакого вероисповедания! Эти люди потеряли не только образ Божий, но и какие-либо человеческие качества. Но и те, кто сегодня избивает «иноверцев», подчиняются нечеловеческим инстинктам.
В Московской области священники окормляют все исправительные учреждения. Часто с просьбой о помиловании к президенту обращаются и люди других вероисповеданий. Никогда наши священники, знающие ситуацию в колонии, не пытались ущемить их права на помилование. В начале года мы на Комиссии рассматривали даже прошение одной участницы теракта восьмилетней давности, отбывающей наказание в Можайской женской колонии. Никто не отождествлял ее деяние с каким-либо религиозным мировоззрением. Мы рассматривали ее прошение, как любое другое: изучали уголовное дело, характеристику руководства колонии. Терроризм не имеет не только вероисповедания, ни и никакой человеческой основы.
Леонид ВИНОГРАДОВ