Одно из направлений деятельности Свято-Димитриевского сестричества – уход за одинокими и брошенными больными в 1-ой Градской больнице. Ведь в современной российской больнице если ты одинок, то ухаживать за тобой особо некому. Сестры сестричества переворачивают, кормят, обрабатывают пролежни таким пациентам. Несколько дней вместе с сестрами ходил по разным отделениям наш фотограф Андрей РАДКЕВИЧ:
Cамых тяжелых больных, к которым не приходят родственники, принимают под свою опеку сестры по уходу
Больных надо причесать, накормить
Напоить
Поменять постельное белье, сменить пеленки
Началось все еще до открытия Свято-Димитриевского храма, летом 1990 года. Поначалу было 10-15 добровольцев, которые приходили к больным 9-го травматологического отделения ГКБ №1. О. Аркадий Шатов крестил, исповедовал, причащал; на прихожан же легла работа по приведению отделения в человеческий вид: они отмывали бабушек, у которых образовались страшные пролежни (некоторые из них по несколько лет провели в больнице), убирали туалеты, куда невозможно было зайти, помогали кормить, перестилать, мыть…
В 1991 году в отделениях, которым помогал храм — а их уже стало четыре: два травматологических, два неврологических, — стали регулярно работать студентки Свято-Димитриевского училища сестер милосердия (в других училищах уходу так подробно не обучают). Отделения были самые тяжелые, где множество лежачих, одиноких стариков.
Сейчас в больнице трудятся 27 сестер по уходу за особо тяжелыми больными. В своей работе они используют как свой многолетний опыт в сфере ухода за больными, так и наработки зарубежных коллег. Они занимаются реабилитацией больных после инсультов, обработкой пролежней и т. д.
Обработка пролежней
Сестры пытаются создать удобное положение пациента в постели. Это поможет вылечить пролежни и предотврадит возникновение новых, а так же это (помещение ноги на подушку) – профилактика возникновения тромбов в нижних конечностях в результате долгого пребывания в постели
Сестры не проводят «агитационных» бесед о вере, но когда больной интересуется, рассказывают о Православии, церковных таинствах, приглашают по его просьбе священников. Бывает, что после общения с сестрами больные крестятся, исповедуются и причащаются. А иногда к вере их подвигают чудеса.
Несколько месяцев назад в одно из отделений 1-й Градской больницы поступил больной с симптоматикой инсульта. После обследования врачи диагностировали раковую опухоль в мозге. У мужчины держалась высокая температура. Он был уже не операбельным. Его родным сказали, что самое долгое, сколько он сможет протянуть – месяц.
До этого, когда его православные близкие пытались заговаривать с ним о вере, он не желал ничего слышать и становился агрессивным. После объявления медицинского приговора, мать и жена стали чередоваться: одна – дежурит в больнице у умирающего, другая идет в Новоспасский монастырь и заказывает молебны у чудотворной иконы. Через несколько недель больной, который должен был умереть и агонизировал, вдруг исцелился. Это произвело большое впечатление на заведующую отделением и на всю кафедру.
Когда сестры по уходу начинали работать, у них были только тряпичные пеленки, которых не хватало даже самым тяжелым больным. В итоге сходит человек в туалет – и лежит в собственной луже.
С помощью благотворителей в последнее время сестер обеспечивали всем необходимым: одноразовыми пеленками, памперсами, лекарственными средствами для обработки пролежней и прочими предметами ухода – тазиками, каталками, мочалками, ножницами и т.д. Всего для проектов, нуждающихся в подобных предметах гигиены (больницы, богадельня, детские дома и т.п.) Сестричество закупает памперсов, шампуней и т.п. на 30 тысяч рублей в месяц.
Сейчас, в связи с финансовыми проблемами, поставки перевязочных средств прекратились. Запасы памперсов – на исходе. Сестры предполагают, что вскоре придется опять возвращаться к тряпичным пеленкам. Следующим логическим звеном, если прекратится поступление денег, станет то, что сестрам перестанут платить зарплату. И они, наверное, бесплатно еще будут приходить к своим осиротевшим больным на несколько часов в неделю, но основное время придется проводить в поисках заработка на стороне, потому что у многих – дети, пожилые родители.
Несколько недель назад в одной из палат неврологического отделения судьба свела двух ветеранов. Один в годы Великой Отечественной войны конструировал танк Т-34, другой – на Т-34 воевал. На снимке (справа) – бывший военный летчик, герой Советского Союза, генерал-лейтенант. К сожалению, он не дожил до публикации этого фоторепортажа
Летом в отделении лежала одинокая бабушка, которая, несмотря на свои девяносто лет, прекрасно играла на скрипке, организовывала на известных площадках концерты. Прямо в больнице ей вручили награду за вклад в культуру. Многочисленные посетители приносили ей цветы, но памперсов не принес никто. В таких случаях расходы берут на себя также сестры по уходу
Валентина закончила ПСТГУ. Два года отучилась в училище сестер милосердия и теперь без отрыва от работы в больнице сестрой по уходу, учится в 3-м Медицинском институте
Галина приходит в свободное время помогать сестрам по уходу
У государства на такие должности нет ставок. Все мероприятия по уходу включены в обязанности постовой сестры, но реально она этим заниматься не в состоянии. Уход – это отдельная, очень сложная деятельность. А без дополнительного ухода больные умирают от пролежней, истощения, отсутствия элементарной реабилитации. Например, чтобы покормить тяжелого больного необходимо с ним терпеливо постоять, покормить его с ложечки. Подождать пока он неторопливо прожует. А нянечек на целое отделение, в котором проходит лечение более семидесяти человек – всего две, как им справиться?
Мы просим помочь сестрам в этом их служении. Следать это можно через программу «Общество друзей милосердия»: