Новичкам
Онлайн- платформа легкого образования «Теплосеть» от «Теплицы социальных технологий» (признана в РФ иноагентом) создана специально для новичков и доступна во всех регионах России. Здесь можно получить уверенные навыки и знания о том, как стать активным гражданином и с чего начать – как писать релизы в СМИ, вести трансляции в соцсетях, сделать сайт для своей благотворительной кампании или оценить эффективность работы. Среди мероприятий – не только хакатоны для опытных участников, но и мастерские по обучению базовым навыкам работы с WordPress.
Онлайн-проект «Школа благотворительного маркетинга» родился из программы Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» (объявлен в РФ иноагентом), Яндекса и креативного агентства BBDO Group. Сначала ее обкатали не небольшой группе представителей различных фондов, потом доработали и выложили в интернет 11 коротких уроков-шпаргалок в помощь фандрайзерам, PR-специалистам, редакторам сайтов и социальных сетей НКО. Цель – научиться заранее оценивать digital-эффект благотворительных инициатив. Темы уроков: как наладить контекстную рекламу и ретаргетинг, работает ли воронка продаж в некоммерческой сфере, как рассказывать о себе медиа и блогерам. Анастасия Кафланова, директор «Фонда борьбы с лейкемией», считает курс полезным в первую очередь новичкам: «Для более углубленного изучения лучше выбрать что-то другое».
Онлайн-курсы от Фонда президентских грантов, например, про социальные проекты, на многое открывают глаза и новичкам, и продвинутым. «Я взялась за курс, где анализируют свой же проект – он оказался очень трудоемким, – говорит Ольга Пылаева, руководитель программ питерского БФ «Острова». – Как будто заново создаешь заявку». В итоге учеба может занять в несколько раз больше времени, чем вы предполагали, но если думаете о гранте, стоит потратить на нее время.
ЦРНО ценят за простоту изложения, их семинары или курсы будут полезны, скажем, начинающим пациентским организациям. Последнее время акцент в контенте сделан на социальном предпринимательстве – от работы традиционных НКО это далеко, поэтому многим не так актуально. Недавно команда анонсировала очень интересную программу личного развития «Школа региональных экспертов» – она пригодится активистам из регионов.
Инновации
«Теплица социальных технологий»(объявлен в РФ иноагентом) исследует и передает НКО новейшие секторные технологии и методы – они позволяют многократно повысить эффективность социального действия, вывести НКО на новый уровень работы с общественными проблемами, общения с аудиторией. Например, в феврале 2019 года «Теплица» провела первый в России хакатон технологий машинного обучения для девяти гражданских проектов. «Распознавание изображений в борьбе с нелегальной рекламой или анализ текстовых постов в соцсетях для выявления мошеннических схем – эти технические решения, найденные вместе со специалистами в ходе хакатона, показывают, как передовые технологии работают в социальной сфере», – говорит Влад Лавриченко, event-менеджер «Теплицы».
В марте 2019 года стартовал онлайн-курс (12 вебинаров) по работе с данными НКО – для тех, кто хочет научиться эффективно работать с большими данными. Сотрудники НКО смогут по-другому посмотреть на различные данные, которые появляются в процессе работы: о жертвователях, финансовые, по оказанным услугам, работе с партнёрами. Курс позволит научиться правильно собирать, обрабатывать и анализировать любые данные.
Канал «Теплицы» в Telegram @teplitsa секторная аудитория выделяет за содержательный и насыщенный контент. Либо полезно для стратегических размышлений, либо реальные инструменты, которые можно сразу пробовать и применять у себя в организации.
Прицельные
Бухгалтерам и главным бухгалтерам НКО облегчат работу очные и онлайн-семинары Консультант+»Аскон» в Петербурге. На них разбираются частные вопросы организации бухучета и новые нюансы в связи с изменением законодательства.
Анастасия Маркина, фандрайзер православной службы помощи «Милосердие», хвалит Центр онлайн-образования «Нетология» – там есть несколько бесплатных курсов по маркетингу, фандрайзингу и продвижению организации в Google и Яндексе.
Благотворительное общество «Невский ангел» издает отлично выстроенные методички и проводит семинары и дистанционные курсы по теме добровольчества. Узкие вопросы (организация волонтеров в НКО, особенности их кадрового потенциала, оценка экономической и социальной эффективности добровольчества) глубоко разбираются на семинарах. С одной стороны, это плюс, с другой – требуется много внимания и осознанности, чтобы усвоить материал. «Серию методичек по вопросам организации добровольчества я «осваивала» два месяца, говорит Ольга Пылаева. – После семинара об оценке добровольческого труда неделю интеллектуально отходила».
«Трава» – любимая питерскими НКО неформальная площадка, где проходят встречи про активизм, урбанизм, социальное предпринимательство, политику и культуру. «Экспертность, структурированность и качество материала, открытость к общению – на очень высоком уровне, – говорит Ольга Пылаева. – Одна из последних тем «Самоорганизуйтесь», семинар для начинающих и для продвинутых. Это набор собственных практик, ошибок и идей, которые ребята собрали и делятся ими. Из условных минусов – семинары редко повторяются, поэтому если что-то понравилось, нет прогноза – повторится ли курс».
Бизнес-компетенции
Фонд «Друзья» активно продвигает тему образования для НКО – с акцентом на развитие бизнес-компетенций. Для участников сектора доступны адаптированные семинары, тренинги, вебинары и Московская школа профессиональной филантропии. «Мастер-классы на бизнес-тематику дают практические навыки, которых в силу специфики может не хватать работникам НКО, – говорит Анастасия Кафланова. – Докладчики по мере сил стараются адаптировать бизнес-реалии под секторную специфику, у них это не всегда получается, но в целом, они помогают уложить в голове базу. На этой основе можно двигаться дальше и внедрять новые инструменты».
Почерпнуть ценные знания можно не только в секторе, но и на бизнес-семинарах и онлайн-курсах. Марина Аксенова, директор БФ «Солнечный город» вообще считает, что лучшее обучение для сотрудников НКО – не специализированные секторные мероприятия, а бизнес-семинары, тренинги и конференции. «В нашем Сибирском регионе мы с большим удовольствием сотрудничаем с компанией «Харизма». У нас есть договоренность о безвозмездном посещении их тренингов и обучающих мероприятий. Ценность в том, что мы берем самые технологичные, инновационные и работающие технологии ведения дела. Из самых полезных: недавний мастер-класс про стратегию, будущее и направления изменения мышления успешного руководителя, а также про управление командой и команду мечты».
Минус в том, что бизнес-семинары обычно платные. Бизнес-школа «Сколково» ориентирована на платное обучение и до нее неудобно добираться, но многие семинары и мастер-классы проводятся бесплатно. Андрей Константинов, исполнительный директор БФ «Старость в радость», собирается 20 марта на бизнес-завтрак Executive-коучинг: «Это новая программа, ее запустили в Сколково в прошлом году. Интересные участники и выпускники, отличная возможность узнать все «за» и «против» из первых уст. Я считаю инструменты коучинга экологичными и очень подходящими для сферы НКО».
Нетвокинг и коммуникации
Уникальность и сильная сторона медиацентра «Благосфера» в том, что это живая площадка, место, где обучающие мероприятия для НКО устраивает не одно, а сразу много некоммерческих, государственных и коммерческих организаций. Сама «Благосфера» видит себя, прежде всего, как центр развития компетенций для НКО в области коммуникаций.
На площадке регулярно проходят бесплатные для сотрудников НКО мастер-классы, воркшопы, дискуссии, в них принимают участие специалисты сферы медиа, PR, HR, консталтинга. Здесь можно разобрать вместе с экспертами прикладные вопросы – как настроить рекламу в Google или запустить группу в соцсетях, узнать о принципах работы с той или иной технологией (например, CRM в работе НКО или проведение онлайн-аукционов), услышать советы по разработке коммуникационной стратегии организации, сценария события или видеоролика, принципах копирайтинга.
Один из наиболее востребованных форматов медиацентра – Дни СМИ, когда на встречу с сотрудниками НКО приходят представители конкретной редакции, говорит Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию Центра «Благосфера»:
– Редакторы, журналисты, продюсеры и другие специалисты раскрывают «кухню» работы своего медиа, рассказывают о возможностях сотрудничества с НКО и проводят мастер-классы. Дни СМИ в Благосфере проходили, например, с участием МИА «Россия сегодня», Первого канала, РБК-ТВ, газеты «Метро» и многих других редакций. Иногда встречи с представителями редакций проходят также в онлайн-формате – чтобы к ним могли присоединиться коллеги из разных городов.
Стажировки
Фонд «Гражданский союз» (Пенза) создал сильную программу по целевым капиталам – за неделю участники, руководители и менеджеры некоммерческих организаций, а также крупных региональных ресурсных центров и НКО смогут перенять опыт у лучших экспертов и затем способствовать созданию целевых капиталов в 10 российских регионах.
Программа «ПРО_Bazar. Регионы» предлагает 20 прошедшим конкурс сотрудникам и волонтерам НКО освоить технологию проведения масштабного благотворительного события в городе, по примеру «Душевный Bazar» – научиться привлекать сторонников из числа горожан и овладеть навыками управления проектом.
Центр социальных технологий «Гарант» в Архангельске проводит бесплатные обучающие тренинги для НКО и на местном, и на федеральном уровне. «Особенно вдохновила их последняя программа «Школа для тренеров: продвинутый курс» – то, чего давно не было в секторе, тренинги для тренеров», – говорит Елена Темичева. Цель – повысить квалификацию тренеров для НКО в сфере новых форматов обучения и применения современных интерактивных и игровых методик.
У «Благосферы» тоже есть обучающе-практическая программа для команд социальных проектов «Акселератор Благосферы». Она состоит из обучающего курса и этапа внедрения проекта под руководством менторов. Фокус «Акселератора» тоже на коммуникациях – программа помогает социальным проектам расширить свою аудиторию, вовлечь новых участников, сторонников. Состоялось три выпуска «Акселератора», в каждом из которых приняли участие от 6 до 12 команд.
Для расширения кругозора
Если хочется актуализировать знания о трендах НКО в мире и заодно свой английский, отличный вариант – Сoursera, считает Ольга Пылаева: «Я начинала курс про финансы в 2016 году, не завершила, но знания пригодились в работе. В этом году тоже начала курс – решение задач и инновации в социальной сфере».
На площадке «Открытое образование» можно пройти онлайн-курс по любой базовой дисциплине от ведущих российских университетов: МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ ВШЭ, МФТИ, УрФУ и Университет ИТМО. «Это просто клад! – говорит Андрей Константинов. – Приятно удивляет широта охвата тем и степень проработки курсов».
Дмитрий Ямпольский: «Благотворительность – это профессия, а не просто энтузиазм»