В конце января москвич Эмиль Аллавердиев пожаловался в Facebook на дискриминацию со стороны арендодателей столичных квартир — многие из них соглашаются сдавать жилье «только славянам». Автор поста, коренной москвич, но при этом на ¾ азербайджанец, пережил отказы нескольких агентств работать с ним и собирался подавать в суд. В социальных сетях началась активная дискуссия.
Жилья в Москве традиционно сдают много. Для кого-то вторая квартира стала в своё время выгодным вложением средств, другим жильё досталось от родственников.
Для многих доходы от сдачи квартир много лет составляли весомую добавку к семейному бюджету. А в кризис идея «сдать то, что простаивает» особенно популярна. И начинается поиск квартиросъёмщиков – таких, чтоб и денег заработать, и квартиру не потерять, и ремонт с мебелью жильцы не попортили.
Если вбить в поисковик фразу «сдам жильё только славянам», становится очевидно: та же проблема была и в 2011 году, и в 2013. В «Москву – город хлебный» в последние десятилетия едут активно, строят здесь тоже много, вот и возникает проблема «найти идеального квартиросъёмщика». Сейчас у неё очередной пик популярности.
Издержки личного опыта
В вопросе том, кому сдавать жильё, а кому нет, мнения разделились. Половина участников интернет-дискуссий жаловалась на неудачный опыт общения с жителями Кавказа и Средней Азии. Другие с плачем рассказывали о том, как пришлось делать ремонт и покупать новую мебель после «славян».
Кто-то рассказывал об опыте удачного соседства с мигрантами из Азии: «Они нас с нашими праздниками поздравляют, мы их с их праздниками поздравляем. И дети у меня дома могут топать, сколько угодно – жалоб не будет. Хотя я не злоупотребляю. Только запахи от их готовки непривычные».
Кто-то, напротив, жаловался на то, как непросто в Москве снять жильё, если у вас есть дети или животные. Кто-то не мог нахвалиться на своих жильцов… латиноамериканцев. Хозяева квартир, которые не платят налоги со сдачи, а потому боятся, что соседи и участковый в принципе узнают, что квартира сдаётся, помалкивали, но такие люди тоже есть. А мой личный «Оскар» ушёл ситуации, когда квартиру отказались сдать женщине-юристу: «Потому что она её у меня отсудит».
Чтобы авторитетно разобраться в проблеме, мы решили привлечь на помощь экспертов.
Жалуются обычно беженцы
Комментирует Варвара Третьяк, координатор проекта помощи трудовым мигрантам комитета «Гражданское содействие» (признан в РФ иноагентом):
– Массовое ли это явление, что в объявлениях о сдаче жилья указывают: «Сдам только славянам»?
– Да, с этим сталкивался, пожалуй, любой человек, который пытался найти жильё в Москве. Но на приёме на подобные ситуации мне обычно жалуются только беженцы, трудовые мигранты о подобных проблемах не говорят.
Дело в том, что у трудовых мигрантов, приезжающих в Москву, уже, как правило, есть информация, где можно найти жильё. Есть родственники, тематические группы в «Одноклассниках».
Но при этом интересно, что в Москве нет гетто – районов, где жили бы, например, только узбеки или таджики. Мигранты живут по всему городу, естественно, в тех местах, где дешевле.
У тех, кто бежал со своей родины в поисках убежища, ситуация с жильём значительно хуже, потому что они страну, куда им ехать, зачастую сами не выбирали, и связей здесь у них нет. Они находят жильё только по личным связям. Знакомые, родственники, познакомились с кем-то в мечети или у нас в организации. Поиск по открытым источникам не работает вообще.
Недавно на проблему с жильём мне жаловался один беженец из Африки. Я советовала ему поискать информацию в тематических группах вроде «flats for friends», где требования о «славянах» быть не может по определению. И всё равно хозяева отказывали сразу, как только узнавали, что потенциальный жилец – темнокожий. В конце концов, он нашёл комнату в квартире, где уже жили другие африканцы.
– То есть, если мы надавим на информационные платформы и заставим убрать упоминание «славян» в объявлениях, общей ситуации это не изменит, потому что людям будут отказывать «по факту»?
– Да, я неоднократно была свидетелем подобных случаев.
Гетто нет, но Москва изолирует по-другому
Рассказывает Варвара Третьяк:
– Очень небольшое количество людей готовы жить рядом с иностранными гражданами. Даже среди моих друзей не так много людей, которые общались бы с трудовыми мигрантами. И даже для тех, кто контактировать в принципе готов, нет какой-то платформы для общения.
Сама Москва изолирует мигрантов из общей жизни. Они приезжают в красивый интересный город, но дальше попадают в жёсткий график «работа-дом», их постоянно останавливает для «проверки документов» и обдирает полиция, нет безопасного пространства для отдыха. Поэтому многие любят погулять в свой выходной в торговом центре, посидеть в фудкорте. Там ярко и полиция не ходит рядом.
– Что заставляет авторов объявлений указывать национальные ограничения?
– У людей существует множество предубеждений про так называемых «чужих». Подобные бытовой расизм и ксенофобия постоянно есть в нашем обществе: людям то и дело рассказывают о том, что «те или иные – плохие», и мы фоново существуем с этой информацией. А её оценка практически отсутствует, так как критическое мышление не развито.
Интересно было бы спросить, кто такие «славяне».
Не думаю, что авторы подобных объявлений представляют себе варягов. Возможно, тут работает «логика исключений»: исключить чеченцев, узбеков, темнокожих. В итоге складывается некий образ «идеального человека, которому я могу доверять».
– Имеет ли смысл поднимать вопрос о том, что объявления нужно скорректировать?
– Я считаю, что такие объявления не должны находиться в публичном пространстве. Не знаю, изменят ли после этого своё мнение собственники квартир, но, возможно, такой запрет заставит их хотя бы немного задуматься.
Оскорбление или нет?
И всё же, нарушает ли оговорка о «славянах» действующее законодательство? И как владельцу квартиры застраховать себя от недобросовестных жильцов? Призовём на помощь юриста.
Комментирует юрист Наталия Кудрявцева
– Несут ли ответственность рекламные площадки за содержание размещаемых на них объявлений?
– Площадки не несут ответственности за объявления, если ответственность прямо не прописана в законе. То есть, если бы объявление содержало призыв к противоправным действиям, ответственность бы наступала. В остальных случаях такой ответственности нет.
– Может ли текст «сдам квартиру только лицам славянской внешности» по закону быть оценен как оскорбительный для тех, кто такой внешностью не обладает?
– Четкого понятия «оскорбление» в законе нет, трактовки его разные. Но, в целом, такой текст объявления никого и ничем не ущемляет.
По закону у нас предусмотрен административный штраф за «оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме».
Есть штрафы за «оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации» и «непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации».
Таким образом, критерии отбора арендаторов собственником оскорбить честь и достоинство не могут.
– Допустим, мы добились того, что все объявления переписаны в толерантном ключе. Может ли при этом хозяин квартиры отказать какому-либо съёмщику, просто за то, что он ему не понравился?
– Договор аренды не является офертой (официальным публичным предложением о заключении сделки, как, например, условия использования тарелки спутникового телевидения, прописанные на сайте компании, – примечание редакции), поэтому собственник может отказать, кому хочет, не объясняя причин. У нас свобода договора. Поэтому в объявлении среди лиц, которых он не хотел бы видеть в качестве съёмщиков, хозяин может упомянуть хоть электриков-блондинов.
Если бы это был договор оферты, собственник вообще не мог бы отказать никому, кто в принципе платежеспособен.
Чтобы варяги не разгромили квартиру
– Вне зависимости от национальности съемщика, как хозяину квартиры застраховать себя от порчи имущества?
– О сдаче квартиры заключается договор. Даже если он заключён в простой письменной форме (не заверен нотариусом- примечание редакции) – это все равно договор, со всеми вытекающими последствиями.
Для того, чтобы застраховать себя от порчи имущества, обычно берется депозит в размере одного месяца аренды, и это прописывается в договоре.
Имущественный ущерб, если он случился, взыскивается, как и при любой ситуации, – либо добровольно, либо через суд. По аналогии с ДТП, но без участия страховой компании, хотя многие сейчас страхуют квартиру на срок аренды.
– Как быть, если договор заключали с супружеской парой, а потом оказалось, что в квартире живут они и ещё десяток родственников? Или сдавали койки двоим, а живёт пятнадцать человек?
– В договоре прописывается количество и ФИО проживающих. Если там обнаруживаются другие люди, вызывается полиция. Она же и фиксирует факт нахождения в квартире иных лиц.
– Знаю случай, когда полиция отказалась выдворить из квартиры «лишних» жильцов, мотивируя это тем, что хозяева не были в ней прописаны (имели другое жильё). И поэтому «непонятно, кто из вас находится здесь незаконно».
– Полиция не права. Они обязаны реагировать. Законность нахождения в квартире устанавливается предъявлением документов о праве собственности и договора аренды.
P.S. К моменту сдачи материала из сети Facebook удалены пост Эмиля Аллавердиева, с которого началась дискуссия, а также несколько шуточных картинок вроде «Как варяги жильё снимали». Вероятнее всего, это сделано администрацией сети в рамках борьбы с ксенофобией.