Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Наследники: история корпоративной ответственности «Северстали»

«Северсталь» – одна из крупнейших компаний России, отвечает за несколько моногородов. Как «Северсталь» как меняет жизнь территорий, и как влияет на общественную жизнь?

Об этом мы поговорили с Натальей ПОППЕЛЬ, руководителем управления по КСО и бренду компании «Северсталь». Сюжетом о «Северстали» мы продолжаем цикл публикаций о социальной ответственности бизнеса в России.

80-е годы. Строительство крупнейшего в СССР и мире нового чугуноплавильного агрегата — доменной печи №5 Череповецкого металлургического комбината Фото с сайта photopolygon.com

Наталья Поппель об ответственности крупного предприятия:
Надо учитывать, что Череповец – классический моногород советского периода, и если в советское время численность населения там была немногим более 300 тысяч, а на комбинате работало около 52 тысяч сотрудников, то получается, что практически каждая семья жителей города имела отношение к градообразующему предприятию. И для всех было вполне очевидно и естественно, что вся социальная нагрузка, которая касалась жизни города, была «на плечах комбината». Эта традиция трансформировалось в социальную ответственность «Северстали».Об ответственности:
Социальная ответственность – это не только благотворительность, которая является только верхушкой той пирамиды, которая считается классической социальной ответственностью. В основе этой пирамиды – качественная продукция и качественное предоставление услуг, обеспечение безопасных условий труда, развитие собственного персонала и его социальная поддержка, а также выполнение всех обязательств перед государством и обществом – выплата налогов и снижение нагрузки на окружающую среду.

О делегировании и объединении:
Решение социальных проблем никому не под силу в одиночку: ни государству, ни бизнесу, ни обществу. И только когда объединяются усилия, получается наиболее эффективный результат. Это, наверное, единственный путь, когда вовлекаются в работу все слои общества, если брать общество в таком глобальном видении.

О СМИ:
Уважаемый мною Владимир Владимирович Познер. Он сказал: «Я, конечно, не принимаю решения по освещению этой темы на ТВ, но поймите, что телевидение – это бизнес, и обо всех ваших добрых делах они будут говорить и писать только за деньги». На что я ему ответила: «Я понимаю, что телевидение – это бизнес, замечательно. Почему бизнес «Северсталь» должен быть социально ответственным, а такой бизнес, как телевидение, не должен?». Ведь от СМИ ничего не требуется, кроме того, чтобы просто время от времени об этом говорить».

О пиаре:
Дело в том, что крупные индустриальные компании уже давно сделали себе имя. Они все – лидеры, они все развиваются с учетом современных технологий, менеджмента. И уже нельзя говорить о том, что репутация таких компаний зависит от того, занимаются они социальными инвестициями и благотворительностью или нет.

О приоритетах:
Нашими приоритетами в благотворительной деятельности являются программы, направленные на профилактику сиротства, поддержку и развитие культуры и образования, спорта, развитие малого и среднего бизнеса и социального предпринимательства.

О главной задаче:
Какие-то новые ( социальные) технологии передаются государству полностью, потому что мы не должны его заменять, а только помогать. Это очевидно. Я все время говорю, что «Северсталь» должна, в первую очередь, добывать полезные ископаемые, варить сталь и выпускать стальную продукцию, это – наша главная задача… Но, конечно, тема социальной ответственности остается частью стратегии бизнеса.

– Наталья, если начать с истоков социальной ответственности «Северстали», то это была программа «Дорога к дому» 2006 года? Или компания начала развивать социальные проекты еще раньше?
– Вы знаете, гораздо раньше. Буквально с первых дней основания компании в 1994 году. Флагману «Северстали» Череповецкому металлургическому комбинату в этом году исполняется 60 лет. И все традиции участия компании в социальном развитии регионов ее присутствия берут начало в советском прошлом. Речь идет и об обеспечении безопасности на производстве, и о развитии квалификации персонала, и об инициативах по снижению экологической нагрузки на окружающую среду, и о социальных программах – как для своих собственных сотрудников, так и для населения регионов присутствия компании.

Надо учитывать, что Череповец – классический моногород советского периода, и если в советское время численность населения там была немногим более 300 тысяч, а на комбинате работало около 52 тысяч сотрудников, то получается, что практически каждая семья жителей города имела отношение к градообразующему предприятию. И для всех было вполне очевидно и естественно, что вся социальная нагрузка, которая касалась жизни города, была «на плечах комбината». Эта традиция трансформировалось в социальную ответственность «Северстали».

Сегодня «Северсталь» – это не только ЧерМК и Череповец, это еще несколько других крупных моногородов, в которых сохранились те же тенденции социальной ответственности индустриальных градообразующих предприятий – это Воркута, Оленегорск, Костомукша. Благодаря грамотной стратегии устойчивого развития, повышению клиентоориентированности и постоянной работе по снижению издержек, компания «Северсталь» становилась все более и более успешной, и на сегодняшний день является одним из лидеров российского бизнеса.

Составной частью социальной ответственности компании является содействие устойчивому развитию регионов, а нашими приоритетами в благотворительной деятельности являются программы, направленные на профилактику сиротства, поддержку и развитие культуры и образования, спорта, развитие малого и среднего бизнеса и социального предпринимательства.

Например, с крупнейшими музеями и театрами «Северсталь» сотрудничает с начала 2000-х годов. Поддержка Большого и Мариинского театров, Третьяковской галереи, Русского музея, реконструкции Валаамского, Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастыря и многих других объектов культурного наследия на территории регионов присутствия – это, в общем, даже более ранняя история, нежели программа «Дорога к дому».

Надо отметить, что, с течением времени, совершенствуются и социальные технологии, для эффективности социальных инвестиций применяются лучшие практики. Так, например, опыт программы профилактики социального сиротства «Дорога к дому» в настоящее время тиражируется не только на регионы присутствия компании, но и в партнерстве с государственными органами (Минэкономразвития) и многими общественными организациями, распространяется на 25 муниципальных образований России.

– Получается, что Северсталь в деле развития социальной ответственности – наследник советского образа хозяйствования – начиная с ведомственных детских садов и санаториев и заканчивая поддержкой регионов?
– Да, «Северсталь» оказалась классическим преемником тех традиций, которые зародились в советское время – по социальной поддержке, развитию персонала и территорий присутствия. Как я уже говорила это – и поддержка культуры, образования и спорта, и деятельность по развитию инфраструктуры городов – очень широкий спектр инициатив.

Причем с течением времени мы пришли к пониманию, что эффективность социальной ответственности бизнеса проявляется, когда есть единое понимание у акционеров, у совета директоров, у правления, у всего топ-менеджмента компании о том, что устойчивое и успешное развитие собственного бизнеса абсолютно коррелируется с устойчивым развитием всего региона присутствия и сообществ. Это, в общем, единственный путь эффективного взаимодействия в таком социальном партнерстве бизнеса, властей и общества: и самим развиваться, и развивать территории присутствия.

– То есть крупным компаниям выгодно вкладываться в социальные проекты, развивающие регион?
– Конечно. Это создает развитую инфраструктуру региона, более благополучный и здоровый образ жизни сотрудников компании и всего населения, и более эффективную деловую атмосферу, и, в общем – более успешное производство. Ведь очевидно, что люди, которые благополучны в своей обычной человеческой жизни, более успешны в своей профессиональной реализации и, соответственно, более глубоко вовлечены и в процессы производства.

– Вы как-то сказали такую фразу, что бизнес, в первую очередь, должен заниматься бизнесом, а не социальной сферой…
– Все зависит от контекста, я тогда имела в виду несколько иное. Я цитировала главу нашей компании Алексея Александровича Мордашова, который сказал, что, с его точки зрения, социальная ответственность – это значит больше инвестировать в производство, больше предоставлять рабочих мест и больше платить налогов. Но там, где государство и общество пока не справляются с возникающими проблемами, мы помогаем и будем помогать. Вот это, наверное, на самом деле, и есть классическое видение социальной ответственности бизнеса.

Социальная ответственность – это не только благотворительность, которая является только верхушкой той пирамиды, которая считается классической социальной ответственностью. В основе этой пирамиды – качественная продукция и качественное предоставление услуг, обеспечение безопасных условий труда, развитие собственного персонала и его социальная поддержка, а также выполнение всех обязательств перед государством и обществом – выплата налогов и снижение нагрузки на окружающую среду.

А уже потом, уже по личному желанию и усмотрению компании, – инвестиции в будущее, в развитие отдельных сфер общества. Для кого-то это культура, для кого-то спорт, образование, новые технологии, или поддержка людей с ограниченными возможностями и так далее.

Завод. Вехи

24 августа 1955 года в 15 часов 25 минут старший горновой Федор Ефимович Дроздов пробил летку и по желобам устремился первый поток череповецкого чугуна. Этот день стал считаться днем рождения Череповецкого металлургического завода и вторым днем рождением города.
Куртка, в которой Дроздов производил эту плавку, много лет была выставлена в городском краеведческом музее. Федор Ефимович был награжден за свой труд орденами и медалями, но не получил звание Героя СССР лишь из-за своей упорной беспартийности. На пенсии он проживал в городе Липецке, где и был похоронен.

14-25. 02. 1956. – XX съезд КПСС по плану развития народного хозяйства СССР на 1956–1960 гг. наметил «завершить строительство Череповецкого металлургического завода». Но на том же съезде обсуждались яркие примеры «культа личности». Одним из них, по мнению теоретиков Госплана, был Череповецкий завод: слишком затратен, построен не на месте, в угоду товарищу Сталину, побывавшему в ссылке в Вологодской губернии. По воспоминаниям управляющего трестом «Череповецметаллургстрой» Д.Н. Мамлеева, на повестке дня стоял вопрос – быть заводу или нет.

Металлурги тем временем включились в борьбу за снижение себестоимости продукции и повышение производительности труда. Вместо недавнего «Даешь чугун!» появляется лозунг «Даешь рентабельный чугун!». В итоге себестоимость продукции удалось снизить почти на 15 процентов при увеличении объема производства на 53 процента. Сумма убытков уменьшилась на 36, 2 миллиона рублей. Возобновилось и строительство новых мощностей.

1956 – был выплавлен череповецкий чудо-чугун. На мировом рынке он произвел сенсацию. Такого чистого металла даже самые взыскательные покупатели еще не встречали. Вопрос о судьбе завода больше уже не вставал.

01.05.1958 – Получена первая череповецкая сталь. Колонна металлургов, еще не остывший семитонный слиток на грузовике, сталевар Григорий Никитич Аверкин под развернутым знаменем завода — эту картину многие старожилы помнят до сих пор.

05.11.1959 – Череповецкий завод становится предприятием с полным металлургическим циклом. В ноябре 1959 года Правительство страны поздравило строителей и металлургов с вводом в действие крупнейшего в Европе листопрокатного стана.

1962 – Череповецкий металлургический завод перестает быть убыточным предприятием и входит в ряды флагманов отечественной металлургии13.12.1965 – Заработала первая в стране двухванная печь.

07.02.1966 – Череповецкий металлургический завод награжден высшей наградой СССР – орденом Ленина.

05.10.1979 – Получена 100-миллионная тонна череповецкой стали.

17.07.1980 – За большой вклад в развитие черной металлургии и достигнутые успехи в увеличении производства высококачественной продукции Череповецкий металлургический завод награжден орденом Трудового Красного Знамени.

06.11.1980 – Получена первая череповецкая конвертерная сталь

07.01.1983 – Получена 100-миллионная тонна череповецкого чугуна.
23.06.1983 – Череповецкий металлургический завод преобразован в Череповецкий металлургический комбинат.

13.04.1986 – Самая мощная в мире доменная печь № 5 «Северянка» выдала первый чугун.

23.05.1983 – Учитывая сложную структуру и комбинированный характер производства, Министерство черной металлургии СССР принимает решение о реорганизации Череповецкого металлургического завода в Череповецкий металлургический комбинат.

24.09. 1993 – В соответствии с указом Президента Российской Федерации государственное предприятие Череповецкий металлургический комбинат зарегистрировано в мэрии города Череповца как акционерное общество «Северсталь».

Игорь Симонов, «Мои герои» Изображение с сайта afisha.ru

– Есть ли какие-то принципы, по которым крупный бизнес выбирает, в какую сферу он направит свои финансы, усилия, время, какие программы подходят для участия и помощи?
– Как правило, крупный индустриальный бизнес – это территории моногородов. И это всегда какая-то история, которая, как мы с вами уже говорили, досталась компании из прошлого. Есть классическое видение, что устойчивость собственного развития абсолютно связана с устойчивым развитием регионов присутствия и общества.

Исходя из моего общения в профессиональном сообществе – а мы постоянно держим руку на пульсе того, что происходит в других компаниях, делимся лучшими практиками, и в этом очень помогает и РСПП, и «Форум доноров», и «Ассоциация менеджеров России», «Бизнес и общество» и другие профессиональные площадки – говорить о том, что крупный бизнес фокусируется на каком-то одном направлении, не приходится. Это очень широкий спектр.

Другое дело, что есть какие-то приоритеты, есть какие-то «болевые точки». Отличный пример – программа «Северстали» «Дорога к дому». Будем говорить откровенно: в начале 2000-х годов очень драматично складывалась картина с социальным сиротством в стране вообще. В городах присутствия «Северстали» в это время стали очень много отказываться от детей и передавать их на попечение государства, возросла подростковая преступность. Это было проявлением семейного неблагополучия, связанного со сложным экономическим периодом, сменой экономических формаций, с массовой потерей рабочих мест.

Фото с сайта opora-sozidanie.ru

Компания всегда поддерживала социальную сферу, всегда мониторила состояние социальной среды – руководство компании этим занимается на постоянной основе. Видя такое драматическое положение и понимая, какими последствиями это грозит, руководство приняло решение о том, что надо проанализировать лучшие технологии, которые есть в сфере социального сиротства, и начинать их внедрять. Но делать это не в одиночку, а в тесном сотрудничестве с органами государственной власти и общественными организациями.

И вот на начальном этапе были у нас очень хорошие партнеры – Фонд «Евразия», Фонд «Династия», они были очень вовлечены в эту тему, потому что она была невероятно острой для всей страны. И глава нашей компании Алексей Мордашов решил, что надо создавать Фонд «Дорога к дому» и развивать эти программы для того, чтобы преодолеть эту страшную проблему социального сиротства.

Дети, которые тогда находились на попечении государства, на самом деле, имели очень плачевные перспективы и скудные возможности для самореализации. При том, что две трети из этих детей имели живых родителей, такого демографического положения не было в стране ни после гражданской, ни после второй мировой войны. Было известно, что 80 процентов выпускников детских домов и интернатов попадали в криминальную среду, 40 процентов из них сидели в тюрьмах за различные преступления. Потом они рожали детей, от которых сами отказывались, ведь у них не было никакого навыка семейной жизни, ответственности друг за друга.

«Дорога к дому» в итоге стала важной программой решения проблемы социального сиротства, участники которой, оказавшись в трудной жизненной ситуации, получали постоянную поддержку в виде психологических консультаций, участия в тренингах, различных программах. Они учились не бояться брать ответственность за свою жизнь и своих близких на себя. Это помогало им по-другому взглянуть на жизнь. Эта поддержка осуществлялось в тесном взаимодействии с государственными и общественными социальными учреждениями.

И ситуация начала меняться. И меняться настолько позитивно, что в первые четыре годы работы, программа позволила из девяти детских домов в Череповце закрыть пять. Потому что все дети из этих детских домов обрели семью. Доказав свою эффективность в Череповце, «Дорога к дому» стала реализовываться с 2009 г. во всей Вологодской области – а ведь это чуть-чуть меньше территории Великобритании! Масштабную поддержку нам оказал президентский «Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

Сейчас программа реализуется и в других регионах присутствия компании – в Костомукше, Оленегорске, Воркуте, Балаково. Программу поддержали «Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ», «Национальный благотворительный фонд». На программу обратило внимание Минэкономразвития, которое очень активно поддерживает развитие НКО в регионах страны. А их необходимо развивать, потому что именно они могут, очень эффективно – а эффективно – это означает, что не очень большими средствами – делать очень большие дела. В итоге, Фонд «Дорога к дому» получил уже четыре гранта Минэкономразвития на передачу своих социальных технологий в другие регионы России.

– Вы говорите о важности партнерства. На недавней конференции газеты «Ведомости» «Благотворительность в России» много говорилось об этом. О сотрудничестве с государством, с бизнесом, с НКО. Какое партнерство, по вашему мнению, самое успешное?
– Для нас это, в общем-то, каждодневная практика – реализация проектов в области социальных инвестиций именно в партнерстве с государством и обществом. Решение социальных проблем никому не под силу в одиночку: ни государству, ни бизнесу, ни обществу. И только когда объединяются усилия, получается наиболее эффективный результат. Это, наверное, единственный путь, когда вовлекаются в работу все слои общества, если брать общество в таком глобальном видении.

А наиболее эффективно социальная работа идет тогда, когда к этому присоединяются СМИ. Поэтому вам огромное спасибо за то, что вы популяризируете эту тему. Я думаю, что она вам близка и понятна. Взять ту же программу «Дорога к дому»: ее успех – это результат настоящего социального партнерства государства, бизнеса, нашего фонда и других фондов, и всего населения. С самого начала реализации программы «Дорога к дому» прямыми партнерами программы были средства массовой информации Вологодской области и Череповца: дважды в месяц там выходит выпуск специальной передачи и 2-4 новостных сюжета на телевидении на эту тему. Плюс интернет-трансляции, ежемесячные публикации в печатных СМИ. Думаю, это стало залогом доверия к программе и благотворительности вообще. Ведь всем хорошо известно, какие репутационные потери были понесены благотворительностью из-за гипертрофированного, безответственного освещения в СМИ незначительных нарушений в работе некоторых фондов.

Город. Хроника нового Череповца

1951 – в Череповце сдали 5990 квадратных метров жилья.

1956 – За первое полугодие уже свыше 10000. В 1956-м впервые опробован так называемый «горьковский» метод строительства жилья: силами будущих жильцов и частично на их средства. Так построены некоторые дома по проспекту Строителей, улицам Ломоносова, Менделеева и Бульварной. Это были совершенно новые улицы: городские кварталы резко расширяли свои границы и быстро наступали на близлежащие деревни.

1956 – Тогда же в Череповце построили первый в Союзе крупнопанельный жилой дом (проспект Победы, 35), который назвали «Дом Юзбашева» — по имени главного конструктора проекта. На возведение дома горожане бегали смотреть, как на чудо: стены дома вырастали не по дням, а по часам. Коробку дома смонтировали за 27 дней вместо 60, предусмотренных при строительстве таких зданий.Опыт Череповца стали перенимать и в других городах.

1957 –В городе прибавилось свыше 150 000 квадратных метров жилья — чуть меньше того, что построено в Череповце за предыдущие 170 лет. И нынешним новоселам никогда не понять новосёлов 50-60-х годов, которые из тесной комнатенки паньковского или кичинского барака, где ютились целой семьёй, перебирались в собственное жилье — с холодной и горячей водой, газом, централизованным отоплением, отдельной кухней, санузлом, кладовками и балконом.

19.10. 1956 года – По улицам города прошёл первый трамвай. С утра до вечера трамваи ходили переполненными. Для соблюдения очереди при посадке в вагоны на конечных остановках в часы пик выставлялись милицейские посты.

30.04.1957 – Начал пробные передачи Череповецкий телецентр. В сентябре этого же года телецентр был сдан в эксплуатацию.

4.11. 1957 – открыт кинотеатр «Комсомолец». Первыми зрителями были строители этого здания-комсомольско-молодёжные бригады. Первый фильм — картина С.Герасимова «Тихий Дон».

12.08. 1959 – В День физкультурника состоялось открытие стадиона, получившего название «Металлург». Он возведен на улице Ленина на развалинах бывшего ипподрома. Стадион дал толчок к развитию в городе лёгкой атлетики, футбола и хоккея с шайбой.

1.09.1961 – Открылся парк рядом с кинотеатром «Комсомолец». Посадочный материал – яблони, липы, клёны, ясени, вязы, дубы, сосны и ели – привозили из заброшенных деревень. Деревья высаживали в ямы, которые готовили молодёжь и комсомольцы города.. Появились детские площадки, шахматные павильоны, киоски с газированной водой и квасом. Центром парка стал большой фонтан. Открытие парка — 1 июня 1961 года.

– Конечно, это снижает доверие к сфере благотворительности
Причем, ко всей масштабно. Это первое последствие столь безответственного отношения к информации. А второе страшное последствие – это то, что у людей вырабатывается, кроме недоверия, еще и индифферентное отношение к чужим проблемам: раз этот фонд такой плохой, значит, нарушения возможны во всех фондах, и мы не будем с ними работать, и вообще, заодно, не будем заниматься благотворительностью, раз у нас эта сфера такая неблагополучная.

Вот такой может быть урон от некорректных публикаций: это как ложка дегтя в бочке меда, от которой происходит потеря этого огромного ресурса – масштабного вовлечения населения в благотворительную сферу.А ведь в советские времена это у нас присутствовало в повседневной культуре. На самом деле основы культуры взаимопомощи у наших с вами сограждан заложены на генном уровне. Поэтому, просто поддержав, доверительно открыв эту тему, можно получить ошеломляющие результаты в социальной сфере.

Некоторое время назад была такая интересная история. Журнал «Бизнес и общество» проводил круглый стол о проблемах информирования общества о социальных инвестициях бизнеса и НКО в СМИ. В нем принимал участие уважаемый мною Владимир Владимирович Познер. Он сказал: «Я, конечно, не принимаю решения по освещению этой темы на ТВ, но поймите, что телевидение – это бизнес, и обо всех ваших добрых делах они будут говорить и писать только за деньги». На что я ему ответила: «Я понимаю, что телевидение – это бизнес, замечательно. Почему бизнес «Северсталь» должен быть социально ответственным, а такой бизнес, как телевидение, не должен?». Ведь от СМИ ничего не требуется, кроме того, чтобы просто время от времени об этом говорить».

Фото с сайта sdelanounas.ru

Вспомним известный пример, когда произошли драматические события на Дальнем Востоке, наводнение. Тогда акция «Первого канала» помогла собрать 800 миллионов рублей из 1 миллиарда двухсот тысяч, которые были собраны всем населением страны. Это тот самый фактор доверия населения к телевидению, который позволил значительно усилить вовлеченность и эффективность добрых дел.

Ведь здесь нет никакой рекламы бизнеса, на которую ссылаются СМИ. Потому что даже по Закону «О рекламе», реклама – это указание контактных данных, представление продукции или услуг. Мы же все время говорим о том, что информирование о наших благих делах нацелено на совершенно другую аудиторию. Это не наши бизнес-партнеры, с которыми отношения устанавливаются на специальных площадках – как-то выставки продукции или специализированные издания.

– Недавно на такой же конференции о КСО главный редактор «Филантропа» Матвей Масальцев заметил, что СМИ «не должны все время писать о социальной ответственности бизнеса», потому что это часто пиар. Можно ли с этим согласиться?
– Конечно, нет. Да и пиар ведь тоже бывает разным. Поднять репутацию бизнеса, который работает день и ночь для того, чтобы быть успешным, который несет огромную ответственность и социальную нагрузку, это не так плохо, честно говоря. Для того, чтобы люди доверяли, присоединялись к нашим проектам, для того, чтобы понимали, что мы это делаем не ради рекламы и продажи собственной продукции. Хотя и это тоже неплохо.

Потому что, честно говоря, успех компании, позволяет ей не только приносить прибыль ее акционерам, но и больше инвестировать в социальную сферу. За этим стоит глобальная задача повышения качества жизни населения и процветание страны, в которой все могут быть друзьями и партнерами. Ушли те времена, когда некоторые компании делали благие дела для повышения своего авторитета.

Дело в том, что крупные индустриальные компании уже давно сделали себе имя. Они все – лидеры, они все развиваются с учетом современных технологий, менеджмента. И уже нельзя говорить о том, что репутация таких компаний зависит от того, занимаются они социальными инвестициями и благотворительностью или нет.

Дело в том, что крупные индустриальные компании уже давно сделали себе имя. Они все – лидеры, они все развиваются с учетом современных технологий, менеджмента. И уже нельзя говорить о том, что репутация таких компаний зависит от того, занимаются они социальными инвестициями и благотворительностью или нет.

– Если вернуться к вопросу о сотрудничестве с властью, то в этом есть проблемный момент. Участники недавней конференции «Благотворительность в провинциальной России», отмечали, работать с местной властью часто бывает трудно, потому что власть или оказывает давление, или мешает продвижению идей. Опыте «Северстали» подтверждает это мнение?
–Взаимодействие любых участников какого бы то ни было процесса – это всегда сложная работа. Это искусство ведения переговоров, искусство убеждения, искусство постановки совместных целей и их достижения. Можно говорить о каких-то сложностях, но говорить о том, что отношения с властью драматичны и непреодолимы, неверно. У «Северстали» это скорее, позитивные истории.

Мы преодолеваем все трудности, которые возникают, и партнерство с властями есть на всех территориях присутствия компании. Диалог у нас есть и по «Дороге к дому», и по поддержке культуры, спорта, социально-экономическому развитию территорий.

Быт. Богатый город

Рестораны 70-х составляли важную часть жизни нового города. Они привлекали своей доступностью. Широкий выбор сухих и марочных вин по цене от 2 до 6 рублей, а также салатов по цене от 15 до 40 копеек, позволяли провести время на 3-5 рублей. «Фрегат», «Шексна», «Русь», «Три тополя» привлекали тех, кому было от 20 до 35 лет. Посещать танцплощадку в cтаром парке они считали уже не солидным. Тем более после танцев часто возникали массовые драки, в которых порой участвовало от 50 до 100 и более человек. В 70-е молодежь четко делилась на районы: «Заречье», «Площадь», «Московский», «Фанера», «Весенняя», «Горького», «Панькино». Стоило только кого-то задеть, и «район» начинал биться с «районом».

По инициативе музыкантов и при поддержке горкома комсомола в Череповце ежегодно с 1976 года по 1986 год проходил фестиваль исполнителей и вокально-инструментальных ансамблей «Красная роза». Действо, длившееся несколько дней, собирало огромную аудиторию. «Белые грифы», «Новое время», «Лабиринт», «Рок-сентябрь», Александр Соловьев (сегодняшний «Рояль-Вио»), Юрий Шевчук, Николай Носков («Парк Горького») были лауреатами фестиваля-конкурса и кумирами публики.

В 70-80-е годы многие череповчане стремились иметь свою собственную библиотеку. А это привело к очередям в книжных магазинах, записи на собрания сочинений, ажиотажу при каждом новом поступлении книг. Главными для книголюбов стали магазины на улице Ленина и улице Сталеваров. К тому же «Вторсырье», принимая от населения макулатуру, выдавало талоны, которые можно было предъявить при подписке на ту или иную книгу. 45 кг сданной бумаги – за один талон. Очень популярны были встречи с писателями, особенно те, которые проходили в библиотеке имени В.В. Верещагина.

Общий вид на Индустриальный, Зареченский и Северный районы Череповца Фото с сайта nesiditsa.ru

–В целом социальные проекты топовых компаний активно развиваются именно в регионах. Почему? Связано ли это только с тем, что у компаний там работают региональные структуры? В Москве и Санкт-Петербурге корпоративная социальная ответственность бизнеса, кажется, заметна не так сильно.
– Это замечательный вопрос. Действительно, ресурсные и индустриальные предприятия крупного бизнеса расположены не в центральных регионах. Как правило, это – моногорода, где такие компании – главный работодатель, главный налогоплательщик и главный донор.

В таких регионах больше не к кому обратиться, кроме крупных предприятий, помощи которых, естественно, не хватает на всех. Поэтому так важен вопрос диверсификации экономики и развития малого и среднего бизнеса. Тем не менее, у «Северстали», как и других крупных бизнес-структур, много различных социальных проектов в Москве и Санкт-Петербурге – может быть, о них просто меньше говорят.

Мы поддерживаем Большой театр, Третьяковскую галерею, Музей изобразительных искусств Пушкина, Исторический музей. Например, мы много лет поддерживаем направление работы с детьми в Третьяковской галерее. А в Санкт-Петербурге мы поддерживаем программы и Русского музея, и Мариинского театра, который является, наверное, одним из самых важных культурных институтов в области музыкального исполнительного искусства, и несколько университетов.

Есть еще знаменитый Пасхальный фестиваль, который, например, в этом году делает 110 концертов, из них 70 – благотворительные, по всей территории страны. Или Театральный фестиваль «Золотая Маска», который в течение года отсматривает более 600 спектаклей! В прошлом году это было 660 спектаклей, более 40 лучших из них привезли на конкурсную программу в Москву, а потом показывают в регионах. Это сильный мотивирующий фактор и для маленьких, и для больших региональных театров. В этом году будет десять лет региональной программе «Золотая Маска» в Латвии, где 40 процентов русскоговорящего населения, и для них это как глоток свежего воздуха и жизненно важная поддержка российской культурой. За эти 10 лет при поддержке «Северстали» были показаны 90 лучших спектаклей из 60 российских театров! А осенью спектакли поедут в регионы – в Череповец, Костомукшу, где находятся наши предприятия.

В целом, я думаю, что для всех крупных компаний одна из главных задач – это содействие развитию регионов присутствия. А в Москве и в Санкт-Петербурге очень много разных других структур для привлечения благотворительных средств. И надо развивать, наверное, технологии фандрайзинга для того, чтобы уметь привлекать их, заинтересовывать и, в итоге, иметь намного больше доноров, нежели одни только крупные компании.

В Москве и Санкт-Петербурге есть десятки тысяч компаний, которые можно вовлечь в благотворительность. Это и малый и средний бизнес, это и крупные компании, и компании, которые оказывают сервисные услуги, а не только занимаются производством.

80-е и 90-е. Другая жизнь

В 1985 году в городе родилось 5 300 человек — это почти на 100 больше, чем в 1984 году, жителей стало 308 600 человек. Череповец продолжал набирать темпы развития.

1986 – Важнейшим делом для города стал пуск домны № 5 – крупнейший в стране. В народе ее называли «Северянка». 19 февраля вечером на «Северянку» было подано тепло с воздухонагревателя, домна встала на технологическую сушку. 100-метровый гигант теперь возвышался над всем металлургическим производствам, как еще одна вершина, которую сумел взять Череповец.
1987 – На страницах «Комсомольской правды», «Вологодского комсомольца» и газеты «Коммунист» появились тревожные статьи о сбросе в Рыбинское водохранилище стоков коксохима. Лов рыбы запретили. Ущерб экономике был оценен в сотни миллионов рублей. Начальнику коксохимпроизводства дали штраф 100 рублей, главному инженеру – 20 рублей.

1987 – Горожане с радостью встретили сообщение об отмене проекта поворота северных рек.

9.04. 1987 – Первый в городе экологический митинг с шествием колонн с площади Строителей и Красноармейской площади. Началось действо в 12 часов. Постепенно заполнилась вся площадь. Трибуна с микрофоном была установлена на грузовике у дворца Строителей.над выступающими реял лозунг: «Хочешь приблизить свой конец — приезжай в Череповец!».

27 03.1990 – Череповчане наблюдали «летающие тарелки». В 20.40 светящийся на солнце шар отполированной или расплавленной стали уходил на юг (Ю. Головко житель улицы Краснодонцев). К этому времени в городе уже несколько месяцев существовала при городском Доме культуры секция уфологов в составе 10 человек, возглавлял которую инженер-радиотехник В. Коршунов.

Лето 1990 – Первые пробки при подъезде к городу в воскресный вечер.В связи с дефицитом прнодуктов горожане начали серьезно относится к огородничеству. В деревнях встала проблема — в местных магазинах, итак полупустых, перестали дачникам продавать что-либо кроме хлеба. На этой почве появилось много конфликтов.

4. 11. 1990 – Первого после 1917 года городской крестный ход во славу Иконы Казанской Божьей Матери.

1.12. 1990 – Вводятся талоны (дополнительно к существующим) на крупы, мясные продукты, жиры, постное масло, на соль, спички.Еще раньше появились талоны на сахар, масло, колбасу, вино, мыло. С 10 января 1991 года объявили о введении продовольственных книжек с фотографиями – талоны стали подделывать.

1. 06.1991 – Издан первый «Закон о занятости в РСФСР» по которому людям, зарегистрированным в службе занятости, присваивался статус безработного. Появился первый безработный нового времени и первый Центр Занятости в Череповце

24.03 1992 – Создается комитет по социальной защите населения мэрии города Череповца. Первоначально туда вошли отдел труда и социальных программ и отдел социального обеспечения. Необходимость, а также имеющиеся средства, позволили комитету открыть в 1992 и 1993 годах две благотворительные столовые для бесплатного питания малоимущих граждан. В 1995 году открывается специальный жилой дом для одиноких пенсионеров – Дом ветеранов.

– Чуть раньше вы сказали, что, когда компания делала проект «Дорога к дому», изучались самые успешные проекты в этой области. Но потом уже «Северсталь» стала обучать региональные НКО продвижению этого проекта. Сейчас у вас идет это обучение на постоянной основе?
– Этот процесс развивается, совершенствуются и социальные технологии. Мы создали внутри фонда «Дорога к дому» ресурсно-методический центр, который, собственно, и был грантополучателем Минэкономразвития на распространение лучших социальных практик в регионах страны. Каждый год в декабре программа подводит итоги и планирует задачи на следующий год. Это все проходит при участии и прямом попечительстве главы компании Алексея Александровича Мордашова. Он собирает представителей всех вовлеченных структур – из государственной сферы, из НКО, СМИ. Мы обсуждаем, чего удалось достичь, рассматриваем новые темы, которые предстоит развивать, на основе мониторинга социальной ситуации смотрим, что становится более востребованным, на что нам надо обратить внимание в следующем году.

Какие-то новые технологии передаются государству полностью, потому что мы не должны его заменять, а только помогать. Это очевидно. Я все время говорю, что «Северсталь» должна, в первую очередь, добывать полезные ископаемые, варить сталь и выпускать стальную продукцию, это – наша главная задача… Но, конечно, тема социальной ответственности остается частью стратегии бизнеса.

– Вы часто упоминаете участие главы «Северстали» Алексея Мордашова в развитии социальной ответственности компании. Важно ли, что лидер бизнеса проявляет заинтересованность в сфере корпоративной социальной ответственности?
– Конечно. Это создает особый дух у сотрудников, которые вовлечены в социальную работу. Лидер нужен любому делу. И когда человек, который занимается стратегическими очень важными вопросами в области бизнеса, настолько вовлечен в социальную сферу, это очень мотивирует всех участников процесса – как внутри компании, так и у наших главных стейкхолдеров извне – благополучателей и партнеров по всем социальным проектам.

– Скажите, какие тенденции развития социальной ответственности бизнеса в России вы наблюдаете? И влияет ли экономический кризис на деятельность компаний в этой области?
– Во-первых, в непростые времена надо концентрироваться и уметь меньшими усилиями достигать большего результата. Хотя это вообще всегда важно для получения хороших результатов. Во-вторых, сейчас очень важно развивать малый и средний бизнес, который может задействовать огромный человеческий ресурс и мог бы стать очень полезным партнером для реализации дальнейших изменений в социальной сфере и решения проблем. По счастью, сейчас на это сейчас государство обращает все больше и больше внимания.

Наталья ПОППЕЛЬ, руководитель управления по КСО и бренду компании «Северсталь»

Для любого человека всегда важны не только карьера, деньги, дом, дети. Но еще и самореализация, эффект самоуважения. А он достигается тогда, когда человек осознает, что его миссия еще и в преобразовании жизни вокруг в более благополучную гармоничную во всех аспектах. И в этом социальная работа и вовлеченность в благотворительную работу играет очень большую роль для каждого человека.

– Это становится трендом?
– Да, это действительно становится трендом. В том числе, для репутации компании. Поскольку, как мы уже говорили, за этим стоят и вопросы доверия поставщиков и потребителей, и очевидно – большей, прибыльности и капитализации компании. Когда компания социально ответственна – ей можно доверять. Значит, она серьезно относится к развитию собственного бизнеса, она инвестирует в новые технологии, она дает социальные гарантии и развивает своих сотрудников. У нас в «Северстали» более 70% сотрудников проходят через программу тренингов и обучения, развития в течение года. Значит, такая компания – всерьез и надолго. У нее есть масштабная благотворительная деятельность, которую можно рассматривать как программу инвестиций будущего. Очень хорошо, что сейчас в этом участвует и крупный бизнес, и, пусть пока в меньшей степени, малый и средний. У этого процесса огромный потенциал, над развитием которого мы каждодневно работаем.

Социальные и благотворительные инвестиции компании «Северсталь» в 2014 году составили 53.2 миллионов долларов.

Программа по содействию развития малого и среднего бизнеса в г. Череповце «Агентство городского развития».
Благодаря работе Агентства в 2014 году в Череповце:

Создано более 200 новых рабочих мест;

218,4 млн руб. инвестиций привлечено на основании заключенных соглашений (договоров) между участниками инвестиционного процесса на территории г. Череповца;

21,6 млн руб. – объем налоговых (отчисления по НДФЛ) и иных (арендная плата) поступлений в бюджет города;

Более 700 предпринимателей прошли дополнительные курсы;

Проведено более 200 мероприятий, направленных на развитие бизнеса

Проведено 5 000 консультаций по ведению бизнеса, выпущено 1 300 информационных материалов, на постоянной основе работает портал по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Программа «Дорога к Дому»
Благодаря благотворительной программе «Дорога к Дому» ежегодно от 1000 (в 2007 году) до 13000 (в 2014 году) череповчан получают квалифицированную социальную, психологическую, юридическую, материальную поддержку через проекты Программы.

Фото с сайта admbal.ru

С 2007 года благодаря Программе только в Череповце произошли социально-значимые изменения в 3 495 семьях:
Восстановились/улучшились отношения с социальным окружением, родители стали реже употреблять алкоголь, семья самостоятельно может решать важные для ее вопросы и др.

С 2010 года улучшились детско-родительские отношения в 5 742 семьях: родители «принимают» и понимают ребенка, последовательны в своих требованиях, дети и родители научились договариваться, конструктивно решают конфликты, совместно проводят досуг и др.

У 2 757 семей улучшилось материально-экономическое положение: получили материальную, благотворительную помощь, помощь специалистов в оформлении пособий, выплат, оформлении алиментов, трудоустройстве и др.

Благотворительная программа «Музеи Русского Севера»
Программа направлена на поддержку инициатив для развития художественных музеев, проводится по инициативе и финансовой поддержке ПАО «Северсталь». Цель Программы – выявить и поддержать лучшие проекты, направленные на активизацию деятельности региональных художественных музеев,
развитие связей между музеями и другими культурными и образовательными институциями, создание и развитие новых направлений и форм музейной работы.

Всего за время благотворительной программы на участие в конкурсе было подано 185 проектных заявок. Финансовую поддержку уже получили 27 проектов, это более 18 млн рублей грантовых средств.

Фрагмент росписи Покровской церкви в Кижи. Музей-заповедник «Кижи» вошел в число победителей конкурса грантов благотворительной программы «Музеи Русского Севера», объявленного в июне 2014 года по инициативе компании «СеверСталь» Фото: ru-travel.livejournal.com

Программа «Стиль стали»
«Стиль Стали» – это ежегодный конкурс творческих проектов компании «Северсталь» для детей и юношества при участии в разные годы «Детской творческой мастерской» Государственной Третьяковской галереи, Московской «Мастерской художественного проектирования», Детского центра
автомобильного дизайна и Лектория Государственного Политехнического музея, архитектурной школы «МАРШ» и Британской высшей школы дизайна.

Ежегодно около 100 школьников получают уникальные творческие навыки, опыт и знания в различных областях: машиностроении, архитектуре, авиастроении, открыть для себя увлекательный процесс созидания как в гуманитарных так и технических профессиях.

Использованы материалы сайтов: http://www.cpv.ru/modules/myhistory/;
http://historycher.ru/; http://chere.ru/ и музея ЧерМК ОАО «Северсталь»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?