Беседа с Силваной Павловой, руководителем воскресной школы для неслышащих детей при храме святых Кирилла и Мефодия в Софии (Болгария)
– Как и везде, в вашей воскресной школе тоже была рождественская ёлка. Ваши ученики ощутили радость Рождества Христова?
– Конечно! За неделю до праздника они получили задание написать рассказ на тему «Как мы отмечаем Сочельник и Рождество дома». Ученики из второй группы (15–20 лет) написали прекрасные сочинения, и я заметила, что, хотя есть смешение поверий и обрядов, все же в основе – православная христианская символика. Цель этой домашней работы была именно эта – помочь отделить языческие обычаи от православных и познакомить детей со значением символов православной культуры. Они узнали о том, как весь мир готовится к празднованию Рождества Господа Иисуса Христа – события, чрезвычайно важного для нашего спасения. Дети из первой группы (8–15 лет), все еще живущие в мире волшебства, воспринимают Рождество Христово как чудо. Мы хотели усилить это чувство нашей рождественской ёлкой, и на ней дети «раскрылись» полностью. Они рассказывали рождественские стихотворения словами и жестами, подготовили к празднику подарки для гостей, и сами получили награды – свидетельства о своем старании, проявленном во время обучения, и пакеты с подарками. Сейчас уже они знают, что любое усилие, которому сопутствует молитва, дает свой результат. А разве может быть большая награда, чем жизнь вечная! Награда, которая приходит к нам с приходом Господа на землю.
– Насколько мне известно, ваша школа – единственная воскресная, то есть прицерковная, школа такого типа. Как появилась идея ее создания и как относится руководство школы для неслышащих детей к вашей деятельности?
– Тут я воспользуюсь возможностью поблагодарить руководство школы: ведь всего после двух наших бесед и за довольно короткое время мы смогли организовать две группы для занятий. Было видно, что это люди верующие и желающие детям только хорошего. Пока это единственная прицерковная школа такого типа, но я надеюсь, она станет хорошим примером для других. Истоки этой идеи – в многовековой традиции Православной Церкви. Обучение в прицерковных школах поддерживало духовный потенциал народа столетия назад. В современном мире, многоликом в культурном отношении, воспитание непреходящих христианских добродетелей и стремления к самосовершенствованию исключительно важны для формирования личности.
– Легко ли работать с неслышащими детьми?
– Когда человек хочет поделиться самым сокровенным – верой, то об этом не говорят как о работе. Мы в первую очередь христиане…
– Насколько глубоко такие дети могут вникнуть в религиозные истины?
– Настолько же, насколько и любой человек. До сих пор им недоставало целенаправленных занятий. В первую очередь мы должны познакомить их с тем, что происходит в Церкви и в жизни христианина. Мы используем основной метод преподавания вероучения – беседу. В связи со спецификой аудитории лучше всего, чтобы материал был наглядным. Когда дети рассматривают фотографию или изображение какого-то церковного предмета, а потом видят его в храме, они уже знают его значение, и тут задействуются внутренние чувства. Так поступательно строится их духовная и нравственная жизнь.
– Вы получаете поддержку откуда-нибудь?
– Самое важное в этом проекте – благословение Церкви. Через него мы имеем самую важную поддержку. Дальше все выглядит как стандартный образовательный проект. Необходимы база, средства, транспорт, техника и т.д. На начальном этапе проекта, который имел характер образовательного эксперимента, финансирование осуществлялось церковным настоятельством при храме святых Кирилла и Мефодия, настоятелем которого является протоиерей Александр Георгиев. Наши молитвы были услышаны, и теперь мы имеем серьезную финансовую и, главное, моральную поддержку дирекции вероисповеданий при Совете министров. Мы благодарны всем, кто помогал нам и поддерживал по мере сил.
– Как относятся представители государственных учреждений к этой группе молодых людей и их внешкольной деятельности, которой вы с ними занимаетесь?
– К сожалению, мы живем во время перемен во всех государственных учреждениях. Основное учреждение, чьими членами станут эти дети, – Союз глухих Болгарии, и я с радостью хочу сказать о том, что Союз поддерживает наше начинание и помогает нам, особенно в переводческой деятельности. Не могу не назвать имя моей преподавательницы и единомышленницы Миряны Мошевой, координатора Национального методического и консультативного центра по проблемам языка жестов при Союзе глухих.
– Можно ли считать, что религиозное образование неслышащих детей предоставляет нашим вероучителям особые возможности?
– Да, и это было другой моей задачей. Этим проектом я хотела показать коллегам, что дети очень нуждаются в них. Они, как вероучители, занимают свое место в системе воспитания и образования будущего поколения. За мной идут преподаватели, уже усвоившие язык жестов на двухгодичном курсе Богословского факультета Софийского университета. Я знаю, что реализация такого проекта – непростая задача, но путь уже проложен. Надеюсь, что всеобщими усилиями он будет расширен. Я с нетерпением жду следующего учебного года и следующих групп, которые будут учиться у вероучителей, овладевших языком мимики и жестов.
– Что желают друг другу ваши неслышащие ученики на Рождественские праздники?
– За прозаичным «Здоровья и счастья» я вижу их глубокие желания, но они настолько личные, что было бы некорректно делиться ими. Наивные пожелания этих детей, как и у всех других, наивны до самой глубокой мудрости. Для меня самая большая радость – когда они нетерпеливо расспрашивают меня, придут ли к ним и на следующей неделе. Сейчас у нас каникулы до 13 января. И радостно, и грустно видеть их насупленные лица, когда они мне показывают жестами: «Так нескоро!». Но когда я убеждаю их, что они не останутся одни в это время, что мы, христиане, всегда вместе в молитве, они снова оживают.
– А Вы чего им желаете?
– Желаю им, чтобы эта жажда знаний, которую я в них вижу, никогда не пропадала. И я молюсь за них как за своих детей, чтобы из этих хороших ребят получились хорошие христиане, потому что «их есть Царство небесное».
Перевод с болгарского Федора Кадайдова специально для Православие.Ru